Учебная программа по профессионально- трудовому обучению (столярное дело) 9 класс ГОКУ СКШ
Рассмотрено на заседании
МО учителей-предметников
Руководитель____________
/Крючкова Е.И../
___ август 2016 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
________________
/Обедина Н.Л./
___ август 2016г.
«Утверждено»
Директор ГОКУ «СКШ №1
г.Иркутска»
____________
/Лебедева А.В./
Приказ №
от __ _________2016
Учебная программа
по профессионально- трудовому обучению
(столярное дело) 9 класс
Составитель: учитель Прокудин Николай Петрович
г. Иркутск
2016-2017
Пояснительная записка
Учебная программа по профессионально-трудовому обучению (столярное дело) разработана в соответствии адаптированной основной общеобразовательной программой ГОКУ «СКШ №1 г.Иркутска» на основе Программы специальной (коррекционной) школы : 5-9кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2001. – Сб. 2. – 240с.
Целью профессионально-трудового обучения в V- VII классах является подготовка учащихся к самостоятельному труду по получаемой специальности в обычных условиях. В VIII-IX классах завершается трудовая подготовка учащихся в соответствии с выбранной профориентационной направленности - столярное дело.
Содержание образования направлено на формирование общей культуры личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе, формирование профессионально-трудовых умений и навыков для дальнейшей работы в трудовом коллективе; воспитание гражданственности, трудолюбия.
Задачи трудового обучения в специальной (коррекционной) школе:
-коррекции недостатков умственного и физического развития;
-воспитанию связной речи;
-формированию общих трудовых навыков;
-осуществлению социально-трудовой адаптации учащихся;
-формированию навыков самоконтроля учебных действий, культуры речи и поведения, санитарно-гигиенических навыков и здорового образа жизни;
-обеспечению условий формирования личности школьника с ограниченными возможностями здоровья в комплексном взаимодействии психолога, соц. педагога, учителей, родителей.
Количество часов, отводимое на профессионально-трудовое обучение:
5 класс – 6 часов в неделю, 204 часа в год;
6 класс – 6 часов в неделю, 204 часа в год;
7 класс – 8 часов в неделю; 272 часа в год;
8 класс – 8 часов в неделю; 272 часа в год;
9класс – 10 часов в неделю; 340 часов в год
Данная программа для специальной школы VIII вида предполагает формирование у учащихся необходимого объёма профессиональных знаний и общетрудовых умений.
В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними.
Некоторые из инструментов и приспособлений изготавливают сами. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, Знакомятся с ручным электрифицированным инструментом, применять лаки, клеи, краски, красители. Учатся составлять и читать чертежи, планировать последовательность выполнения трудовых операций, оценивать результаты своей работы. Большое внимание уделяется технике безопасности. Всё это способствует физическому и интеллектуальному развитию школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Цель программы: привитие элементарных навыков столярных работ
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
формирование прочных профессионально-трудовых умений и навыков;
развитие мышления, способности к пространственному анализу;
формирование эстетических представлений и вкуса;
воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков.
Коррекционная работа включает следующие направления:
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
развитие восприятия, представлений, ощущений;
развитие памяти;
развитие внимания;
развитие пространственных представлений и ориентации.
Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:
развитие умения сравнивать, анализировать;
выделять сходство и различие понятий;
умение работать по инструкциям, алгоритму;
планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
формирование адекватности чувств;
формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция развития речи:
коррекция монологической речи;
коррекция диалогической речи;
обогащение словаря.
Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Программа составлена с учетом уровня обученности учеников, индивидуально-дифференцированного к ним подхода, что позволяет направлять процесс обучения не только на накопление определенных знаний и умений, но и на максимально возможную коррекцию психофизиологических особенностей учеников При проведении коррекционной работы важен метод совместных действий или сотворчества, которое максимально отвечает познавательным возможностям детей и позволяет в наглядной форме демонстрировать или выполнять ту или иную работу, предоставляя ребенку ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития.
В процессе обучения ученики усваивают необходимые в быту и посильной индивидуальной трудовой деятельности знания и умения по столярному профилю, на этом материале формируются общетрудовые умения на уровне, доступном данному контингенту учеников. Вместе с тем предлагаемый учебный материал может служить базой для последующего овладения профессиями столярного производства.
Целью изучения темы «Построение чертежа» различных изделий, является «объяснение» чертежа с тем, чтобы ученики могли читать чертеж, ориентироваться в нем, пользоваться готовыми чертежами и в школе и в дальнейшей самостоятельной жизни.
