Арт — терапевтические подходы на уроках изоискусства как средство саморазвития обучающихся


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Ванинская средняя общеобразовательная школа»
ДОКЛАД
Тема: « Применение арттерапевтических методов на уроках изобразительного искусства как средство саморазвития и самовыражения обучающихся»
Работа выполнена:
Полина Л.Н. учитель
изоискусства
2015 г.
Применение арт-терапевтических методов на уроках изоискусства как средство саморазвития и самовыражения обучающихся
То,  что  является  творческим,  зачастую  терапевтично,  то,  что   терапевтично, часто представляет творческий процесс».
Уроки искусства действительно нужны и важны в современной школе. Известный психолог Б.М. Теплов писал: "Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности”.Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому урок изобразительного искусства должен "увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”. Потому что, как подчеркивает Б.М. Неменский "в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо”
Цель  моего доклада: Познакомить слушателей  с практическим применением  технологии  арт-терапии   в  системе обучения  и  воспитания    уч-ся, как одним из эффективных медодов обучения,  при  помощи  детям с проблемами поведения,  психического здоровья, с низкой работоспособностью,  слабым вниманием, памятью, недостаточно сформированой  речью, низкой  учебной  мотивацией .Радикальные социальные, политические и экономические перемены в стране и обществе затрагивают и усложняют жизни каждого человека. Растущая личность, находясь в стремительно изменяющихся условиях своего существования, в большой степени нуждается в помощи и психолого-педагогической поддержке. В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия можно рассматривать искусство и художественно-творческую деятельность.  Применение технологий арт-терапии в образовательном пространстве способствует приобретению новых навыков взаимодействия и рефлексии, самопонимания и самопринятия, а также принятия и понимания других людей.
Появление арт-терапии как области теоретического и практического знания на стыке искусства и науки относят примерно к 30 –м годам прошлого столетии в Великобритании. Исходя из происхождения термина «терапия», что в переводе с греческого означает забота, уход, лечение, вполне оправдано его введение в понятийный аппарат психологии и педагогики. Приоритетным значением становится забота о человеке. Лечение понимается как «социально-психологическое врачевание», изменение стереотипов поведения и повышение адаптационных способностей личности средствами художественной деятельности. Арт-терапия - это терапия искусством, забота о душе с помощью искусства. Традиционно арт-терапия связывается с разнообразными видами творчества – от изобразительной деятельности до создания театрализованных действий.
Педагогическое направление арт-терапии имеет неклиническую направленность, рассчитано на потенциально здоровую личность. На первый план выходят задачи развития, воспитания, социализации. Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной
деятельности. Говоря официальным научным языком, арт-терапия в образовании – это системная инновация, которая характеризуется: 1)комплексом теоретических и практических идей, новых технологий; 2)многообразием связей с социальными, психологическими и педагогическими явлениями; 3)относительной самостоятельностью (обособленностью) от других составляющих педагогической действительности (процессов обучения, управления и др.); 4)способностью к интеграции, трансформации.
И ребёнок, и взрослый в арт-терапевтическом процессе приобретает ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углубленное самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост.
Среди позитивных феноменов, зафиксированных как зарубежными, так и отечественными специалистами, назову научно аргументированные и наиболее значимые.
Арт-терапия: создаёт положительный и эмоциональный настрой в группе; облегчает процесс коммуникации со сверстниками, учителем, другими взрослыми; совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений взаимного принятия, эмпатии;
позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать реально; даёт возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в приемлемой форме. Работа над рисунками – безопасный способ разрядки разрушительных эмоций. Позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять. Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом; повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни и к школе; снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением; позволяет выстраивать отношения с ребёнком на основе любви и взаимной привязанности и тем самым компенсировать их возможное отсутствие в родительском доме.Многим еще в детстве говорят, что не умеют рисовать. На самом деле процесс рисования естественен для каждого человека, задатки графика, живописца или скульптора есть у каждого. Рисование помогает осмыслить и привести к гармоничному состоянию свой внутренний мир.
       
Цель Арттерапии не научить ребенка рисовать, а помочь посредством рисования справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать), дать выход творческой энергии. Учитель вооружает  ребенка одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения и на будущее.
Методами арттерапии можно справиться с различными негативными состояниями, такими как – тревожность, страхи, депрессия, агрессивность и многими другими психологическими проблемами, которые мешают человеку жить и тормозят его развитие.
 Можно с помощью элементов арт-терапии повысить уровень мотивации учащихся.
