Статья на тему Способы развития познавательного интереса на уроках английского языка
Способы развития познавательного интереса на уроках английского языка.«Различные способности человека - это клавиши органа,
а интерес – руки органиста.
Интерес создает мелодию, мелодию жизни».
К. А. Гельвеций
Большие изменения, происходящие в мире в последние десятилетия, не могли не отразиться на обучении иностранному языку; повысился его престиж в обществе. Качественное владение иностранными языками стало необходимым каждому человеку для вхождения в открытое информационное пространство, обеспечения поля выбора общения, облегчения социализации в нынешней рыночной среде. Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. А интерес к овладению знаниями у школьников формируется лишь при условии соответствующей организации учителем учебной деятельности. Она должна быть направлена на воспитание его познавательных интересов. Естественно возникают вопросы – как облегчить процесс овладение детьми английским языком, развивая познавательный интерес? Как сделать учение интересным для учащихся? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству? Чтобы ответить на эти вопросы, я обратилась к изучению проблемы формирования познавательного интереса учащихся на уроках английского языка.
Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Интерес(в том числе и познавательный) можно определить как эмоционально-познавательное отношение к предметам или непосредственно мотивированной деятельности, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально - познавательную направленность личности. Из этого определения вытекает, что моя задача развивать активность учеников, направлять их на поиск ответа. И так от урока к уроку. Переживание обобщается, становиться эмоционально-познавательным отношением к предмету, которое побуждает учащихся интересоваться поставленными на уроке проблемами и после того, как прозвенел звонок с урока. При формировании познавательного интереса учащихся я соблюдаю ряд условий:
1.Организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний, решает вопросы проблемного характера;
2.Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия быстро вызывают скуку;
3.Чем больше новый материал связан с усвоенным ранее, тем он ближе для учащихся;
4.Обучение должно быть доступным;
5.Чем чаще проверяется и оценивается работа учащегося, тем интереснее ему работать;
6.Для проявления интереса к элементам образования на иностранном языке необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
В своей работе применяю игровую технологию, которая не только является одним из способов повышения мотивации к изучению иностранного языка в школе, формированию познавательного интереса, но и позволяет преодолевать барьер неуверенности, повышает активность и желание общаться на языке. В игре все равны. Она посильна даже «слабым» ученикам. Мои наблюдения показывают, что игра повышает эффективность урока только в том случае, если она была правильно организована. При планировании уроков с использованием игры учитываю физиологические и психологические особенности детей данного класса, трудности, с которыми учащиеся встречаются в ходе игры, посильность игровых заданий, виды игровой деятельности, формы контроля. В соответствии с системой обучения английскому языку на своих уроках использую грамматические, лексические и фонетические игры, игры с пословицами, ролевые игры. Считаю, что успех использования всех типов игр зависит, прежде всего, от атмосферы необходимого речевого общения. Важно, чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись предложенной ситуацией и стали вместе с учителем участниками одного процесса.
В своей деятельности для формирования познавательного интереса применяю метод проектов, который не только создает условия для развития коммуникативных навыков, но и помогает активизировать стремление ребят к контакту друг с другом. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов.
Работа над проектом проходит поэтапно. Как правило, она начинается, когда тема уже пройдена, учащиеся владеют лексикой, грамматическими структурами. Сначала я предлагаю решить небольшую, но интересную для учащихся проблему на основе изученной темы. Ребенка важно заинтересовать, вызвать у него желание найти решение проблемы. Затем группа делится на подгруппы. Внутри подгруппы распределяются обязанности, и обсуждается план работы над заданием. Дети получают задание найти материал в Интернете, журналах, других учебниках, оформляют отобранный материал. И, наконец, презентация проекта, когда представляется проиллюстрированный материал, высказывается точка зрения каждого участника проекта по данной проблеме. Здесь нет пассивных наблюдателей, каждый вносит посильный вклад в решение проблемы. В заключение подводятся итоги работы подгрупп.
Участники проекта сами оценивают работу, учитывая реальный вклад каждого в подготовку проекта. Готовый проект выносим на общее обсуждение как в одном, так и в нескольких классах одновременно в форме конференции, интеллектуального боя, импровизированного телемоста. Созданная таким образом ситуация условна, но она провоцирует учащихся на общение.
Современный урок и внеклассное мероприятие требует от учителя владения техническими средствами обучения. Использование на уроке компьютерных технологий, создание мультимедийных презентаций – все это позволяет сделать процесс обучения интересным, более эффективным и продуктивным.Информационные технологии позволяют эффективно использовать индивидуальную и коллективную работу учителя и ученика, внедрить различные формы и стратегии освоения знаний по иностранному языку. Возможности компьютера безграничны. Они позволяют предъявлять учебный материал наглядно, красочно, в форме игры, повышая положительную мотивацию учащихся.
Одним из главных средств развития познавательного интереса к изучению английского языка считаю нетрадиционные формы уроков. Интерес повышает желание учить и познавать, а значит, обеспечивает прочность знаний. Ожидание необычного, особая заинтересованность также служит снятию напряжения учащихся, так как затрагивает эмоциональную сферу. Вызывать интерес может знакомство с новыми журналами, рассказ о каком-либо городе англоязычных стран с применением иллюстраций. В своей педагогической практике я использую такие формы построения учебно-воспитательного процесса, как: урок-лекция;урок-путешествие;урок-игра;урок-соревнование;урок-викторина;видео-урок; урок-конференция; урок-брейн - ринг; урок-розыгрыш; урок-разговор по душам; урок-защита проекта; урок-зачет; урок-экскурсия.
Необычным раздражителем, вызывающим непроизвольную реакцию учащихся и способствующим снятию напряжения, является смех. Для этого я рассказываю что-нибудь забавное, остроумное из жизни, часто используя смешные игрушки, картинки.
Центральное место в работе по развитию познавательного интереса отвожу внеклассной деятельности. Актуальная тематика и современный материал, отвечающий интересам и уровню школьников – все это позволяет заинтересовать учащихся, вызвать у них желание изучать и знать иностранный язык. Я использую разные формы внеклассной деятельности: массовые (вечера, утренники, олимпиады, конкурсы, КВН), групповые (кружок «English club» для учащихся 5-6 классов), индивидуальные(заучивание наизусть отрывков прозы и стихов, разучивание песен, составление заметок, работа над ролью). Они дают возможность повысить интерес учащихся к английскому языку, расширяют их кругозор, сообщают дополнительные сведения о языке, дают возможность хорошо мотивированным учащимся заниматься дополнительно. Дети разучивают песни на английском языке, ставят небольшие спектакли и принимают активное участие в различных фестивалях районного уровня.
В рамках данной темы мною были изучены способы развития познавательного интереса учащихся и на практике проверена их результативность с помощью методики «Цветные лепестки» .В течение 2-х лет применяю данные формы на уроках, и процесс получения знаний становится более интересным и мотивированным, повышается качественная успеваемость по предмету. Дети охотно включаются в учебную деятельность, активно принимают участие в различных конкурсах и мероприятиях по предмету. Таким образом нетрадиционные формы урока и обучение в неформальной обстановке дают более высокие показатели знаний. Нетрадиционные формы обучения привлекают своей новизной, а элементы игры, присутствующие в них позволяют полнее раскрыть творческие способности учащихся. Немаловажную роль играет также дух состязательности. Все это вместе позволяет говорить о том, что данные формы обучения являются эффективным способом формирования познавательного интереса к изучению английского языка, как в урочное, так и во внеурочное время .