Теоретическое обучение рабочей программы направлено на формирование у учеников знаний основ материаловедения, устройства станков, технологии изготовления столярных изделий.
Основной задачей практического обучения является формирование профессиональных умений и навыков при выполнении упражнений. На практических занятиях изучаются приемы выполнения операций по обработке деталей и узлов столярных изделий из различных материалов на станках, технологическую последовательность изготовления узлов и столярных изделий, требования, предъявляемые к качеству готовой продукции.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера.
Принципом построения уроков профессионально-трудового обучения (столярное дело) в 9 классе является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
В образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья особое значение должно придаваться развитию его жизненной компетенции.
Разделы программы содержат дидактические единицы обеспечивающие формирование компетенций:
- для развития коммуникативной, социально-трудовой и учебно-познавательной компетенции – сведения о свойствах древесины, о безопасных приемах работы на станках;
- сведения о конструировании, технологии изготовления столярных изделий обеспечивают развитие учебно-познавательной, социально-трудовой, ценностно-ориентационной компетенции;
- знакомство с массовым производством, организацией работы на столярном предприятии – становление и формирование ценностно-ориентационной компетенции.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учеников. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учеников понимать причины и логику развития технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Программа профессионально-трудового обучения опирается на ранее полученные сведения во время уроков трудового обучения, с опорой на знания, которые ученики приобретают на уроках математики, биологии, истории, географии.
Каждый раздел состоит из нескольких тем и содержания работы по каждой из них. Время, отведённое на изучение темы, может варьироваться в зависимости от степени её усвоения учениками и материально-технического обеспечения мастерской. При этом на практическое повторение отводится от 30% до 50% учебного времени.
Обучение столярному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики учеников. Кроме того, выполнение столярных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
Требования к уровню подготовки учеников:
Должны владеть компетенциями:
информационно-коммуникативными (умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, умение самовыражать себя в творческой работе, сотрудничать и работать в команде);
социальными (умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, умение сделать посильный вклад в коллективный проект, умение организовывать свою деятельность);
эмоционально-ценностными (умение быть упорными и стойкими перед возникшими трудностями).
Должны знать(понимать):
строение и основные свойства древесины и ее применение, полную последовательность ее обработки ,последовательность соединения основных деталей изделий;
основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов;
назначение и устройство применяемых инструментов, приспособлений, станков и оборудования;
виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций.
Должны уметь:
распознавать древесину, качественно выполнять виды операций, обрабатывать детали.
выполнять мелкий ремонт :
рационально организовывать рабочее место;
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия;
выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, станков и оборудования;
соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
мелкого ремонта изделий из различных материалов;
создания изделий с использованием ручных инструментов, станков, оборудования и приспособлений;
контроля качества выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов;
обеспечения безопасности труда.
Контроль.
Контроль осуществляется в форме проведения самостоятельной работы и анализа ее качества в конце каждой четверти после проведения практического повторения.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(10 час. в неделю, всего - 340 час.)
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Кол-во конт-х
работ
Изделие
1.
Вводное занятие
3
1
2
Художественная отделка столярного изделия.
39
Разделочная доска
3.
Практическое повторение.
20
Изготовление журнального столика
Журнальный столик
4.
Самостоятельная работа.
19
скамья
Изготовление изделий для выставки.
Скамья, подставки для ножниц
Всего I четверть:
82
1.
II четверть.
Вводное занятие.
3
1
2.
Изготовление моделей мебели.
25
4.
Практическое повторение.
8
1
Изготовление изделий для выставки.
Настенные полочки
5.
Самостоятельная работа.
4
указки
1
Изготовление изделий по усмотрению учителя.
Строительное производство.
6.
Плотничные работы.
12
7.
Круглые лесоматериалы, пиломатериалы, заготовки и изделия
7
8.
Изгото
·вление строительных инструментов, приспособлений, инвентаря для плотничных работ
7
9.
Практическое повторение.
5
Изготовление топорища.
Топорище
10.
Самостоятельная работа.
2
1
Правка топора на точиле. Насадка топорища.
Топор столярный
II четверть
78 час
1.
III четверть.
Вводное занятие.
2
1
План работы на четверть. Техника безопасности.
1
2.
Изготовление несложной мебели с облицовкой поверхности
24
Табурет детский
3.
Мебельная фурнитура и крепежные изделия.
5
4.
Практическое повторение.
20
5.
Самостоятельная работа.