Знакомясь с понятием «арттерапия», передо мною были поставлены следующие этапы освоения методов арттерапии:
Изучение литературы, подбор арттерапевтических упражнений и методик правополушарного рисования, приемлемых к моей работе;
Применение методов арттерапии на уроках изо как средство мотивации, индивидуального подхода, творческой активности;
Наблюдение за творческим ростом, проведение диагностик, обобщение опыта.
Во внеурочной деятельности освоение проведения занятий «Мастер-класс» по правополушарному рисованию.
 Основная цель арт-терапии – гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. - Катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний)
-Регулятивная (снятие нервно – психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного состояния)
-  Коммуникативно – рефлексивная (обеспечивающая коррекцию   нарушений).
Основные принципы арт-терапии:
Поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ «Я»;
Не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования;
Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества.
Виды арт-терапевтических техник:
БиблиотерапияЭстетотерапияЛандшафтотерапияКинезиотерапияМузыкотерапия
Танцевальная терапия
Телесно-двигательная
ИзотерапияВизуальная
Психотерапия средствами театрального искусства и кино
КуклотерапияСказкотерапияПескотерапияЦветотерапияМандалотерапияИгровая терапия
В своей деятельности я использую:
музыкотерапию (прослушивание музыкальных произведений, рисование под музыку, изображение ассоциаций от музыкальных произведений);
телесно-двигательную (физкульт-минутки, зарядку для пальчиков);
изотерапия (правополушарное рисование, нетрадиционные методы: набрызг, по-сырому, трафарет, техника тычка, скраббукинг, смешанные техники акварель-гуашь, восковые мелки-акварель, гуашь-аппликация);
сказкотерапию;
визуальную терапию;
игровую терапию.
Через использование элементов арт-терапии  я решаю  следующие  педагогические  задачи:
1. Учу детей  использовать  социально  приемлемый  выход агрессивности   и   другим негативным   чувствам.  Через  работу  над   рисунками,    картинами, что  является  безопасным  способом  выпустить  "пар"  и разрядить напряжение.
2. Корригирую психоэмоциональное  состояние ребёнка процессом  творчества.
3. Прорабатываю мысли и чувства, которые  ребёнок привык  подавлять (иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений).
4.Способствую  формированию  качеств  позитивного  общения. (Участие  в  художественной  деятельности  может   способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.)
5.Развиваю   чувство    внутреннего контроля (работа  над  рисунками,  картинами или лепка предусматривает  упорядочивание цвета и форм).
6. Концентрирую  внимание  на  ощущениях  и  чувствах.  Занятия   изобразительным искусством создают богатые возможности   для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности.
7.  Развиваю  художественные  способности.
8.Формирую положительную  самооценку учащимся.
Арт - терапевтические    методики позволяют погружаться  в  проблему  на  столько,   насколько  ребёнок  готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает  то,  что с ним происходит.
На своих занятиях забочусь о введение музыки, поэтичного слова.    Музыка, воздействует на кору головного мозга, вызывает ассоциации,     она  влияет на ребёнка  через ритм, которому подчинены все функции организма: ритмично бьется сердце, дышат легкие  при этом следует также учитывать характер музыки, ее мелодию и ритм. Как ритмичный раздражитель музыка стимулирует физиологические процессы организма не только в двигательной, но и в вегетативной (направляющей деятельность внутренних органов и систем) сфере.   Тихая мелодичная музыка обладает седативным (успокаивающего действия, способствующего развитию процессов торможения) действием и нормализует функции сердечно – сосудистой системы. В то время как музыкальные отрывки с резкими звуковыми переходами повышают ее функцию.  Ритмичная музыка вызывает повышение тонуса скелетной мускулатуры, усиливает поток импульсов, которые оказывают благоприятное влияние на деятельность внутренних органов и систем. Мажорные мелодии придают человеку бодрость, улучшают психо - эмоциональное  самочувствие могут быть использованы и звуки природного естественного происхождения. Такие звуки как пение птиц, шум волн, раскаты грома,   шум листвы, дождя и другие, способствуют расслаблению организма с последующей его активизацией.
Арт-терапия вовсе не ставит перед собой задачу всех сделать художниками. Её цель в   другом, стать творцом своей жизни.
Я вижу результаты арттерапевтических занятий,  у детей  вырабатываются положительные черты характера, им становится легче общаться со сверстниками, они лучше понимают чувства, эмоции других и легче выражают свои. У детей формируется чувство сотрудничества, самоуважения, уверенности в своих силах и в себе, повышается самооценка.
