Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках технологии с использованием метода проек-тов
«Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках технологии с использованием метода проектов»
Учитель технологии Банов А.Н.
Содержание
1. Введение...............................................................................................3
2. Основное содержание работы
2.1. Основы формирования познавательного интереса у учащихся на уроках технологии (теоретические исследования ).6
2.2. Методы развития познавательного интереса на уроках технологии (способы применения на практике ) ........9
2.3. Анализ результатов проведенного педагогического исследования........16
2.4. Заключение.........................................................................................22
3. Глоссарий..............................................................................................23
4.Список литературы.............................................................................................24
5. Приложения............................................................................................25
Введение
В системе школьного образования Казахстана происходят существенные изменения, вызванные глубокими социально-экономическими преобразованиями в обществе. Это вызвало обновление содержания общего образования и в образовательной области «Технология», что в свою очередь привело к появлению новых программ и учебников.
Изучение новой интегративной области «Технология», включающей разделы, охватывающие базовые наиболее распространенные и перспективные технологии и методику, предусматривающую творческое развитие учащихся при наличии адекватной учебно-материальной базы, позволит учащимся приобрести обще трудовые и частично специальные знания и умение, обеспечит общее развитие и адаптацию к социально- экономическим условиям жизни. Главной целью образовательной области «Технология» является содействие в подготовке учащихся к самостоятельной трудовой жизни, к овладению массовыми профессиями.
Обозначенные цели могут быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделено развитию познавательного интереса у учащихся. Именно благодаря активизации познавательных интересов новые знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой воспитания всесторонне развитой личности. Многочисленными исследованиями учёных доказано, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более легкому и прочному запоминанию. О большом влиянии на интеллект говорил в частности, известный психолог А.Н.Леонтьев.
О роли познавательного интереса в учении писали в своих трудах Альберт Эйнштейн и Л.Н.Толстой. К.Д. Ушинский считал, что «учёние» всё взятое принуждением и силой воли едва ли будет способствовать созданию развитых умов. О построение воспитательной системы на точно учтённых детских интересах писал Л.С. Выгодский. Проблема познавательного интереса нашла отражение в исследовании психолога Н.Г.Морозовой. Проблеме формирования познавательного интереса посвящены специальные исследования Г.И. Щукиной, В.С. Ильина. Проблема развития познавательного интереса взаимосвязана с проблемой личностно ориентированного подхода в процессе воспитания и обучения учащихся. Это связано с объективно существующими обстоятельствами. Вот некоторые из них.
1. Динамичное развитие общества требует формирования в человеке не столько социально-типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и остаться самим собой в постоянно изменяющемся социуме;
2. Психологи и социологи отмечают, что нынешним учащимся свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а эти перемены в свою очередь обуславливают необходимость применения новых подходов и технологий во взаимодейстивии учителя и ученика;
3. Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.
Отсюда очевидна целесообразность использования в практике обучения и воспитания личностно ориентированного подхода, направленного на обеспечение и поддеожку процессов самопознания и самостроительства личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Строится работа с учетом не только социального статуса ребенка, но и его внутренних психофизиологических ресурсов, позволяющих реализовать себя в познании.
Принципы личностно ориентированного урока, сформулированные И.С. Якиманской, являются:
использование субъективного опыта ребенка;
предоставление ему свободы выбора при выполнении заданий;
накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества);
обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества.
В этих условиях меняется роль педагога, которая теперь заключается в создании разносторонней образовательной
Среды, с тем, чтобы дать каждому ребенку возможность проявить себя.
Учитель при этом выступает не только в качестве транслятора знаний, сколько как организатор и координатор учебной деятельности.
Организация разнообразной учебной среды на уроке способствует повышению учебной мотивации учащихся, созданию атмосферы сотрудничества, взаимного доверия между ребенком и учителем.
Следствием является повышение успеваемости качества знаний. Модель личностно ориентированной школы – одна из наиболее перспективных в силу следующих причин:
в центре образовательного процесса находится ребенок как субъект познания;
такое обучение является здоровьесберегающим;
часто родители выбирают не просто дополнительные предметы, услуги, но ищут прежде всего благоприятную, комфортную для своего ребенка образовательную среду, где бы он не затерялся в общей массе, где была бы видна его индивидуальность;
необходимость перехода к данной модели обучения осознается обществом.