10
Строительное производство
6.
Изготовление оконного блока
18
Экскурсия
7.
Столярные и плотничные ремонтные работы
11
Ремонт изделий
8.
Изоляционные и смазочные материалы
5
Смазка инструментов и оборудования
9.
Практическое повторение
8
По выбору учителя
10.
Самостоятельная работа
3
1
По выбору учите ля
Контрольная работа
2
Анализ качества контрольных работ
1
Всего за III четверть:
114
Мебельное производство
1.
IV четверть.
Вводное занятие.
2
1
2.
Сведения о механизации и автоматизации мебельного
производства.
8
3.
Изготовление секционной мебели
24
4.
Практическое повторение. Подготовка к экзаменам
20
5.
Контрольная работа.
2
Анализ контрольных работ. Самостоятельная работа
3
швабры
Строительное производство
6
Плотничные работы
4
7
Кровельные и облицовочные материалы
2
8
Настилка линолеума
4
9
Фанера и древесные плиты
3
10
Практическое повторение. Подготовка к экзаменам
3
11
Контрольная работа за IV четверть
2
12
Анализ качества контрольных работ
1
Всего IV четверть:
80
Итого за год:
336
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс
№
п/п
Тема занятия
К-во час
Дата
1 четверть 01.09.2016-28.10.2016 (8 недель 2 дня) – 82 час.
Вводное занятие. Повторение пройденного в 8 классе. План работы на четверть, вводный инструктаж
2
01.09
Художественная отделка столярного изделия (36 час.)
Виды художественной отделки столярных изделий. Гравюра на ДВП
2
02.09
Виды отделки изделий лакокрасочными материалами. Технология покрытия поверхностей лаками
2
05.09
Особенности окрашивания ножевой фанеры. Понятие орнамент и узор
2
06.09
Виды орнаментов. Приемы работы инструментами для выполнения маркетри
2
07.09
Изготовление коробки или шкатулки
2
08.09
Разметка штапиков для шкатулки
2
09.09
2
12.09
2
13.09
2
14.09
Нарезание заготовок для маркетри
2
15.09
2
16.09
Набор на бумагу геометрического орнамента
2
19.09
Наклеивание набора на изделие
2
20.09
Окончательная отделка готового изделия
2
21.09
Оценка качества готового изделия
2
22.09
Основы пожарной безопасности Использование первичных средств пожаротушения
2
23.09
Действия при пожаре, план эвакуации,
2
26.09
Оказание первой помощи при пожаре
2
27.09
Практическое повторение ( 26 час)
Подбор материалов для изготовления журнального столика
2
28.09
Разметка деталей изделия
2
29.09
2
30.09
Изготовление деталей изделия
2
04.10
05.10
Подбор вида художественной отделки журнального столика
2
06.10
Изготовление деталей изделия
2
07.10
2
10.10
Последовательность сборки изделия
2
11.10
2
12.10
Художественная отделка изделия
2
13.10
Окончательная отделка изделия
2
14.10
Оценка качества изделия
2
17.10
Самостоятельная работа (18 часов)
Подбор материала для скамеек в спортивный зал
2
18.10
Изготовление деталей изделия
2
19.10
2
20.10
2
21.10
Последовательность сборки изделия
2
24.10
Способы отделка изделия
2
25.10
Окончательная отделка изделия.
Оценка качества изделия.
2
26.10
2
27.10
Контрольная работа за I четверть
2
28.10
2 четверть 07.11.16-29.12.16 (78 час.)
Вводное занятие. Общие сведения о мебельном производстве.
2
07.11
Изготовление моделей мебели ( 26 час.)
Виды мебели
2
08.11
2
09.11
Детали и элементы столярных изделий
2
10.11
Чертежи изготовления деталей изделия
2
11.11
Сборочные чертежи изделия
2
14.11
Выбор изделия и составление плана его изготовления
2
15.11
Выполнение заготовительных операций
2
16.11
2
17.11
Разметка и обработка деталей изделия
2
18.11
Сборка узлов изделия "насухо"
2
21.11
Сборка изделия на клею
2
22.11
2
23.11
Окончательная отделка готового изделия
2
24.11
Трудовое законодательство ( 8 час.)
Прием и увольнение с работы
2
25.11
Права и обязанности рабочих. Виды оплаты труда
2
28.11
Охрана труда на предприятиях. Трудовая и производственная дисциплина
2
29.11
Труд молодежи
2
30.11
Практическое повторение (8 час.)
