Элективный курс Тайм-менеджмент для школьников
Пояснительная записка
Элективный курс «Тайм-менеджмент для школьников» разработан для учащихся 9-х классов. В содержание курса включен материал, не входящий в рамки школьной программы, но готовящий учащихся на практическом уровне управлять, организовывать свое время, свою деятельность по достижению собственных целей.
Курс разработан по рекомендациям модульного курса «Тайм-менеджмент для ученика» при Педагогическом университете «Первое сентября» (авторы Т.В. Беглова и Т.В. Меркулова). Сертификат (рег. №103-332-49/ЕМ-01-002) о прохождении модульного курса выдан 17.07.2012). И по материалам дистанционного курса «Тайм-менеджмент (управление временем)» в ООО «Ментал-Скилз». Сертификат №ТМ ВС 00009355 от 27.06 2012г.
Актуальность тайм-менеджмента связана с запросами современности на особый проектный стиль деятельности. Это означает, что человек и в профессиональной сфере, и в личностной сфере, и даже в быту реализует разного рода большие и маленькие проекты. Он осознает свои потребности и умело «переводит» их на язык целей и задач. Человек-проектировщик умеет себя организовывать, так как понимает, какие шаги и в какой последовательности необходимо предпринять для достижения результатов. Действуя по намеченному плану, он берет на себя ответственность за реализацию проекта (профессионального, личностного, бытового). Он готов корректировать свою деятельность в случае неудачи. Плодотворность проектировщика напрямую зависит от степени владения приемами и техниками тайм-менеджмента.
Запрос современности на проектный стиль жизни, информационная и коммуникативная насыщенность среды требуют особого подхода к организации времени. Таким образом, умение организовывать свое время стало актуальной компетентностью успешного человека.
Цель курса: усвоение старшеклассниками практических инструментов (приемов и техник) тайм-менеджмента для эффективной организации своего времени.
Задачи:
Познакомить учащихся с различными аспектами категории времени: время физическое, психологическое, историческое.
Анализировать жизненные ситуации, в которых происходит потеря времени, и научить применять способы эффективной организации своего времени.
Познакомить детей с правилами планирования; создать условия для освоения приемов планирования и формирования индивидуального стиля организации времени.
Мотивировать школьников планировать свое время в учебный период и в свободное от уроков время.
Организовывать пространство проектирования старшеклассниками ситуаций, связанных с конструктивным и неконструктивным управлением временем.
Элективный курс по тайм-менеджменту состоит из четырех модулей: «Мотивация», «Осмысление понятия «Время», «Целеполагание и выбор», «Приемы планирования».
Используются методы и приемы:
Погружение
Проектная деятельность
Мозговой штурм и групповая дискуссия
Игровая деятельность
Беседа
Эксперимент
Групповая совместная деятельность
Анализ ситуаций и их изменение
Создание историй
Элективный курс реализуется в формате тренинга с применением современных активных форм обучения (анализ жизненных ситуаций, работа в мини-группах, в парах, дискуссии, тренировочные упражнения, обсуждения, интерактивное взаимодействие участников между собой и с преподавателем).
Преимущества данного элективного курса: практическая направленность, интерактивные формы обучения, интенсивный характер обучения и удобный формат.
Содержание курса
Модуль «Мотивация» (3 часа)
Предоставление слушателям информации по самоорганизации рабочего времени. Приемы самомотивации. Групповая совместная деятельность «Что в твоем сундуке времени?». Тренировочное упражнение. Создание историй «День по расписанию» и «День без расписания».
Модуль «Осмысление понятия «Время» (4 часа)
Предоставление информации по темам: «Время как ресурс» и «Единицы времени». Рисуночный тест «Персональная концепция времени». Работа в парах. Объективные и субъективные «растратчики» времени. Исследование собственных ресурсов и ограничений. Тест на восприятие времени. Работа в мини-группах. Составление ментальной карты дневных помех. («Поглотители времени»). Экспресс-анализ дневных затрат времени. Ритуал «Бодрое утро».
Модуль «Целеполагание и выбор» (4 часа)
Мини-лекция «Истинные цели, желания – первый шаг к личной эффективности. Их выявление и формулирование». Деловая игра. Осознание своих внутренних блоков и сопротивлений при постановке целей. Упражнение «Колесо жизни». Долгосрочные и краткосрочные цели. Работа в мини-группах. Составление ментальной карты «Дерево целей»
Модуль «Приемы планирования» (6 часов)
Мини-лекция «Реальный и идеальный школьный день». Расстановка приоритетов – матрица Эйзенхауэра. Контрольные точки дня. Практикум. Бюджетирование времени. Хронометраж. Метод «Швейцарского сыра». Практикум. Напоминалки. Метод «Съесть лягушку». Метод «Съесть слона». Практикум. Фрагментирование дня. Начало дня: метод «Альпы». Завершение дня: «Итоги». Практикум. Правила эффективного отдыха. Необходимая периодичность отдыха. Упражнение «Метафора дня» и «Программирование утра».