В рамки личностно ориентированного образования хорошо вписывается проектно – исследовательская система обучения. Не случайно в базисную программу внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования – способность проектировать. Чтобы состоялась проектная деятельность учащихся, необходимо, чтобы ею владел сам учитель. Сказанное выше позволяет считать избранную тему методической работы: ”Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках технологии с использованием метода проектов” актуальной.
Объект исследования: самостоятельная работа учащихся над творческими проектами
Предмет исследования: роль проектной деятельности учащихся для развития у них познавательного интереса.
Проблема: снижение познавательного интереса учащихся к выполнению учебных заданий по причине их оторванности от области интересов учащихся, от практической востребованности.
Цель исследования: изучение вопроса организации работы учащихся над творческими проектами в теории и на этой основе спланировать и провести эксперимент доказывающий положительное влияние этого вида деятельности на развитие познавательного интереса учащихся.
Гипотеза: внедрение технологии проектов будет способствовать развитию познавательного интереса учащихся через активизацию процессов самореализации учащихся в творческом труде.
Задачи:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую и техническую литературу по данной проблеме.
Ознакомиться с опытом учителей технологии по использованию в процессе обучения метода проектов.
Определить возможность организации проектировочной деятельности учащихся на уроках.
Проанализировать успеваемость учащихся.
Подготовить соответствующие средства обучения.
Провести эксперимент,доказывающий эффективность проектной технологии для развития познавательного интереса у учащихся.
Методы исследования: анализ педагогической литературы и нормативных документов,обобщение опыта преподавания технологии, педагогический эксперимент, аналитическая обработка результатов исследования.
Ожидаемые результаты: использование на уроках технологии метода проектов обеспечит активное и осознанное усвоение учащимися технологических знаний, умений и навыков; будет способствовать развитию у учащихся способности самостоятельного решения проблем имеющих социальное и личное значение.
Практическая значимость работы: Полученные результаты работы можно использовать для доклада на научно-практической конференции учителей по технологии с целью обмена опытом по применению метода проектов в учебно-воспитательном процессе.
Творческая работа состоит из двух глав основной части, заключения и приложения.
1. Основы формирования познавательного интереса у учащихся на уроках технологии.
Интересы и потребности
Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес (от лат. interest имеет значение, важно), т. е. реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познания. Л. С. Выготский пишет: «Интерес как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах... Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность». В обучении действует множество интересов. «Весь вопрос в том, продолжает Л. С. Выготский, насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т. п. Таким образом, правило заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был как должно направлен. Наконец, третий, и последний вывод использования интереса предписывает построить всю школьную систему в непосредственной близости к жизни, учить детей тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес».
Одна из первых общих закономерностей, действующей в сфере интересов, является зависимость их от уровня и качества знаний учащихся, сформированности способов умственной деятельности. Другой не менее важной закономерностью является зависимость заинтересованности школьников к предмету, от их отношения к учителям. С интересом учатся у тех педагогов, которых любят и уважают за профессианализм, умение создать комфортную психолого –педагогическую атмосферу. Сперва педагог, а потом его предмет эта неизменная зависимость, определяет успех образовательной деятельности, а в конечном результате активнкю жизненную позицию человека.
Среди существующего многообразия путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов, выделим следущие: 1. увлеченное преподавание, 2. новизну учебного материала, 3. исторический контекст, 4. связь знаний с судьбами людей, их открывшими, 5. практическое применение знаний в связи с жизненными планами школьников,7. использование новых и нетрадиционных форм обучения,8. чередование форм и методов обучения,9. проблемное обучение,10. эвристическое,11. обучение с компьютерной поддержкой,12. использование интерактивных компьютерных средств,13. взаимообучение (в парах, микрогруппах),14. тестирование знаний, умений,15. показ достижений обучаемых,16. создание ситуаций успеха, соревнование (с товарищами по классу, самим собой),17. создание положительного микроклимата в классе,18. доверие к обучаемому,19. педагогический такт и мастерство педагога,20. отношение педагога к своему предмету, к обучаемым,21. гуманизация школьных отношений и т. д.