Пооперационное разделение труда
2
01.12
Подбор материалов для изделия
2
02.12
Изготовление изделий для школы, для выставки
2
05.12
Окончательная отделка изделий
2
05.12
Самостоятельная работа ( 6 час.)
Изготовление изделия (по выбору учителя). Разметка деталей изделия
2
06.12
Изготовление деталей изделия. Сборка деталей изделия
2
07.12
Окончательная отделка изделия
2
08.12
Строительное производство Плотничные работы ( 12 час.)
Инструменты для плотничных работ. Теска древесины
2
09.12
Теска древесины. Подготовка инструментов и приспособлений к работе
2
12.12
Технология тески бревен. Выборка четвертей и пазов
2
13.12
Соединение бревна и бруска с помощью врубок .Сплачивание доски и бруска в щит
2
14.12
Дисковая электропила: устройство и приемы работы
2
15.12
Электрорубанок: устройство и приемы работы
2
16.12
Круглые лесоматериалы, пиломатериалы, заготовки и изделия (6 час.)
Хвойные и лиственные лесоматериалы. Ассортимент пиломатериалов и досок
2
19.12
Ассортимент заготовок из пиломатериалов. Ассортимент фрезерованных деревянных деталей для строительства
2
20.12
Материалы и изделия для настилки пола. Виды паркета
2
21.12
Изготовление строительных инструментов, приспособлений, инвентаря для плотничных работ (6 час.)
Характеристика строительных инструментов, приспособлений, инвентаря для плотничных работ
2
22.12
Знакомство с изделием (малка для штукатурных работ). Подбор материала и его раскрой
2
23.12
Изготовление изделия
2
26.12
Практическое повторение (4 час.)
Изготовление терки
2
27.12
2
28.12
Самостоятельная работа (2ч)
Контрольная работа за II четверть. Анализ контрольных работ.
Правка топора на точиле.Насадка топорища
2
29.12
3 четверть 09.01.17- 17.02.17; 27.02.17-24.03.17 ( 114 час.)
Вводное занятие
2
09.01
Изготовление несложной мебели с облицовкой поверхности (14 час.)
Назначение облицовки столярного изделия. Шпон: виды (строганный, лущёный) свойства, производство. Технология облицовки поверхности шпоном
2
10.01
Облицовка поверхности шпоном. Облицовочные материалы: пленочный, листовой (виды, свойства). Технология облицовки поверхности изделия пленками
2
11.01
Изготовление навесной книжной полки.
2
12.01
2
13.03
2
17.03
Способы соединения деталей полки.
2
18.01
Облицовка поверхности деталей пленкой. Обработка лицевых кромок. Технические требования к качеству готового изделия
2
19.01
Мебельная фурнитура и крепёжные изделия (6 час.)
Фурнитура для подвижного соединения сборочных единиц
2
20.01
2
23.01
Фурнитура для открывания дверей и выдвигания ящиков
2
24.01
Практическое повторение (20 час.)
Изготовление мебели по заказу работников школы.
2
25.01
2
26.01
2
27.01
2
30.01
2
31.01
2
01.02
Изготовление мебели по выбору учителя
2
02.02
2
03.02
2
06.02
2
07.02
Самостоятельная работа (8 час.)
Изготовление мебели с учетом качества и производительности труда
2
08.02
2
09.10
2
10.02
2
13.02
Контрольная работа
2
14.02
Изготовление оконного блока (18 час.)
Элементы оконного блока
2
15.02
Изготовление оконных блоков в производственных условиях
2
16.02
2
17.02
2
27.02
2
28.02
Подготовка рабочего места к изготовлению крупно-габаритных деталей и изделий
2
01.03
Изготовление элементов оконного блока(форточки)
2
02.03
2
03.03
2
06.03
Столярные и плотничные ремонтные работы (10 час.)
Дефекты столярно-строительного изделия и способы их устранения
2
07.03
Правила безопасности при выявлении и устранении дефектов
2
09.03
Ремонт столярных соединений. Ремонт оконных рам, дверей, встроенной мебели, перегородок
2
10.03
Выполнение ремонта столярно – строительного изделия
2
13.03
2
14.03
Изоляционные и смазочные материалы (6 час.)
Теплоизоляционные материалы
2
15.03
Гидроизоляционная пленка
2
16.03
Смазочные материалы(назначение, виды, свойства)
2
17.03
Практическое повторение (6 час.)
Изготовление изделия по выбору учителя. Доска разделочная
2
20.03
2
21.03
Изготовление изделий по выбору учителя. Полочка мебельная
2
22.03
Самостоятельная работа (4 час.)