Обратная связь. Составление рамочного плана дня (1 час)
Составление рамочного плана дня. Резервирование времени при составлении плана дня.
Учебно – тематический план
№
п/п Тема и форма проведения обучения Количество часов
Теория Практика
1. Модуль «Мотивация» (3 часа)
Цель: мотивация школьников на активное и осознанное освоение приемов тайм-менеджмента. 1ч 2ч
2. Модуль «Осмысление понятия «Время» (4 часа)
Цель: познакомить детей с различными категориями «время» 1ч 3ч
3. Модуль «Целеполагание и выбор» (4 часа)
Цель: создание ситуаций для осознания детьми целей своей деятельности, обучение детей умению правильно формулировать цель и производить анализ целей в ситуациях противоречия. 1ч 3ч
4. Модуль «Приемы планирования» (6 часов)
Цель: знакомство детей с конкретными правилами, приемами организации времени. 1ч 5ч
5. Обратная связь. Составление рамочного плана дня (1 час) 1ч
Всего 4ч 14ч
Итого 18ч
Календарно-тематический план элективного курса
«Тайм-менеджмент для школьников»
9 класс
№
п\пДата Тема занятия Кол-во часов
Модуль «Мотивация» (3 часа)
1. 21.01 Предоставление слушателям информации по самоорганизации рабочего времени. 1ч
2. 28.01 Приемы самомотивации. Групповая совместная деятельность «Что в твоем сундуке времени?» 1ч
3 03.02 Тренировочное упражнение. Создание историй «День по расписанию» и «День без расписания». 1ч
Модуль «Осмысление понятия «Время» (4 часа)
4. 10.02-17.02 Предоставление информации по темам: «Время как ресурс» и «Единицы времени». Рисуночный тест «Персональная концепция времени». 2ч
5. 24.02 Работа в парах. Объективные и субъективные «растратчики» времени. Исследование собственных ресурсов и ограничений. Тест на восприятие времени. 1ч
6. 03.03 Работа в мини-группах. Составление ментальной карты дневных помех. («Поглотители времени»). Экспресс-анализ дневных затрат времени. Ритуал «Бодрое утро». 1ч
Модуль «Целеполагание и выбор» (4 часа)
7. 10.03-17.03 Мини-лекция «Истинные цели, желания – первый шаг к личной эффективности. Их выявление и формулирование». 2ч
8. 24.03 Деловая игра. Осознание своих внутренних блоков и сопротивлений при постановке целей. Упражнение «Колесо жизни». 1ч
9. 31.03 Долгосрочные и краткосрочные цели. Работа в мини-группах. Составление ментальной карты «Дерево целей» 1ч
Модуль «Приемы планирования» (6 часов)
10. 07.04-14.04 Мини-лекция «Реальный и идеальный школьный день». Расстановка приоритетов – матрица Эйзенхауэра. Контрольные точки дня. 2ч
11. 21.04 Практикум. Бюджетирование времени. Хронометраж. Метод «Швейцарского сыра» 1ч
12. 28.04 Практикум. Напоминалки. Метод «Съесть лягушку». Метод «Съесть слона». 1ч
13. 05.05 Практикум. Фрагментирование дня. Начало дня: метод «Альпы». Завершение дня: «итоги». 1ч
14. 12.05 Практикум. Правила эффективного отдыха. Необходимая периодичность отдыха. Упражнение «Метафора дня» и «Программирование утра». 1ч
15. 19.05 Обратная связь. Составление рамочного плана дня (1 час) 1ч
Итого 18ч
В результате обучения старшеклассники смогут:
Научится управлять своим временем, расставлять приоритеты и укладываться в сроки. Использовать инструменты управления временем.
Отработать навыки планирования рабочего дня.
Избегать потери времени, выявлять его нецелевое и неэффективное использование, высвобождать дополнительные временные ресурсы.
Устранять излишнее эмоциональное напряжение и стресс, связанные с дефицитом времени.
Правильно распределять усилия между повседневными делами и долгосрочными задачами; расставлять приоритеты; определять очередность работ.
Брать на себя ответственность за сроки и результат.
Литература
«Тайм-менджмент для ученика или Как научить детей организовывать свое время», Т.В. Беглова, Т.В. Меркулова, Педагогический университет «Первое сентября», 2011г.
Дистанционный интерактивный учебный курс: Управление временем — тайм-менеджмент; http://www.mental-skills.ru/training/time-management.php