Педагогический совет «Использование ИКТ в работе классного руководителя»


Педагогический совет

«Использование ИКТ в работе классного руководителя»

Цель педагогического совета – рассмотреть возможность применения ИКТ в воспитательном процессе, расширить знания классных руководителей в области использования пакета Microsoft Office, выявить затруднения классных руководителей при использовании компьютера, рассмотреть положительный опыт использования ИКТ в воспитательной работе педагогов школы


«Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать»
Сеймур Пайперт

Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю. От успешности его работы зависит уровень воспитанности учащихся и межличностные отношения в классном коллективе.

Цель деятельности классного руководителя- это создание условий для самореализации и саморазвития личности обучающихся, его успешной самореализации в обществе. Но для того, чтобы ребенок верил в искренность слов учителя, самому классному руководителю необходимо саморазвиваться и самореализововаться в обществе. Использование ИКТ в педагогической работе - это один из способов самоутверждения в школьном коллективе.

За последние несколько лет ИКТ утвердили свои позиции в учебно-образовательном процессе – многие педагоги используют компьютер на своих уроках. Но возможности ИКТ в воспитательной работе с детьми пока еще не исчерпаны.

Одна из задач, стоящая перед педагогами: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ.

Основными целями внедрения ИКТ в работу классного руководителя являются:

- формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества;

- формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества;

- развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;

- развитие познавательной и творческой активности учащихся;

- формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности;

- повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;

- организация эффективного информационного взаимодействия учителей, школьников и родителей;

- внедрение средств ИКТ в социально-воспитательную работу;

- развитие способности свободного культурного общения;

- обучение методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания;

- всестороннее развитие личности ребенка;

- организация содержательного досуга детей и молодежи.

Таким образом, внедрение ИКТ в процесс обучения и воспитания позволяет нацелить школу на достижение таких результатов образования, как:

- компетентность разрешения проблем, т.е. способность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей и оценивать результаты своей деятельности, что позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь;

- информационная компетентность, т.е. способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях, что позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи;

- коммуникативная компетентность, т.е. способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, взаимодействовать с членами группы, готовность получать необходимую информацию в диалоге, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении.


В основе информационной культуры учителя лежит информационно-компьютерная грамотность, под которой понимается система компьютерных знаний и умений, обеспечивающая необходимый уровень получения, переработки, хранения и представления профессионально значимой информации.

Можно сформировать минимальные навыки информационной деятельности педагога:
уметь применять компьютер и периферийные устройства;
уметь применять прикладные ПО и графический интерфейс на уровне пользователя;
уметь применять коммуникационные средства (электронная почта, Интернет) на уровне пользователя;
иметь представления о правовых и этических нормах работы с информацией;
уметь применять санитарные нормы и правила при работе на компьютере;
уметь использовать презентационное оборудование и средства;
уметь работать с различными видами информации на уровне пользователя.

Следует отметить, что многие классные руководители используют в своей работе ПК. У них есть желание использовать ПК в своей работе, как то: проведение часов общения, внеклассных мероприятий, оформление документации, проведение тестирования и др. К сожалению, не все имею возможность использовать ПК непосредственно в школе, классах. Материальная база школы мала, не даёт достаточных возможностей для постоянного и планомерного использования ПК. Оснащенность кабинетов школы оставляет желать лучшего.