 
Таким образом,  трудно недооценить  роль арт-терапии  в формировании эмоционально волевой  сферы. Практика   показывает, что терапия творческим   самовыражением  не просто способствует  оздоровлению личности,  но и делает ребят нравственней,   уверенней.
Различия между арт-терапией и ИЗО деятельностью.
Не совпадают приоритетные цели. На уроке ИЗО основная цель- научить рисовать, знания и умения оцениваются и должны соответствовать определенным нормам.
На арт-терапевтических занятиях основная цель коррекционная и диагностическая, не допускаются оценочные суждения. Искренность, открытость, спонтанность в выражении собственных чувств и переживаний представляют большую ценность.
На уроках содержание и порядок деятельности учащихся контролирует учитель, в арт-терапии наоборот, предоставляется высокая степень свободы и самостоятельности. Ребенок может самостоятельно выбрать материалы для изобразительной деятельности, работать в собственном темпе, вправе отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой вербализации чувств и коллективного обсуждения и наконец, имеет право просто наблюдать за деятельностью группы или заниматься чем-то по желанию, если это не противоречит социальным нормам.
Вообще, когда ребенок сопротивляется, он, как правило, чувствует себя неуверенно. Или из-за неумения, или из-за повышенной требовательности к себе, к результату своей деятельности. Данная тема может казаться ему слишком сложной, не соответствующей его представлению о своих возможностях, или же быть действительно сложной. Может быть и так, что тема слишком «задана». Она ребенка регламентирует, и поэтому он отказывается. Есть темы широкие, есть узкие. Темы «Дороги и машины», «Игры», «Праздники» и т.п. — широкие темы. Здесь можно рисовать дома, транспорт, светофоры, дорожные знаки; новогоднюю елку, именинный торт, хоровод, катание на лошади, игрушки и т.д. «Портрет», «чайник», «стол», «велосипед» и т.д. — узкие темы. Некоторым детям легче рисовать на широкие темы, некоторым больше нравятся узкие, конкретные темы.
Может быть и так, что ребенку не нравится тема. Она для него ничем не связана с его жизнью, его опытом или даже вызывает у него негативную реакцию. Ребенок, который боится птиц, будет избегать рисовать на эту тему. Следует также иметь в виду половую принадлежность ребенка. Мальчики, как правило, любят «машинные» темы, военные, транспорт, оружие, телевизор, компьютер. Девочки предпочитают цветы, наряды, декоративные задания. Все дети любят рисовать игрушки, героев сказок, мультфильмов, маму, членов семьи и знакомых.
Отличается и стиль общения, арт-терапевт равноправный партнер, так как вмешательство в творческий процесс снижает терапевтический эффект, особенно в случае авторитарного стиля взаимодействия.
Опираясь на этические принципы арт-терапии можно выделить некоторые регламенты во взаимодействии учителя и ученика:
- поддерживать в ребенке чувство собственного достоинства и позитивный образ «Я»;
- говорить о ситуации, поступке, а не о личности ребенка;
- отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми;
- не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования;
- не навязывать ребенку способов деятельности и поведения вопреки его желанию;
- принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка независимо от содержания, формы, качества.
На занятиях групповой арт-терапией не допустимы: насмешки, агрессивность, осуждение, оценка участниками чужих работ.Много положительных эмоций вызывает у детей игры:
Привожу  примеры:  используемые  мной игр
1.«Прижми  и отпечатай». Отпечатывать можно всё,  что  захочется листья, цветы,  и т.д.     Краски — неизведанный мир, мир цвета. Дети замечают, что лес бывает голубым,   утром — оранжевым, вечером выглядит багровым.   Работа с красками по-разному влияет на настроение. Разность цвета создаёт разность восприятие   действительности, может быть выражена красками.
2.«Цветовые угадайки»: ребенок должен угадать, какие краски из ограниченного набора были использованы, чтобы получить определенный смешанный тон, и воспроизвести этот результат..3. Чтобы пробудить  фантазию  у  детей провожу игру  «Весёлые кляксы», важно что  бы    от работы с красками дети испытывали  радость.
4. «Волшебные нитки»  эта техника – вызывает  бурный восторг детей.  Ведь они,    используют     её в своих работах, становятся маленькими волшебниками.    Для такой работы нужно взять №10 нитки и нарезать по 20- 25 сантиметров.   Развести акварель или взять цветную тушь, опустить  в краску нитки, чтобы они пропитались.   Держать нитки следует за кончики. Уложить  нитку на лист бумаги, сверху придавить другим листом кончик ниточки должен обязательно высовываться. Далее потянуть  кончик ниточки, одновременно прижимая верхним листом.   На каждый новый цвет  использовать   чистый лист  бумаги.   Посмотреть на свой рисунок   фломастером или красками  и кистью  дорисовать тот образ, который увидели на бумаге.