В органической связи с мотивами существуют потребности. Самое простое определение потребностей нужда в чем-то. Потребности служат источником активности и ее движущей силой.
Активность учения школьников
Отношение школьников к учению обычно характеризуется активностью (учения, освоения содержания и т. п.), которая определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности. В структуре активности выделяются следующие компоненты:
готовность выполнять учебные задания;
стремление к самостоятельной деятельности;
сознательность выполнения заданий;
систематичность обучения;
стремление повысить свой личный уровень и др.
С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения школьников самостоятельность, связанная с определением объекта, средств деятельности, ее осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность школьников неотделимы: более активные школьники, как правило, и более самостоятельны, недостаточная собственная активность школьника ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.
Управление активностью школьников называют активизацией. Ее можно определить как постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации формирование активности обучаемых, повышение качества учебно-воспитательного процесса. Педагогическая практика использует различные пути активизации, основной среди них разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность школьников.
Деятельность – основа активизации учения и формирования
познавательных интересов учащихся
Познавательный интерес учащегося формируется в школьные годы под влиянием активной, самостоятельной деятельности по освоению окружающей действительности посредством обобщенного опыта человечества в научных истинах.
Включение школьника в разностороннюю деятельность, которая способна удовлетворять его духовные запросы и потребности, реализовывать индивидуальные склонности, важнейший фактор развития личности, формирования ее интересов.
В процессе учения, в своей познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельной, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе межсубъектных отношений учителя и учащихся, всегда дает более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании главная задача всего учебного процесса.
Среди различных видов деятельности каждый ученик может найти выход своим индивидуальным потребностям, проявить свои возможности, развить творческие силы, удовлетворить интересы.
Виды деятельности:
Познавательная деятельность:
Предметно-практическая деятельность
Общение:
Игра
Художественная деятельность:
Общественная деятельность:
Указанные виды деятельности не исчерпывают всего их многообразия.
Комплекс педагогических исследований по проблемам активизации учебно-познавательной деятельности вскрыл значительные резервы формирования познавательных интересов и совершенствования учебного процесса в современной школе с использованием взаимосвязи деятельностей, включенных в обучение и учение.
Применение современных педаогических технологий и в частности метода проектов позволят включать учащихся в активный процесс учения, выдвижения и решения познавательных задач, активного оперирования способами, присущими конкретным видам деятельности, максимально использовать потенциал взаимосвязи деятельностей в учебном процессе, приближая школьников к позиции субъекта деятельности, а не простого исполнителя.
2. Методы развития познавательного интереса на уроках технологии
В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение учителя активно руководить ею. Со стороны учителя учебный процесс может быть управляемым пассивно и активно. Пассивно управляемым процессом считается такой его способ организации, где основное внимание уделяется формам передачи новой информации, а процесс приобретения знаний для учащихся остается стихийным. В этом случае на первое место выступает репродуктивный путь приобретения знаний. Активно управляемый процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи.
В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в сознании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.
Я использую на своих уроках следующие методы обучения:
метод проблемного обучения.
метод алгоритмизированного обучения.
метод эвристического обучения.
метод исследовательского обучения.
Применение метода проектов для развития познавательного интереса учащихся на уроках технологии
Само понятие “проект” заимствовано из латинского языка и означает в буквальном переводе: ”брошенный вперед”.
А. Михайловский, ведущий раздела “Этимологический словарь” в журнале “Лицейское и гимназическое образование”, указывает, что корни этого понятия можно найти в древнегреческой культуре, где оно означает “помеху, препятствие, задачу, вопрос ”. Помеха на пути идущего человека имеет вызывающий характер, заставляет остановится, задуматься и принять какие-то меры. Как в жизни, так и в мысли препятствие на пути как бы провоцирует, пробуждает скрытые силы.
Проект – это план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое:продукт, программу и.т.д.
Применительно к образовательной области “Технология” удачным кажется следующее определение метода проектов.
”Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самориализацию личности учащегося, развития его интелектуальных и физических возможностей , волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контрооем учителя, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость”.
Проекты, выполняемые учащимися на уроках технологии носят практико-ориентированный характер, напрвленны на достижения заранее определенного результата проектной деятельности, который отвечает интересам участника или участников этой деятельности.
Цели проектирования.
Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий – от зарождения замысла до материальной реализации и использования на практике.
При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотненесение затрат и достигаемых результатов.
При проектировании приобретается опыт решения “некорректных ” задач, когда отсутствует эталон решения. Таким образом, предоставляется возможность опыта творчества.
Проектирование позволяет достигать повышения уровня коммуникабельности.Важной целью проектирования является диагностика, которая позволяет оценивать результаты как динамику развития каждого школьника.Наблюдения за выполнением проектов позволяет получать данные о формировании жизненного и профессионального самоопределения учащихся.
Следует считать, что цели проектирования достигаются, если есть динамика роста показателей, которые фиксируются у учебной группы или у каждого учащегося:
информационной обеспеченности (представления, знания, понимания) ;
функциональной грамотности (восприятия объяснений, письменных текстов, умении задавать вопросы, обращаться с техническими объектами, знание приемов безопасной работы) ;
технологической умелости (способность выполнять ранее усвоенные трудовые операции, грамотно используя инструменты и станки );
интеллектуальной подготовленности (понимания постановки учебных задач теоретических и практических),
достаточность объема памяти, осознанное восприятие новой информации, умения пользоваться учебной литературой);
волевой подготовленности (стремление выполнять поставленные учебные задачи, внимание к речи учителя и к учебной ситуации, культура труда, дружелюбие, желание выполнить работу качественно, преодоление психологических и познавательных баръеров, способность запрашивать и получать помощь).
Выполнение творческого проекта – одна из сторон воспитания. Оно нацелено на осознание детьми, подростками нравственной ценности трудового начала в жизни. При этом важным фактром становится сфомированная способность человека испытывать радость от процесса и результата труда, игры интеллектуальных волевых и физических сил. На каждом этапе проектирования должно соединять мысь ребенка с действием и дейстие – с мыслью, труд – с творчеством, художественную деятельность – с проектированием и конструированием, технологию – с оцениванием экономических, экологических и социальных последствий преобразования предметного мира.
Виды проектов
Проект может быть: итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимся определенного учебного материала; текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса лишь часть содержания обучения.
По типу проекты бывают: исследовательские; творческие; информационные; игровые. Проекты могут быть индивидуальными групповыми и коллективными.
Привлекательность метода для меня, как преподавателя технологии, состоит в том, что он помогает мне вовлечь учащихся в созидательный труд по изготовлению изделий, имеющих познавательную ценность, способствует решению следующих задач: развивать графическую грамоту у учащихся при создании ими рисунков, чертежей; совершенствовать их конструкторские способности; повысить технологическую культуру школьников.
Мною метод проектов применяется с 2002-2003 учебного года.
Тематика учебных проектов определяется содержанием программы. Выбранные учащимися темы утверждаются мной, исходя из интересов школы и возможностей учащихся. Выполнение проектов осуществляется по этапам.
Этапы выполнения работы.
1. Подготовительный этап:
выбор учащимся темы проекта, его обоснование и формирование мотивов выполнения;
определение совместно с учителем необходимого объема знаний, умений и навыков для осуществления проекта;
составление учащимся с помощью учителя плана работы по реализации проекта;
определение необходимых материальных и финансовых затрат для изготовления проектируемого изделия;
2. Конструкторский этап:
рассмотрение нескольких возможных вариантов выполнения проекта и отбор наиболее оптимального из них;
сбор и обработка требуемой информации по литературным источникам;
разработка конструкции, изучение технологии изготовления задуманного объема труда;
разработка соответствующей технико-технологической
документации, подготовка необходимых материалов, оборудования,
инструментов;
распределение обязанностей (для группового и коллективного проектов).
3. Технологический этап:
выполнение учащимся проекта с учетом требований технологии и дизайна;
текущий контроль и корректировка его деятельности учителем; соблюдение правил техники безопасности.
