Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить!

Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить!
 Консультация для родителей

Слепко А.И.
Инструктор по физической культуре

           В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И, если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь.
 В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например "Сорока"), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д.  И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.
Для деток, которым исполнился годик, отличная методика развития мелкой моторики – это пальчиковый бассейн. В  подходящую по размеру емкость насыпаем 1кг гороха или фасоли, «закапываем» внутрь что-нибудь привлекательное для малыша (яркие мячики, фигурки животных), и просим его отыскать их. Во время этой увлекательной игры от малыша нельзя отходить, во избежание попадания мелких предметов в рот! И помните, мелкая моторика – не самоцель, не принуждайте к таким играм малыша, если ему почему-либо они не нравятся! Пробуйте другие!
Работа по развитию  движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.
 
Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?
 
запускать пальцами мелкие волчки 
разминать пальцами пластилин, глину 
катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики 
делать мягкие кулачки, которые можно легко  разжать, и в которые взрослый  может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.  
барабанить всеми пальцами обеих рук по столу 
махать в воздухе только пальцами 
кистями рук делать «фонарики» 
хлопать в ладоши: тихо и громко, в разном темпе 
нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку 
наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль) 
завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре 
застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками 
закручивать шурупы, гайки 
игры с конструктором 
складывание матрешек 
игра с вкладышами 
рисование в воздухе 
игры с песком, водой 
мять руками поролоновые шарики, губку 
шить, вязать на спицах 
рисовать, раскрашивать, штриховать
резать ножницами 
 
К пяти годам возможность точных, произвольных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кисти рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и тканей, тесьмы (например, плетение ковриков из бумажных разноцветных полос). Ребенку нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов , не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.
Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок – полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.
Важную роль в развитии мелкой моторики играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание. Рукоделие приучает детей к точности, аккуратности, внимательности, настойчивости.
Очень важной  частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается  ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры – это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Очень важны эти  игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь  одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.









15