5.  Рисуем лёгкими:   техника   «Мыльные пузырьки»  берём   гуашь, мыло, воду, гуаши взять 5столовых ложек, мыла-1столовую ложку, воды-1чайную ложку.    Опустить в смесь трубочку и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри.   Взять лист бумаги и осторожно прикасаться ею к пузырям, как   бы  перенося их на бумагу  (как переводную картинку).   Получаются удивительные  отпечатки. На что же они похожи? Можно дорисовать и сделать  картину, открытку и т.д.
5.Техника  выдувание: позволяет нарисовать красивые  цветы.
Для  этого  нужно  поставить каплю красной краски на бумагу, взять трубочку, дуть резко на каплю сверху так, чтобы капля разлеталась в стороны и получилась звездочка, рядом с    красной нарисовать жёлтую звездочку,   получится   живописный    цветок, рядом нарисовать способом  примакивания   листики вокруг цветов: опустить одной стороной в жёлтую краску, другой стороной опустить  кисть в  зелёную краску, приложить кисть боком к бумаге, получится двухцветный отпечаток, нанести  темно-зеленым   цветом по контуру листика усики.  Рисунок можно оформить в рамочку и получится замечательный подарок маме, сестрёнке, бабушке и т.д.
Цель этих занятий,  научить ребёнка, освобождаться от негативных мыслей, думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в  полной мере проявляя свои способности
Через развитие способности самовыражения  и  самопознания любой рисунок, художественное произведение может оказывать на человека положительное или отрицательное  воздействие. На занятиях делаем выводы, притянуть    успех, осуществить наши мечты помогают нам определённые цвета.  К таким цветам относятся:  розовый,  бирюзовый  и  золотистый и рисуем себя и госпожу удачу. Ребята   рисуют, какими они  видят себя со стороны, рядом рисуют очень красивую, госпожу Удачу.  Таким образом, ребята привлекают к себе удачу.
Моя задача вселить уверенность, в том, что у них действительно скоро будет удача и успех.  Вера в воображение и   зрительное восприятие имеют огромную силу  в   достижение задуманного
Всё на  что мы смотрим, влияет на нас и  оказывает определённое действие на самочувствие. В картине всё имеет значение: само изображение, цветовая гамма. Поэтому перед занятием несколько минут отвожу  на  рассматривание репродукций, заряжая  положительной энергетикой    учащихся. Для детей с  ослабленным здоровьем  хорошо просмотреть пейзажи, горные вершины, водопады,  которые  обладают необыкновенной силой поднимать и укреплять энергетику и иммунитет.
  На   нервных,  вспыльчивых хорошо действует  картины с видом моря..
Успешно  зарекомендовали  следующие  методы: проективный  рисунок, коммуникативное рисование,  дополнительное  рисование.
Проективный  рисунок, может использоваться как в индивидуальной форме,  так  и  в  групповой работе.  Особенно  эффективно  при коррекции детских страхов, в групповой работе.  Он  позволяет  диагностировать  и интерпретировать затруднения в общении, эмоциональные проблемы и  т.д.  Темы рисунков  подбираются  так,  чтобы   предоставить   ребятам   возможность выразить графически или  живописью   свои  чувства  и  мысли.  Метод  позволяет работать с чувствами, которые ребята не осознают по тем или иным причинам..Обычно дети  с  удовольствием выбирают темы: "Мой обычный день", "Три желания", "Остров счастья",  «Ласковое солнышко»
В проективном рисовании использую следующие методики (классификация Кратохвила). Свободное  рисование  (каждый  рисует,  что  хочет). Рисунки  выполняются индивидуально, а обсуждение происходит в  группе. Тема  или  задается, или выбирается членами  группы самостоятельно. На рисование выделяется 30  мин,  затем рисунки вывешиваются,  и начинается обсуждение. Сначала  о  рисунке высказываются члены группы, а затем сам  автор.  Обсуждаются  расхождения  в  интерпретации рисунка.
Коммуникативное рисование.