Каждый педагог, беря на себя функции классного руководителя, сталкивается с ворохом документации. Ему необходимо:
    в начале года уточнить списки класса;
    собрать всю информацию о каждом ученике класса, заполнить соответствующую страницу в журнале;
    отдельно подать необходимые данные медикам;
    заполнить занятость в кружках и факультативах;
    систематически отслеживать успеваемость и посещаемость;
    в конце каждой четверти заполняется:
    ведомость успеваемости;
    ведомость посещаемости;
    данные о детях, чьи родители работают в определенном заведении;
    одноразовая списочная информация.
Традиционно, у каждого педагога существуют свои журналы, где и хранятся необходимые сведения о каждом ребенке. Для того, что бы сдать какой либо отчет, перебирается вся информация и вручную или на компьютере создается документ. Причем, каждый раз, как только готовится отчет, тратится немало времени на частично однообразную работу: написание списка, заполнение требуемых колонок. Тем более информация, собранная для отдельных отчетов больше года не хранится и анализ данных за несколько лет достаточно труден, если не сказать, невозможен.  
Области применения и возможности ИКТ в работе классного руководителя
1. Электронная документация классного руководителя:
План воспитательной работы;
Социальный паспорт класса;
Психолого-педагогические характеристики учащихся класса;
База данных учащихся и их родителей.
Информационные технологии позволяют автоматизировать делопроизводство. Многими институтами создаются специализированные программные комплексы для управления школой.  
Наверное, такие программы это – очень близкое будущее, т.к. любая автоматизированная система предполагает наличие компьютерной техники в каждом школьном кабинете. Однако любая автоматизированная система создается конкретными людьми под конкретное учебное заведение. А, так как в различных учебных заведениях, все-таки, есть свой стиль, то трудно найти систему, которая нравилась бы всем безоговорочно. И еще не маловажно такие программы стоят денег. В результате этого, по возможности и желанию любой педагог создает свой стиль документа от бумажного носителя до электронного. В начале года в электронных таблицах Microsoft Excel можно создать список учащихся класса и сохранить для дальнейшего использования. Для этого детям раздается анкета, в которой предложено заполнить поля необходимой информацией. Если классное руководство не первый год в этом коллективе, то все равно предлагается анкета, с целью выявить изменения. Вся информация из анкет переносится в базу данных. База данных создается на основе Microsoft Access , что позволяет хранить большие объемы информации, и, что самое главное, быстро находить нужные данные. Задаются поля, которые стандартно используются во всех школьных анкетах. Если в процессе понадобится дополнительное поле, то его легко создать, добавить в форму и заполнить.
Для заполнения базы можно создавать две формы: карточка ученика и карточка семьи. В первой карточке отображаются данные, касающиеся только информации об ученике. Эти данные чаще всего требуются для формирования различных отчетов для завуча, для медиков, для библиотеки и для создания различных заявок. Вторая форма создана с информацией о семье учащегося. Эти данные могут понадобиться при составлении отчета по количественному составу семьи, по материальной обеспеченности и социальному составу семей класса. База данных, Может содержать поля - номер личного дела и пол, номер паспорта. Имея такую базу, легко формировать различные виды отчетов. Кроме этого всегда можно воспользоваться этой информацией в начале следующего года, если у вас не изменилось классное руководство. К сожалению, журнал все равно придется заполнять вручную. Но сведения уже все будут у вас под рукой. 

2. Мониторинг
успеваемости по четвертям, полугодиям и за год;
уровня воспитанности.
может формироваться с помощью электронных таблиц Microsoft Excel.
Ребята довольно живо интересуются своим положением в учебной деятельности. Вырабатывалось здоровое «спортивное» соперничество. Поэтому на стенде классного уголка можно вывешивать красочное сообщение рейтинга успеваемости. Завершая каждую четверть, классный руководитель создает сводную ведомость успеваемости класса. Обычно она выглядит в виде таблицы, где записан список класса по вертикали слева и перечень предметов по горизонтали вверху. По этому листу определяется количество отличников, хорошистов, имеющих тройки и неуспевающих. Эти сведения позволяют проследить за интеллектуальным развитием ребенка, за его периодами роста и спада и сделать выводы на каком этапе времени можно добиться от учащегося максимального подъема в обучении.

3. Диагностирование, анкетирование.
Каждый классный руководитель в своей работе пользуется различными диагностиками, которые требуют больших временных затрат на обработку и анализ. Данные отчеты могут формироваться с помощью электронных таблиц Microsoft Excel. Электронные таблицы позволяют наглядно представить результаты обработки анкет, диагностик с помощью графиков и диаграмм. Такие наглядные результаты анкетирования интересны не только учащимся, но и родителям.
Аналитико-прогностическая функция подразумевает изучение индивидуальных особенностей обучающихся и их развитие. В этом классному руководителю способны помочь ИКТ. Проведение тестирования и подсчет результатов можно доверить компьютерной программе.

