Использование метода сказкотерапии в психокоррекционной работе с воспитанниками (специальной) коррекционной школы-интерната
Использование метода сказкотерапии в психокоррекционной работе с воспитанниками специальной (коррекционной)
школы – интерната.
Я работаю педагогом - психологом в специальной (коррекционной) школе- интернате.
Как сложно принять наших детей такими, какие они есть, а еще труднее понять их.
Нашим воспитанникам требуется психологическая поддержка, а педагогам школы - помощь. Поиск наиболее эффективных методов коррекции эмоционально-личностного развития детей-сирот является актуальной проблемой современной педагогики и психологии.
После прохождения курсовой подготовки в области практической психологии в рамках программы изучения авторского метода «Комплексной Сказкотерапии» Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева я заинтересовалась данным методом, т.к. сказка призвана помочь человеку раскрыть внутренние переживания, конфликты, преодолеть трудности, замкнутый характер, объяснить в яркой образной форме правила и нормы поведения. Сегодня я поделюсь опытом работы использования технологии сказкотерапии в своей практике.
Я использую разнообразные формы работы со сказкой: анализ, рассказывание, сочинение, рисование сказок, создание кукол, постановку спектаклей.
На основе анализа сказок ребенок начинает понимать: как ты относишься к миру, так и он к тебе.
В сказке, сделав доброе дело, герой не сразу получает ответную услугу, часто помощь приходит в тот момент, когда он не может надеяться только на свои силы. Вот урок сказки – отсроченная услуга. Добро возвращается, но не сразу, а тогда, когда это особенно необходимо и, быть может, даже из других рук.
Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» -нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям педагогами. Осознание ответственности за свои поступки приходит к ребенку непосредственно из сказочной ситуации, а не из уст и под давлением взрослого.
Решая сказочные задачи можно получить уникальную проективную диагностическую информацию. Почему не смеялась царевна в сказке о царевне Несмеяне? А что можно сделать, чтобы царевна улыбнулась?
Отвечая на эти вопросы, ребята на метафорическом уровне рассказывают о том, что их огорчает и поднимает их настроение, что может вывести из сложных эмоциональных состояний, а значит соответственно строить и коррекционную работу. Ответы детей позволяют мне выстроить коррекционную работу с учетом существующей проблемы каждого ребенка.
Для младших школьников очень важен процесс вхождения в сказку: это могут быть: волшебный огонек, полет на ковре самолете, могучий ветер ураган, чудо-зеркало.
Интересен прием коллективного рисования сказочной страны, когда каждый ребенок становится волшебником и придумывает сказочную историю с использованием игрушек.
В контексте сказкотерапии использую прием изготовления кукол и их оживление.
Мы создаем простые в изготовлении разнообразные куклы: пальчиковые, варежки-рукавички, комбинированные из разных материалов.
Когда дети приходят в сказку, я сообщаю им, что сегодня они сами будут придумывать и творить сказочных героев. Это могут быть друзья для уже существующей куклы, помощники в сказочном путешествии, персонажи конкретной сказки.
«Оживляя» куклу, ребенок фактически отрабатывает механизм саморегуляции. На образном уровне он «держит себя в руках», учиться адекватно выражать свои чувства.
В практике сказкотерапии мне нравиться применять техники арт-терапии: спонтанное рисование, глинотерапию, рисование самодельными красками из муки, соли, подсолнечного масла ПВА и гуаши. Такими красками приятно рисовать, выражать себя и свои чувства. В дальнейшем, картина используется в качестве декораций или тем для сочинения сказок. Глинотерапия помогает отреагировать, осознать и переработать психотравматический опыт ребенка.
Использую в сказкотерапии телесно-ориентированные техники:
-релаксационный практикум - хождение по разным видам почвы, превращение в дерево, цветок, камень и т.д
-моделирование ситуаций преодоления трудностей «зернышко под землей», «облако», «превращайся в тучку», «червячок в земле».
Любят дети упражнения с тканью. Когда ткань превращается в волшебный ковер, который соткала добрая фея, он делает удивительные превращения: кто по нему пройдет, у того будут сильные ноги. Ковер может превращаться в цветок и закрыть свои красивые лепестки, а ребенок, находившийся в центре ковра, превращается в дюймовку или эльфа.
Для обыгрывания подавленных отрицательных эмоций и агрессии ковер превращается в стену загона, а дети в волшебных лошадок, которые брыкаются и хотят сломать эту стену.
Сокровенные желания детей выполняет золотая рыбка, которая живет у нас в аквариуме.
В сказкотерапевтических занятиях я широко использую природный материал: камни, веточки, сруб деревьев, песок, бисер, семена растений.
Различные формы работы со сказкой позволяют решать психодиагностические и психокоррекционные задачи:
-выявление актуальной проблематики ребенка
-коррекцию познавательных процессов, развитие воображения
- развитие коммуникативных навыков
-развитие способности к децентрированнию, умению встать на место другого
-снятия напряжения и стабилизация психических процессов.
Результаты наблюдений за детьми на занятиях фиксирую в индивидуальных карточках. Это дает возможность проанализировать и понять внутренний мир каждого ребенка, помочь принять его другим педагогам.
У каждого человека есть своя история. В этой истории есть и веселые и грустные моменты. Есть и такие ситуации, которые очень хочется вспомнить, заново пережить, быть может по-новому.
Для отслеживания эффективности проведенной коррекционно-развивающей работы использую профессиональный психологический инструментарий и программу компьютерной обработки блока психологических тестов. Результаты диагностики вносятся в индивидуальные дневники сопровождения обучающихся (воспитанников) и намечается дальнейшая коррекционная работа.
15