Cтатья на тему «Притчи как средства арт-терапии в психолого-педагогической работе с подростками и семьями»

Cтатья на тему «Притчи как средства арт-терапии в психолого-педагогической работе с подростками и семьями»
Для человека творчество – это свобода, возможность проникнуть и познать свой удивительный внутренний мир и открыть в себе множество возможностей, которые были заключены и не востребованы. Именно притча, свои легким дыханием, помогает прикоснуться к самым лучшим аспектам нашей души, пробуждая в ней самые светлые, благородные чувства. Виды искусства позволяют человеку расслабиться, раскрыться и оказаться в гармонии с собой, обрести душевное равновесие. Именно творческая деятельность является эффективным методом по исцелению психики, способствует наполнению организма энергией, духом. И называется этот метод - метод арт-терапии, который сегодня применяют в работе психологи и психотерапевты.
В словаре, мы можем прочитать множество определений раскрывающих значение слова «притча», но хочется остановиться именно на этом определении, так как оно как нельзя лучше раскрывает значение притчи, как инструмента в работе психолога. Притча это рассказ, взятый из истории или окружающей жизни, цель которого запечатлеть духовные или нравственные истины. Греческое слово «параболэ» (притча) обозначает «сравнение», так как при помощи притчей проводят сравнение между естественными и духовными предметами и показывают соответствие между чувственным и духовным миром. Притча включает в себя яркий пример какого-либо нравственного аспекта жизни, способного подсказать, направить человека ищущего ответ на свои жизненно вопросы, именно она помогает найти ответ, когда человек стоит на распутье или в тупике. В притчу заключены образы, символы, которые несут такой глубокий подтекст, обладающей гармоничной установкой. Они, это образы, посылают запрос в бессознательное, и оно начинает запускать исцеляющие процессы, способствующие снижению напряжения.
Результатом работы с верно подобранной притчей являются инсайты (интеллектуальная работа мозга, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождения ее решения).
Мы имеем достаточно большое количество разновидностей притчи, которые можно использовать в зависимости от ситуации обратившегося: восточные притчи, которые отражают элементы повседневной жизни человека и направлены на расширение жизненного опыта, повышают веру в собственные силы; буддийские притчи; суфийские притчи; христианские притчи; дзенские притчи.
Во всех выше перечисленных притчах заключена мудрость, собранная по крупицам годами, и отражающая законы жизни. Метафорический язык притч наиболее понятен как нашему подсознанию, так и сверхсознанию, которое отвечает за эмоционально-образную активность по разрешению сложных эмоциональных задач, способствует выходу из трудных ситуаций. Именно творческая интуиция и срабатывает при применении притч в работе с подростками и их семьями, ведет к откровению, осмыслению, подсказывает выход к решению жизненных проблем, а это уже большой шаг на пути изменения себя, на пути к саморазвитию. Дать больше простора фантазии и интуиции для обогащения собственного опыта и для разрешения конфликтных ситуаций этому и способствует жизненная сила заключенная в притчи.
Человек существо социальное, он не может не вступать в отношения, а спектр человеческих отношений многогранен. И все эти отношения требуют эмоционального включения, нет эмоций - нет и отношений, глубоких, прочных и наполняющих смыслом нашу жизнь. Отдавая, мы не всегда получаем взамен положительные, да далеко не каждый может восполнить эмоциональный сосуд, чтобы продолжить взаимоотношения. Вот тут на помощь приходят притчи, с разным содержанием, а значит способные помочь каждому. Они подвергают сомнению и знакомят читателя с непривычными, зачастую чуждыми, а иногда и неприемлемыми для него принципами.
В ходе психотерапевтической работы истории открывают доступ к фантазии подростка, и он учится мыслить в образах данной истории. Воздействуя на сознание и подсознание, притча могут помочь определить верный путь решения своих проблем, а спроецировав поступок героя притчи на современную жизнь, изменив свое мышление и поведение, подросток может встать на путь личностного развития, излечения невротических расстройств, депрессии и соматических заболеваний.
Притча "Все в твоих руках!" помогает подростку найти в себе потенциал, одухотворяет и вселяет надежду и веру в собственные силы. Притча о жизни «Знай себе цену» как нельзя лучше раскрывает смысл индивидуальности и самоценности для подростка, ведь этот возраст резкий, нетерпеливый, им некогда выслушивать наши убеждения, а тут притча коротенькая и способная ответить на вопрос ищущегося себя бунтаря. «И знай, сынок, что ты и есть это самое кольцо. Драгоценное и неповторимое! И оценить тебя может только истинный эксперт. Так зачем же ты ходишь по базару, ожидая, что это сделает первый встречный?» И он обретает уверенность и строит свой собственный путь с воодушевлением. Это изменение позиции самая важная функция этих философских историй.