Определение уровня воспитанности каждого ученика, целого класса. В чем преимущества компьютерного варианта по сравнению только с текстовым представлением информации о воспитанности? Во-первых, это наглядность представления информации, во-вторых, при смене классного руководителя нужно оперативно получить достоверную информацию о каждом ученике. При составлении плана воспитательной работы в классе на будущий учебный год приходится учитывать особенности каждого школьника. Представим, что у большинства учащихся класса такой показатель как доброта, отзывчивость, милосердие низкий. Классный руководитель в этом случае должен акцентировать свое внимание на беседы о нравственности, обсуждению прочитанных книг, просмотренных фильмов, конкретных жизненных ситуаций и т.д.Очень удобная в использовании программа Microsoft Excel, которая позволяет по введенным формулам прямо на глазах подсчитывать средний показатель ученика по разным критериям, средний показатель класса по данному критерию, найти эти значения в процентах и построить диаграммы. Таким образом, мы получаем возможность оперативно получить информацию о воспитанниках, прослеживать динамику их развития.
4. Коммуникации
Для непосредственного общения с учениками и их родителями большие возможности дает Интернет. Для коллективного (и личного, в том числе) общения можно использовать Чаты и Форумы.
Общение возможно через Обратную связь школьного сайта. Для личного общения можно воспользоваться электронной почтой.
5. Творческая работа с учениками
Выпуск электронной газеты класса или школы.
Создание электронного альбома для выпускников.
Разработка электронной «Летописи» класса.
Творческие отчеты в виде презентации о праздниках, походах, поездках, экскурсиях.
Создание портофолио каждого учащего класса, портофолио класса.
К коммуникативной функции относится содействие общему благоприятному климату в классе. Становление доброжелательных межличностных отношений происходит в результате совместной деятельности учащихся класса. К такой деятельности относятся классные часы, информационные часы «это интересно», ведение классного фотоальбома, подготовка и проведение общешкольных мероприятий
Поиск информации к беседам, тренингам и круглым столам стал намного проще с помощью ресурсов сети Интернет. Ведение электронного классного фотоальбома сохраняет в памяти детей яркие моменты школьной жизни. Наиболее эффективно создание и пополнение такого альбома силами учащихся при поддержке классного руководителя.
6. Работа с родителями
для коммуникаций;
для проведения родительских собраний.
В работе же с родителями иногда приходится испытывать затруднения с проведением родительских собраний. Не секрет, что большинство родителей не любят их посещать. Всегда находятся причины, по которым они не могут (или не хотят) присутствовать. И собрать всех – вот моя задача. Существуют различные методики для решения этой проблемы, и я их часто применяю в свой работе. Одним из них и является использование ИКТ: применяя фото и видеоматериалы из жизни класса, предлагая диаграммы успеваемости и качества знаний, можно сделать родительское собрание ярким событием, вызываю тем самым у родителей желание прийти вновь.