 Группа разбивается на пары, у  каждой  пары  свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную  тему,  при  этом, как  правило,  вербальные  контакты  исключаются,  они  общаются  с  помощью образов,  линий,  красок.  После  окончания  процесса  рисования  происходит обсуждение  При  этом  обсуждаются не художественные достоинства созданного рисунка, а те мысли, чувства по поводу  процесса рисования, которые возникли у членов группы, и их отношение  друг  к  другу  в процессе рисования.
Совместное рисование. Несколько человек (или вся  группа)  молча  рисуют  на    одном листе (например, группу, ее развитие, настроение, атмосферу  в  группе и т.д.). по окончании рисования обсуждается участие  каждого  члена  группы, характер его вклада и особенности взаимодействия  с  другими  участниками  в процессе рисования.
Обсуждение работ можно проводить несколькими способами:
Можно спросить всех по очереди, что они чувствуют, глядя на одну из нарисованных картин. При этом все должны внимательно слушать друг друга. Когда человек все сказал, его благодарят. Потом слушают следующего. Не разрешается спорить, перебивать, говорить долго, говорить не о том. В конце делается краткое заключение. (Например: какие мы все разные, неповторимые, как интересно узнать, что чувствует каждый. Или: как замечательно автор передал то, что хотел, все смогли это почувствовать).Можно просить каждого ребенка рассказать про свою картину, что он хотел на ней изобразить, дать маленький словесный рассказ-описание. Разрешается задавать вопросы рассказчику о том, что изображено в той или иной части картины, особенно если он затрудняется рассказывать сам. Надо поощрить неуверенного в себе ребенка, направить его внимание, ограничить чрезмерно словоохотливого ребенка, в конце поблагодарить.
Каждый отвечает на вопрос: что он сумел выразить наиболее удачно и почему. Например: «У меня получился дом, я его нарисовал аккуратно», или «У меня красивые яркие цвета», или «Машина вышла похожей на папину», или «Вышло, как мальчик бежит», — и т.д. Если ребенок затрудняется найти, что вышло хорошо, то ему помогают другие.
Если в группе есть застенчивые, неуверенные в себе дети, можно попросить их соседей ответить на вопрос «что тебе нравится в рисунке соседа?».
Можно сложить все картины вместе в ряд и попросить одного из детей сочинить по ним общую историю. Это можно делать, если картины рисовались на разные темы или на одну широкую тему. Педагог помогает ребенку. Рассказ должен иметь начало, середину и конец.
Можно рассказывать историю по очереди (каждый про свою или про очередную картину). Задача ребенка — связать в рассказе изображение на картине с изображением на предыдущем рисунке.
Можно вместе с детьми делать анализ и обсуждать: цвет (яркий или блеклый, многоцветная картина или одноцветная), размеры изображения (большие, маленькие, средние), границы изображения (размытые или четкие), пустая ли картина или загруженная изображением, тесно ли в картине или свободно главному герою и т.д.
Можно спросить ребят, что думает герой, изображенный на их картине. Каждый должен рассказать что-либо от лица героя. (Под героем имеется в виду главный персонаж картины. Это может быть не только живое существо, но и море, платье, чемодан и любой другой предмет.) В этом задании осуществляется возможность получить информацию от ребенка напрямую: то, что волнует ребенка, что он хотел бы сообщить вам, но не может, он легко произнесет от лица персонажа. Если ребенок произносит что-то тревожное, то рассказ не должен на этом закончиться. Педагог, обязательно, сразу после слов ребенка произносит одну-две фразы или вопрос, которые позволят ребенку присоединить к своему восприятию нечто новое, выводящее его из этого состояния или указывающее направление выхода.
Если предложить ребенку поговорить от лица героев картин других детей, то можно узнать о его проблемах во взаимоотношениях с другими людьми (обижает ли его кто-то, боится ли он кого-нибудь) и помочь ему правильно вести себя в этих ситуациях.
Все перечисленные варианты обсуждения годятся и для детей, и для подростков, и для взрослых. Обязательным в пунктах 1—4 является позитивность высказываний, в пунктах 1—7 — положительная оценка и во всех пунктах — поощрение.
Перспектива:
 1. Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования и внедрение их в учебный процесс;
 2. Продолжить работу по внедрению в учебный процесс различных элементов арттерапии.
Изучение литературы, подбор арттерапевтических упражнений и методик правополушарного рисования, приемлемых к моей работе;
Применение методов арттерапии на уроках изо как средство мотивации, индивидуального подхода, творческой активности;
Наблюдение за творческим ростом, проведение диагностик, обобщение опыта.
Во внеурочной деятельности освоение проведения занятий «Мастер-класс» по правополушарному рисованию.
Освоить сочинение синквейнов.