Изготовление изделий по выбору учителя
2
23.03
Контрольная работа за III четверть. Анализ контрольных работ
2
24.03
4 четверть 03.04.17-25.05.17 (80 час.)
Вводное занятие. План работы на четверть. повторение правил техники безопасности в мастерской
2
03.04
Сведения о механизации и автоматизации мебельного производства (8 час.)
Механизация и автоматизация на деревообрабатывающем предприятии(изготовление мебели на крупных и мелких фабриках). Подготовка к экзаменам
2
04.04
Механизация и автоматизация столярных работ(универсальные электроинструменты, станки с программным управлением) Подготовка к экзаменам
2
05.04
Механизация облицовочных, сборочных и транспортных работ(механическое оборудование для сборки столярных изделий) Подготовка к экзаменам
2
06.04
Производительность труда и себестоимость продукции (значение повышения производительности труда для снижения себестоимости продукции. Мебельное производство(экскурсия). Подготовка к экзаменам
2
07.04
Изготовление секционной мебели (24 час.)
Секционная мебель (разновидности, преимущества, элементы, основные узлы).Подготовка к экзаменам
2
10.04
Разработка одного из видов секционной мебели. Способы установки и соединения стенок секции. Подготовка к экзаменам
2
11.04
Двери распашные, раздвижные и откидные. Подготовка к экзаменам
2
12.04
2
13.04
Изготовление секций. Подготовка к экзаменам
2
14.04
2
17.04
2
18.04
Фурнитура для навески, фиксации и запирания дверей Подготовка к экзаменам
2
19.04
Сборка изделия. Подготовка к экзаменам
2
20.04
2
21.04
Монтаж секционной мебели. Подготовка к экзаменам
2
24.04
2
25.04
Изготовление изделий по заказу – (30 час.)
Изготовление изделий по заказу работников школы. Подготовка к экзаменам
2
26.04
2
27.04
2
28.04
2
02.05
2
03.05
2
04.05
2
05.05
Контрольная работа
2
08.05
Анализ качества контрольных работ
2
10.05
Плотничные работы
2
11.05
2
12.05
Перегородка: устройство, технология монтажа. Подготовка к экзаменам
2
15.05
Дощатый пол: устройство, технология настилки. Правила ТБ при выполнении плотничных работ. Подготовка к экзаменам
2
16.05
Кровельные и облицовочные материалы (16 час.)
Кровельные материалы. Облицовочные материалы. Подготовка к экзаменам
2
17.05
Настил линолеума. Линолеум и его применение. Резка линолеума Подготовка к экзаменам
2
18.05
2
19.05
Виды и приемы наклеивания линолеума на основание. Возможные дефекты в линолеумных полах и их предупреждение. Подготовка к экзаменам
2
22.05
Фанера и древесные плиты. Фанера: виды, изготовление, применение. Свойства фанеры и ее сорт.
2
23.05
Древесностружечные и древесноволокнистые плиты (ДСП И ДВП). Определение названий, пороков и дефектов по образцам разных видов фанеры и древесных плит. Подготовка к экзаменам
2
24.05
Подготовка к экзамену
2
25.05
Литература
Учебно – методический комплекс
Журавлёв Б.А. Столярное дело 9 класс. М., «Просвещение» 1989г.
Крейндлик Л.Н. Индивидуальный подход к ученикам вспомогательной школы в трудовом обучении
Мирский С. Л. « Методика профессионально – трудового обучения во вспомогательной школе», Москва «Просвещение» 1988 .
Мирский С. Л. « Технология 9 класс. Под редакцией В.Д. Симоненко. Москва. Издательский центр «Вента-Граф»-2005 год.
Перелетов А.Н. Столярное дело 9 классы. Издательство «Владос» М.2003.
Перелетов А.Н. Рабочая тетрадь по столярному делу 9 классы. Издательство «Владос» М.2003.
Перелетов А.Н. Рабочая тетрадь по столярному делу 9 классы. Издательство «Владос» М.2003.
«Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида» под редакцией В.В. Воронковой, С.Л.Мирского, Б. А.Журавлёва, Сборник 2. – М., 2012.
Павлова О.В. Трудовое обучение 9 классы «Столярное дело» Развернутое тематическое планирование. Волгоград. Издательство «Учитель»-2012
Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских.- М.1984.
Чурахин А.В. 22 урока геометрической резьбы по дереву. - Санкт-Петербург 2003.