Развитие познавательного интереса младших школьников в условиях современного обучения
Развитие познавательного интереса младших школьников в условиях современного обучения
И.В. Щербакова, С. И. Николаева
МБ НОУ «Гимназия № 70»
г. Новокузнецк
Познавательный интерес – важнейшая область общего феномена интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью ориентации в окружающем мире, но и в самом существенном отношении человека к миру – стремление проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. В познавательном интересе заключены возможности проникать в научные истины, добытые человечеством, раздвигать рамки познания, отыскивать новые пути и возможности более полного освоения человеком избранной деятельности, области познания. Познавательный интерес, включенный в познавательную деятельность, тесно связан с формированием личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной активности, общению с соучастниками познания.
Познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности. Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека.
Проникая в сущность познавательного интереса младших школьников, можно говорить об огромной роли его в обучении и воспитании:
будучи средством обучения младших школьников, он обладает возможностями актуализировать наиболее важные элементы знаний, содействовать успешному приобретению умений и навыков;
являясь мотивом учения и деятельности, познавательный интерес способствует тому встречному движению ученика к учителю, которое необходимо для успешного процесса обучения. Становясь устойчивой чертой младшего школьника, познавательный интерес способствует формированию личности, необходимой нашему обществу, - пытливой, активной, ищущей, творческой.
Как показывает практика, на развитие познавательных интересов оказывает сильное влияние возрастной аспект, поскольку приобретённые знания содействуют переводу интереса на более высокий уровень. Индивидуальное своеобразие познавательного интереса чрезвычайно велико. Младшие школьники одного и того же класса могут находиться на самых различных, даже диаметрально противоположных уровнях сформированности интереса, а некоторые младшие школьники могут обладать более высоким уровнем интереса, чем старшие школьники. Познавательный интерес не обособлен в своём развитии от общего развития личности. Он подвержен тем же закономерностям, что и процесс развития в целом.
Что же конкретно способствует развитию познавательного интереса младшего школьника в современном учебном процессе и как мотива отдельных учебных действий ученика и как прочного мотива его познавательной деятельности?
Прежде всего, это содержание обучения. Оно является важнейшим источником развития познавательного интереса младших школьников, так как обращено к познанию предметов, явлений, процессов действительности. Окружающий предметный мир раскрывается перед детьми на материале каждого урока. Все предметы школьного курса обучения представляют собой объективно интересные области этого предметного мира. В большей или меньшей степени они привлекают учащихся своим содержанием, следовательно, способствуют развитию их познавательных интересов.
В едином курсе обучения учебные предметы связаны друг с другом. Один предмет черпает из другого материал, необходимый для развития понятий в данной отрасли знаний и в то же время этот предмет готовит почву для усвоения знаний в других областях. Содержание знаний – не единственный источник развития познавательного интереса в учебном процессе. Масса разнообразных стимулов укрепления и формирования интереса к учению поступает из самой деятельности младшего школьника, рождающей интеллектуальные и эмоциональные удовлетворения.
Можно выделить и другие источники развития познавательного интереса младших школьников на современном этапе обучения. Это: формирование познавательной активности и самостоятельности младших школьников.
Познавательную активность младшего школьника, находящую своё выражение в познавательном интересе, если она достаточно устойчива, следует рассматривать как личностное образование, которое выражает интеллектуальный отклик на процесс познания, живое участие, мыслительно-эмоциональную отзывчивость младшего школьника в познавательном процессе. Она характеризуется:
поисковой направленностью в учении;
познавательным интересом, стремлением удовлетворить его при помощи различных источников как в учении, так и во внеучебной деятельности;
эмоциональным подъёмом, благополучием протекания деятельности.
В свою очередь познавательная самостоятельность, формирующаяся на основе активности, характеризуется многими учёными как качество личности. Её признаками являются:
стремление и умение самостоятельно мыслить;
способность ориентироваться в новой ситуации, найти свой подход к новой задаче;
желание не только понять усваиваемые знания, но и способы их добывания;
критический подход к суждению других;
независимость собственных суждений.
Наряду с рассмотренными источниками развития познавательного интереса младших школьников немаловажную роль играет урок, в ходе которого обучающиеся получают знания, умения и навыки. Хороший урок обязательно расширяет кругозор учащихся, сообщает новые, неизвестные им факты и сведения, углубляет их прежние представления об изучаемых явлениях, раскрывает особенности и закономерности уже известных явлений, вооружает школьников познавательными и практическими умениями, нужными для приобретения и использования знаний. Живой интерес, любознательность младших школьников на уроках вызывают, прежде всего, сведения и факты, которые новы, необычны, и, поражая школьника своей необычностью, обогащают знания учащегося или существенно меняют прежние представления. Непосредственный интерес к знаниям у младших школьников облегчает усвоение знаний: яркие, поражающие воображение школьников факты надолго запечатлеваются в сознании, так как создают в коре головного мозга сильный очаг возбуждения. На основе этих ярких фактов создаются яркие конкретные представления.
Однако в начальной школе познавательный интерес не может поддерживаться только новым и неизвестным. Использование прошлого опыта, опора на уже известное в процессе обучения, поиски нового в знакомом составляют другую особенность уроков в начальной школе, развивающих познавательные интересы младших школьников. Использование знаний младших школьников при изучении нового учебного материала для развития познавательного интереса очень плодотворно, потому, что такой приём позволяет младшим школьникам убеждаться в том, как неисчерпаемы границы познания, как много неизвестного в уже известном, как важна и нужна человеку познавательная деятельность.Содержание многих уроков часто бывает известно младшим школьникам либо из жизни, либо из других источников познания: книг, газет, журналов, кино, радио, телевизора, рассказов взрослых и так далее. Эти приобретённые вне уроков знания носят отрывочный, случайный характер, поэтому, разбудив познавательный интерес школьника, эти эпизодические знания не могут способствовать его укреплению, если система знаний, заключенная в последовательную цепь уроков, не поддержит его, и не будет содействовать его развитию. Именно поэтому в системе уроков по каждому предмету важны и необходимы такие уроки, которые обогащают общие узко житейские представления младших школьников, раскрывают перед ними силу науки, её значение в жизни общества.
Таким образом, значение познавательного интереса в жизни младших школьников на современном этапе обучения трудно переоценить. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом. Избирательная направленность познавательного интереса на предметы и явления окружающего мира одухотворяет область познания ученика, особо выделяя из нее то, что лежит в сфере духовных потребностей человека. И как показывает практика, на развитие познавательного интереса младших школьников в процессе обучения оказывают влияние возрастные особенности, содержание обучения, формирование познавательной активности и самостоятельности младших школьников, а также современный урок (использование новых неизвестных фактов, прошлого опыта).