Доклад: Роль информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в социализации обучающихся в условиях подготовки к введению в ФГОС на уроках ИЗО
Роль информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в социализации обучающихся в условиях подготовки к введению в ФГОС на уроках ИЗО
Юматова Юлия Алексеевна
учитель ИЗО и черчения
МБОУ СОШ №1 р.п. Тумботино
2015 год
Образовательных технологий в педагогике существует более 50, но ключевой технологией XXI века является применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).
ИКТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. С использованием ИКТ в учебно-воспитательном процессе увеличивается производительность труда преподавателей и учащихся, это можно рассматривать как рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения. ИКТ позволяют автоматизировать информационные процессы: долговременно и компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, продуцировать новую, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную (текстовую, табличную, графическую, анимированную, звуковую и видео-) информацию.
Данная технология необходима:
1. Для формирования информационного общества.
2. Для качественных изменений в структуре образовательных систем и в содержании образования.
Одно из условий эффективной подготовки учащихся к жизни в информационном обществе – применение информационных коммуникативных технологий, позволяющих решать в кратчайшие сроки широкий круг задач, недоступных ранее. В школе происходит активное внедрение в образовательный процесс ИКТ, в том числе, такой их разновидности, как мультимедиа технологии.
Применение мультимедиа технологии приводит к использованию более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания, является наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Помимо этого, внедрение мультимедиа технологии способствует повышению мотивации обучения учащихся, экономии учебного времени, более глубокому усвоению материала на уроках. Мультимедийные средства обучения помогают чётко выстраивать структуру урока, эстетически его оформлять. Ещё одним достоинством является эмоциональное воздействие на учащихся. Особенно, если включены видеосюжеты и имеется звуковое сопровождение слайдов, что позволяет формировать у учащихся личностное отношение к увиденному и услышанному, повышает мотивацию учения.
Применение мультимедийных средств позволяет сократить время при выполнении заданий, что повышает продуктивность урока. Мультимедиа технологии наряду с живым словом педагога является важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы нашей школы. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты – цели, содержание, формы, методы.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт. Важным элементом формирования универсальных учебных действий задача
Но новые стандарты предъявляют требования не только к качеству образования, но и к условиям, которые необходимо создать в школе.
Учитель может использовать в своей работе личные презентации. Очень эффективными могут быть тесты, кроссворды, разработанные в компьютерном варианте. Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк.
Использование ИКТ на различных уроках в школе позволяет
- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
- овладевать практическими способами работы с информацией;
- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира. Большое подспорье ИКТ в подготовке праздников, в исследовательской и проектной деятельности детей.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся и самого учителя. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в школе.
В соответствии с новыми "Квалификационными характеристиками должностей работников образования" каждый педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав детей – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет.
Сегодня для большинства педагогов школы стали уже почти традиционными такие формы использования ИКТ как:
- мультимедийное сопровождение уроков;
- компьютерный контроль знаний различного уровня;
- использование ресурсов медиатеки для организации самостоятельной работы обучающихся;
- поисковая работа с использованием ресурсов сети Интернет;
- конструирование учителем методического электронного пакета к урокам (таблицы, схемы, конспекты и т.п.);
- использование на уроках, спецкурсах, факультативах готового программного продукта;
- создание программных продуктов совместно с обучающимися (презентации в Microsoft Power Point);
- проектная деятельность обучающихся (презентации к защите проектов);
- участие в виртуальных олимпиадах и конкурсах.
.
Комплексное использование ИКТ в организации и управлении образовательным процессом в школе позволяет создать модель ИКТ-насыщенной образовательной среды, так необходимую сегодня для реализации ФГОС; позволяет осуществлять учебный процесс в новых условиях, когда учитель перестает быть единственным источником информации для обучающихся; способствует улучшению качества обучения, обеспечению развития личности, ориентирующийся в информационном пространстве; позволяет формировать у обучающихся личностное отношение к увиденному, что способствует повышению мотивации, делает процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным.
15