Все мы знаем, как труден подростковый возраст и труден он, прежде всего, для самого подростка, которого переполняют чувства, в нем бурлит энергия и тут же на смену приходит спад и неуверенность. Они глубоко переживают разочарования, не умеют отпустить обиду. Они ранят сами и в тоже время очень ранимы. Им некогда вслушиваться в нравоучения, им некогда, да и не всегда они верят в то, что говорят взрослые, а в поддержке нуждаются, вот тут и поможет притча, лаконичная и гармонизующая. Именно она - притча, откроет новый взгляд на проблему, поможет оценить обстановку, «передохнуть», набраться сил и затем принять верное решение, чтобы снова бежать искать смысл жизни.
Притчи являются самым тонким и нежным инструментом в отношении воспитания чувств, без занудства и нареканий. Они помогают понять истинные ценности и испытать чувства, помогают увидеть, что истинная любовь это не только объятия и поцелуи, это возможность дать кому то счастье, отдавая и не прося ничего взамен. Почувствовать радость, только от того, что другому человеку хорошо. В этом помогают такие притчи как «Цветок и ветер», «Притча про духовные ценности», «Щедрая яблоня». Наивысшее проявление любви это отдавать, ничего не требуя взамен испытывая при этом огромное счастье.
Притча о кольце Соломона помогает в работе с родителями Притча «Груз злости и обид» помогает в работе с обидами. Родители взрослые люди, но у них много скопившихся неотреагированных обид, которые грузом ложаться на их отношения с близкими, коллегами. И это багаж они передают детям, усугубляя негативные чувства. Душевные, не залеченные раны, являются самым "чувствительным" и "слабым" местам, становятся теми конфликтогенами, которые мешают раскрытию и самовыражению, отнимают жизненную энергию и лишают человека душевного спокойствия. Разрешение конфликта – это умение освободиться от чувства с отрицательной энергией, которая не оставляет в душе места для теплых чувств, т.е. выкорчевать зло и на его месте посадить добро. В данных жизненных ситуациях именно притчи помогают сконцентрировать энергию, найти в себе силы и изменить повседневный сценарий - поставить в пустующее место-добро, а не заполнить злом, пуская которое в себя испепеляет нас самих. Это и есть смена минуса на плюс, чтобы жить и давать любовь другим людям. И все благодаря маленькой истории, истории с секретом.
Притчи позволяют свернуть с пути стереотипов и раскрывают возможность взглянуть на знакомые и привычные вещи по-другому и испытать при этом чувства восхищения и удивления, что раньше это было недоступно, скрыто от ваших глаз, будто занавес опустился и, чудо, вы увидели разумное решение вашей проблемы или ответ на ваш вопрос самому себе. И вы начинаете понимать, что именно это решение является верным, оно было рядом, но вы его не могли отыскать.
Например: «Современная притча о счастье». В ней говорится о группе выпускников, которые решили встретиться. Все они успешны, все добились много в жизни и сделали карьеру. Решили они посетить своего старого профессора, и пришли они к нему в гости. Они вели беседу о работе, каждый рассказывал о множестве трудностей, которые им приходится преодолевать, сетовали на проблемы. Профессор, как гостеприимный хозяин решает угостить их кофе и устанавливает на столе чашки. Чашки разнообразной формы и из разного материала: фарфоровые, стеклянные, хрустальные, глиняные, пластиковые. Одни простой формы, другие причудливой. Когда чашки были разобраны и чай налит, оказалось, что остались на столе чашки простые и дешевые. Профессор сказал: посмотрите, все красивые чашки вы разобрали, тогда как простые и скромные остались. И хотя это естественно для вас, хотеть только лучшее для себя, но это и есть источник ваших проблем и стрессов. Разве чашка делает кофе лучше? Чаще всего она просто дорогая и скрывает то, что мы пьем, уводит от главного. В действительности, все, что вы хотели, было кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали самые лучшие, самые дорогие чашки, а затем разглядывали, кому какая досталась. А теперь, подумайте, ваша жизнь-это кофе, а деньги, престижная работа, положение-это лишь чашки. Это лишь инструменты, для поддержания жизни. То, какую мы имеем чашку, не определяет и не меняет качество нашей жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом кофе, вкусом самой жизни. Наиболее счастливые люди не те, кто имеет все самое лучшее, а те, кто извлекают все самое лучшее из того, что имеют.
Мы, видим, что притчи дают возможность взглянуть на себя со стороны в слегка иносказательной форме. Они не могут обидеть или ранить, а могут лишь подсказать и научить.

15