Доклад на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА» Руководитель — методист Литвинова Н.М

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ
КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА.

Проблема формирования и развития познавательного интереса детей к изучению казахского языка принадлежит к наиболее сложным проблемам для ряда наук, в которых используется это понятие.
В педагогике же основная функция интереса рассматривается как возможность приблизить ребенка к процессу учения, вызвать осознанное желание получать знания, выработать жизненно необходимую потребность в стремлении овладевать знаниями.
Объект изучения - Формирование и развитие познавательного интереса дошкольников к изучению казахского языка.
Цель исследования – практическая разработка методики формирования познавательного интереса у дошкольников к изучению казахского языка через игровую деятельность.
Задачи исследования:
Определить теоретическое обоснование проблемы познавательного интереса у дошкольников при изучении казахского языка .
Раскрыть.возможности игр в обучении казахского языка
Формирование познавательных интересов дошкольников может происходить по двум основным направлениям: с одной стороны, через содержание учебных предметов, а с другой стороны – путем определенной организации познавательной деятельности дошколят.











Первое, что является предметом познавательного интереса для дошкольников, это новые знания о мире. Поэтому глубоко продуманный отбор содержания учебного материала являются важнейшим звеном формирования интереса к изучению казахского языка.
Второе – развитие интереса к казахскому языку связано с проблемой занимательности. Занимательность в полной мере реализуется при наличии фактора удивления, неожиданного открытия, который способствует пристальному изучению предмета.
Я считаю, прежде всего зависит от эмоциональности и доброжелательности воспитателя. Учитель, как говорил Сухомлинский, на занятиях должен забыть, что он учитель. Для этого нужно сбросить менторской тон и стать собеседником, другом для детей.
Какие методы и методические приемы я использую для обучения казахского языка дошкольников?
Так, как в дошкольном возрасте закладывается основа, позволяющие осуществлять общение детей на элементарном уровне, поэтому коммуникативную направленность в общении казахскому языку реализую через игры и игровые приемы. Подбирая игру к занятиям, руководствуюсь содержанием учебной программы. Успех любой игры зависит от четкого объяснения правил, от конечной ее цели. Игры «Орамал тастамаK», «Кім жоK?», «Jай дыбыс?», «Телефон», «СоKыр теке» оживляет урок, облегчают детям усвоение трудного для них материала.
К детям на занятие приходят их любимые герои сказок Алдар косе, Буратино которые тоже хотят учиться и просят помочь ребят ответить на вопросы, отгадать загадку, выучить скороговорку.
Каждая игра приучает детей к самостоятельности, к умению слушать товарища, к общению со сверстниками. Суть игры на заключается в том, чтобы ребенок находил радость в игре, и через игру познавал мир.
Активный процесс социализации ребенка, его становление проходит через сюжетно-ролевые игры. Ребенок хочет быть в роли взрослых (продавца-покупателя, врача-больного и т.д). Он может моделировать социальные отношения между людьми.
Так, при проведении занятия по теме «Жемістер» дети повторяли усвоенные слова: алмaрт, ™рік, ж_зім и т.д.
Знание новых слов и билингвального компонента проверяли через игру «Найди потерянный фрукт». Работа по составлению словосочетании проводили в игровой форме отгадыванием ребусов. Затем из опорных слов составляли предложения. (маCан, берді, _лкен, сатушы, алма),
После перечисленных работ велась работа по отработке речевых навыков: диалог между продавцом и покупателем в магазине «Айгерим». Дети запоминали речевые обороты, учились правилам поведения в общественных местах, решали насущные задачи жизни.
Вся работа проводилась показом наглядных карточек, муляжей, необходимых атрибутов для игры (весы, халат, колпак, ценники, продавец, деньги). Вся наглядность, цветная, яркая, вызывало у учащихся приятное настроение, желание принять участие в игре.
Ценность таких игр в том, что время говорения полностью отдается детям, повышается активность детей.
Другим видом работы, способствующим повышению познавательного интереса к изучению казахского языка является решения и составление кроссвордов, ребусов.
При решении кроссвордов развивается логика мышления, стремление завершить начатое дело и упорство детей. Такие элементы занимательности вызывает у детей живой интерес к процессу познания казахского языка, помогают им лучше освоить учебный материал.
Не менее увлекательным видом работы, является загадывание и отгадывание загадок, когда дети получают задание: найти загадки по теме, выучить, нарисовать отгадку. Ребенок проявляет самостоятельность, фантазию и интерес к изучению казахского языка.
Также работа по формированию познавательного интереса к изучению казахского языка осуществляется через инсценирование сказок.
Сказка обладает высоким эмоциональным воздействием на ребенка дошкольного возраста и дает ему представление об окружающем мире, по этому процесс формирования интереса к казахскому языку проходит более эффективно.
Активному и прочному восприятию детьми учебного материала по казахскому языку способствует проведение на уроках минут отдыха. Заметив, что дети устали, даю им одну-две минутки для отдыха. Это может быть веселые шутки, вопросы загадки или выполнение физических упражнении.
Также работа по формированию познавательного интереса проводится путем привлечения детей во внеклассных мероприятиях
Таким образом игры, применяемые на уроках, делают процесс обучения более интересным, занимательным, создают у детей бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315



Формирование познавательных интересов дошкольников к изучению казахского языка

Через игровую деятельность

Содержание учебных предметов

Интеллектуальные игры(кроссворды, ребусы, загадки)

Сюжетно-ролевые игры

Инсценирование сказок

Дидактические игры



15