Здоровьесберегающие технологии применяемые на уроках физкультуры
Здоровьесберегающие технологии.
«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней».
1. Краткое обоснование создания программы
В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся.Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. Лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем заниматься производительно-полезным трудом. Профилактика же детских заболеваний является хорошо окупаемым национальным вложением, более экономичным и результативным, чем дорогостоящее лечение. Поэтому проблема сохранения здоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни, сегодня очень актуальны. Программа разработана с целью оптимального использования здоровьесберегающих технологий в процессе образования учащихся и ориентирована на охрану и укрепление их здоровья, получение полноценного образования. Путем реализации программы раскрываются возможности образовательного учреждения в осуществлении здоровьесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни, в формировании культуры здоровья воспитанников.
Основная задача школы – создание необходимых условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья школьника.
Цели программы:
Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Создать в школе организационно-педагогические, санитарно-гигиенические и другие условия здоровьесбережения.
Продолжать диагностику состояния здоровья обучающихся с целью динамического наблюдения за их развитием.
Задачи программы:
1. Нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня.
2. Освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье обучающихся.
3. Планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащимися.
4.Развитие психолого-логопедо-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического состояния учащихся.
5. Привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся.
6. Ведение паспорта здоровья класса, в котором фиксируется все, что касается здоровья учащихся.
1. Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья воспитанников, обучающихся в данном учебном заведении.
Основные задачи направления:
организация здоровьесберегающей деятельности, совершенствование системы физического воспитания с учетом индивидуального подхода к учащимся;
разработка комплекса мероприятий по воспитанию культуры здоровья детей и подростков;
формирование у воспитанников мотивации на сохранение и укрепление здоровья, потребности быть здоровым;
построение образовательного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся;
устранение негативных факторов образовательного процесса, отрицательно влияющих на здоровье;
совершенствование материально-технической базы школы, способствующей укреплению здоровья.
2. Организация системы взаимодействия педагогического коллектива школы и родителей по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Основные задачи направления:
организация просветительской работы среди родителей;
формирование мотивации у родителей на ведение здорового образа жизни в семье;
привлечение родителей к осуществлению совместной оздоровительной работы в школе и профилактической работы с детьми.
3. Организация и проведение мероприятий по охране и укреплению здоровья.
Основные задачи направления:
проведение мониторинга за состоянием здоровья учащихся ;
работа по организации и проведению мероприятий по профилактике употребления психоактивных веществ;
внедрение во внеурочную деятельность школы кружков, элективных курсов по формированию культуры ЗОЖ;
осуществление адресной социально-педагогической, психологической и медицинской помощи воспитанникам;
организация активных форм досуга.
4. Формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни.
Основные задачи направления:
формирование мотивации на сохранение и укрепление здоровья у участников образовательного процесса;
внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих педагогических технологий;
осуществление психолого-педагогического и медико-физиологического контроля показателей физического и психического здоровья воспитанников;
Методы здоровьесберегающих образовательных технологий применяемые мною на уроках физической культуры
фронтальный;
групповой;
практический метод;
познавательная игра;
ситуационный метод;
игровой метод;
соревновательный метод;
активные методы обучения;
воспитательные, просветительские и образовательные программы; метод индивидуальных занятий.
Приёмы здоровьесберегающих образовательных технологий применяемые мною на уроках по физической культуре:
защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);
компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки; оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура; массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации);информационно-обучающее (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам).
Принципы здоровьесберегающих технологий:
«Не навреди!».
Принцип сознательности.
Принцип систематичности и последовательности
Принцип повторения знаний, умений и навыков
Принцип постепенности.
Принцип индивидуализации и доступности.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Принцип наглядности.
Принцип активности.
Принцип оздоровительной направленности
Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
Принцип всестороннего и гармоничного развития личности.
Прогноз результатов работы по реализации программы
В работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся примут участие педагогический коллектив школы, медработники, родители. В результате совместной работы названных выше служб ожидается:
Создание активной здоровьесберегающей инфраструктуры школы, способствующей сохранению здоровья и формированию мотивации участников образовательного процесса на здоровый образ жизни.
Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.
Мотивация педагогического коллектива на повышение своего профессионального уровня в овладении и использовании здоровьесберегающих технологий.
Снижение уровня заболеваемости среди детей и подростков.
Создание благоприятного морально-психологического климата в школе, реализация принципов педагогики сотрудничества.
улучшение организации питания учащихся;
повышение уровня материально-технического оснащения образовательного учреждения.
Исполнителям программы необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений направленных на обеспечение здоровьесбережения детей.
Перечень кружков, факультативных курсов по формированию культуры ЗОЖ
№ Название Класс
1 ОФП 5-10
2 Пионербол 5-10
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Перед школой стоит задача созданий условий для сохранения здоровья учащихся, то есть создания механизма формирования здоровьесберегающей среды.
Начали свою работу с того, что провели исследование в 1 «Б» классе, целью которого явилась оценка показателей заболеваемости обучающихся по данной программе. Некоторые показатели заболеваемости отражают неблагополучный фоновой уровень здоровья первоклассников поступающих в школу. Поэтому на первый план выступает реализация оздоровительных и общеукрепляющих мероприятий.
4.1 Физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия
№ Наименование мероприятий Сроки проведения Место проведения
1. Осенний кросс
сентябрь Спортивная площадка
2. Самый спортивный класс октябрь Спортивная площадка
3. Соревнования по пионерболу
Соревнования по волейболу
ноябрь Спортивный зал
4. Соревнование по армрестлингу
декабрь Спортивный зал
5. Соревнования по шашкам «Чудо-шашки» и шахматам «Белая ладья»
январь Спортивный зал
6. Соревнования по настольному теннису
февраль Спортивный зал
7. Товарищеский матч сборной команды школы-интерната по спортивным играм март Спортивный зал
8. Соревнования по легкой атлетике
апрель Спортивная площадка
9. Весенний кросс
май Спортивная площадка
10. Сдача физкультурного комплекса ГТО май Спортивная площадка