4. Заключительный этап:
самооценка качества выполненной работы (соответствие задуманной конструкции, технологичность, экологическая безопасность);
расчет экономических затрат на выполнение проекта;
предварительная защита проекта в коллективе;
защита проекта перед комиссией (представление необходимой документации, показ изделия).
Оценка проекта производится комиссией состоящей из представителей администрации школы, учителей-предметников,
специалистов-профессионалов (по тематике проекта).
Выполненные проекты оцениваются в 3-х бальной системе: "отлично", 'хорошо", "удовлетворительно". В случае невыполнения проекта учащийся получает оценку "неудовлетворительно". При наличии уважительной причины комиссия может принять решение о переносе срока защиты проекта на более поздний срок.
Оценки проектов заносятся в аттестационную ведомость, заверяемую председателем комиссии
Требования к ученическому проекту по предмету "Технология".
Учебный проект - это итоговая самостоятельная работа учащихся, выполненная под руководством педагогов.
Основная цель проектов - контроль знаний и умений учащихся, содействие их творческому развитию и формированию у них системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений, воплощаемых в конкретных изделиях.
Тематика учебных проектов определяется содержанием обучения в данном классе, кроме 9- го, где может быть выбрана любая из тем по технологии, изучаемых в основной школе. Выбранная учащимися тема утверждается учителем технологии, исходя из интересов школы и возможностей ученика. Проекты могут быть индивидуальные, групповые и коллективные. Общая оценка коллективного проекта осуществляется на основе оценок вклада каждого из исполнителей.
Выбери тему проекта, обоснуй свой выбор.
Каковы мотивы выполнения проекта?
Выбрав изделие, которое ты будешь готовить, подумай, чем будет полезен этот предмет для тебя, друзей, родителей, школы.
Где можно применить это изделие и в чем его назначение?
Объясни, выгодно ли выполнение проекта с экономической и экологической точек зрения.
Все эти данные должны быть отражены в пояснительной записке проекта.
Перед началом осуществления проекта необходимо спланировать свою работу.
Определи какие необходимы материалы и каковы будут финансовые затраты для изготовления проектируемого изделия.
Разработай соответствующую технико-технологическую документацию технический рисунок, чертеж, технологическую карту.
Изготовив изделие его необходимо оценить.
Критерии оценки: соответствует ли оно своему назначению, прочно, надежно; композиционная завершенность; дизайн изделия; соответствует задуманной конструкции; экологическая безопасность.
Подсчитай экономические затраты на выполнение проекта.
Приготовь рекламный проспект изделия. Он состоит из:
товарного знака производителя,
названия товара и его назначения,
нескольких рекламных выражений.
Рекламный проспект должен быть привлекательным, оригинальным.
Возможные критерии оценки проекта.
Оригинальность темы и идеи проекта.
Конструктивные параметры: соответствие конструкции назначению изделия; прочность, надежность; оригинальность; удобство пользования.
Технологические критерии: соответствие документации; оригинальность применения и сочетания материалов; соблюдение правил техники безопасности.
Эстетические критерии: композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры.
Экономические критерии: потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства; реклама изделия (при защите проекта).
Экологические критерии: наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья и отходов
производства; возможные экологические последствия при использовании
изделия (экологическая безопасность).
Информационные критерии: стандартность проектной документации; использование дополнительной информации
Для художественно-технологической подготовки характерны специфические показатели, обеспечивающие оценку эффективности результатов обучения по следующим двум критериям:
критерии сформированности знаний;
критерии сформированности умений и навыков.
План работы над выбранной темой
Этапы
Мероприятия
Сроки
I этап
Ознакомление с проблемой посредством литературных источников.
сентябрь 2010 г.
II этап
Обоснование актуальности темы, формулирование проблемы, определения объекта исследования, определение цели и задач исследования, построение гипотезы.
сентябрь 2010 г.
III этап
Определение условий педагогического исследования. Планирование действий по применению метода проектов в учебно-воспитательном процессе. Разработка уроков и внеурочных мероприятий по теме "Проект". Определение этапов работы над проектами.
октябрь 2010 г.