7. Внеклассные мероприятия
Подготовка и использование презентаций при организации внеклассных мероприятий (соревнования, классные часы, диспуты и т.п.), которые позволяют красочно и наглядно представить любой материал, а также позволяют экономить время проведения мероприятия;
При подготовке и проведении внеклассных мероприятий, оформлении классного уголка, вместе с учащимися можно использовать и другие прикладные программы, такие как проигрыватель Windows Media, графический редактор Adobe Photoshop, которые делают внеклассную работу яркой и запоминающейся.
Большая роль в воспитательной работе отводится классному часу. Он формирует ценностные ориентации у учащихся, определенное отношение к окружающему миру, к тому, что в нем происходит. А если к тому же при проведении классного часа используются проектор или интерактивная доска, то он запоминается и усваивается учащимися лучше. Применение ИКТ делает работу классного руководителя более эффективной и результативной. Детям очень нравятся такие мероприятия, и они не только ждут, но и помогают их готовить
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.
Цель педагога при подготовке к мероприятию – организовать найденный материал совершенно в ином свете: сделать наглядным, понятным и интересным. Согласитесь, как можно говорить о Великой Отечественной войне, и не увидеть военных фотографий: голода, разрушений, сражений или радости Победы. А песни военных лет берут детей за душу. Видеохроники позволяют увидеть страшные кадры войны, дают детям понять, что такого не должно повториться. Во время классного часа ребята сами могут непосредственно использовать компьютер. Например, для поиска какой-либо информации в Интернет, для просмотра фотографий, для ответов на вопросы тестов или для участия в конкурсе компьютерных рисунков. В Интернет есть много познавательных сайтов, можно знакомить с ними ребят. Организовать это можно очень интересно: продумать заранее вопросы, на которые учащиеся будут искать ответы, сделать необычные схемы для заполнения.
На школьных праздниках компьютер стал незаменимым помощником. Все мероприятия, на которых удаётся использовать мультимедийный проектор, музыку, проходят на высоком уровне и очень нравятся детям. Презентации, видеозаписи и музыка реально вошли в жизнь нашей школы.
Для  проведения классного часа, внеклассного мероприятия педагоги используют презентацию. Множество фотографий, видеофрагментов, музыки позволяют заинтересовать абсолютно всех учащихся и воспитанников. Для подготовки к такого рода мероприятиям педагоги используют  программу MS Power Point. Материал для тематических классных часов можно находить в Интернете, используя поисковые системы, в учительской газете, на лазерных дисках, в литературе и др. источниках. Фотографии, репродукции, рисунки и другие наглядные материалы можно сканировать.
8. Методическая работа
сопровождение выступления на педсовете, МО;
для проведения семинара или творческого совещания;
для обобщения собственного опыта.

Заключение.
Обозначим положительные моменты использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе:

- повышение уровня мотивации учения;

- создание условий для реализации творческого потенциала ученика;

- воспитание компьютерной культуры;

- психологическая подготовка детей к «информационному» веку.

Таким образом, применение информационных технологий позволяет подойти к вопросу организации воспитательного процесса с качественно новой стороны.
Преимущества использования ИКТ. Использование ИКТ существенно облегчает трудозатраты по ведению документации классного руководителя, а значит остается больше времени для работы с учениками. При помощи ИКТ классный руководитель может готовить разнообразные материалы для использования непосредственно при проведении классного часа, родительского собрания, на выступлении ШМО и педсовете. ИКТ позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более творческими. Использование НИТ во многом упрощает процесс общения с учениками и их родителями.

Таким образом, использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление. Классному руководителю XXI века нельзя оставаться в стороне от модернизации учебно-воспитательного процесса в рамках национального проекта «Образование».

Использование ИКТ должно внести изменения во все стороны жизни нашей школы. В первую очередь – изменить роль ученика. Он должен стать активным участником образовательного процесса, превратится в партнёра учителя. Особенно это важно в подростковом возрасте, когда учебная деятельность перестает быть ведущей. Использование ИКТ позволяет удержать интерес к учебе у подростка. Школа превратилась из места, где УЧАТ, в место, где УЧАТСЯ.
И последнее, о чем не нельзя не сказать. Продвижение по выбранному пути – дело многотрудное и не скоро осуществляемое. Однако это путь творчества и развития Учителя и Ученика.



Решение педсовета:

1. Признать целесообразность применения инновационных технологий в воспитательном процессе и продолжить работу по совершенствованию форм и методов работы с ними: заместителю директора по ВР Князевой С.Н. запланировать на следующий учебный год кружки, связанные с ИКТ.

2. Способствовать вовлечению родителей, социальных партнеров в процесс создания единой информационной среды через Интернет-ресурсы.

3. Предусмотреть в работе психолога исследования по Интернет-зависимости детей и проведению индивидуальных консультаций с целью оказания помощи этим детям.

4. Повышать квалификацию педагогов по использованию ИКТ.

5. Создать банк данных методических материалов с применением ИКТ в воспитательной работе.


15