IV этап
Педагогическое исследование проведения уроков в экспериментальных классах согласно плану.
ноябрь-январь 2010-2011г.
V этап
Обработка результатов исследования статистически. Построение таблиц, графиков.
март 2011 г.
VI этап
Оформление проекта.
апрель 2011 г.
VII этап
Заключительный Защита проекта.
май 2011 г.
3. Анализ результатов проведенного педагогического исследования
Результаты психолого-диагностического исследования
Из диаграммы видно, что у учащихся 6 а класса довольно высокая внутренняя мотивация. Она составляет 60%.
Это позволяет сделать вывод о высокой эффективности метода проектов.
В этом классе метод проектов был применен впервые год назад, когда учащиеся обучались в 5 классе.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
В 6 б классе также как и в 6 а классе довольно высокая внутренняя мотивация участия в проектной деятельности.Она составляет 66%.
Это позволяет сделать вывод об эффективности метода проектов, для развития познавательного интереса учащихся.
Учащиеся осознанно участвуют в технологическом процессе изготовления изделий, умело пользуются инструментами и оборудованием мастерской.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Из диаграммы видно, что у учащихся 8 б класса отсутствует внутренняя мотивация изучения технологии. Внешняя мотивация составляет 60%,
а у 40% учащихся наблюдается отрицательное отношение к технологии. Это можно связать с тем, что по своим индивидуально-психологическим особенностям учащиеся этого класса имеют гуманитарный склад мышления и проявляют склонность к мероприятиям развлекательного характера. Другая часть учащихся увлекается спортом принимает участие в соревнованиях и часто отсутствуют на уроках. Учащиеся проявляющие отрицательное отношение к предмету имеют плохую дисциплину и при любой возможности пропускают занятия.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Из диаграммы видно, что у учащихся 6 г класса внутренняя мотивация составляет 66%.,что свидетельствует о наличии у этих учащихся
стойкого познавательного интереса в технологии. Они с увлечением участвуют в разработке проектов, обладают высоким уровнем знаний
свойств материалов, методов обработки древесины и металлов. 26% учащихся имеют логический тип мышления и проявляют склонность к точным наукам. Учащиеся проявившие отрицательное отношение к технологии часто пропускают занятия по болезни или плохо дисциплинированны.
Сформированность художественно-технологических знаний, умений и навыков мы отслеживаем по трем уровням:
I высокий, II средний, III низкий.
Результаты психологического исследования: Всего: э\гр- 15 чел., к\гр-15 чел.
Экспериментальная работа осуществлялась в течение учебного года.
Особенность выбранной темы и аппарата исследования продиктовала необходимость работы с учащимися, не проявляющими выдающихся предметных способностей и интереса к занятиям технологией.
С целью отслеживания эффективности предложенной программы, методики преподавания были выбраны две однородные по возрастному составу группы: экспериментальная и контрольная. В состав групп были включены учащиеся, имеющие примерно одинаковый состав по начальному уровню параметров исследования психологических и педагогических.
Диагностический аппарат исследования:
Психологический мониторинг:
Опросник мотивации Дубовицкой
Анкетирование учащихся «Отношение к преподаванию предмета»
Методика исследования творческих способностей Торренса
Педагогический мониторинг:
Наблюдение
В изучение мотивационного компонента деятельности меня более всего интересовало наличие внутренних мотивов, побуждающих учащихся к изготовлению изделий.
К сожалению, не все учащиеся экспериментальной группы достигли такого высокого уровня мотивационной готовности. Но сравнительный анализ качественного прироста в рассматриваемых группах показывает на динамику в экспериментальной.
Однако в экспериментальной группе остались 8 % учащихся, мотивация которых не изменилась, оставаясь не специфичной творческой деятельности. Это можно связать с тем, что по своим индивидуально- психологическим особенностям эти учащиеся имеют логический тип мышления и проявляют склонность к точным наукам. Вместе с тем, анализ динамики их познавательного интереса показал рост с низкого уровня до среднего.
На низком уровне остались учащиеся, пропустившие серию занятий по болезни.
Анализируя полученные данные, можно с уверенностью утверждать о динамике познавательного интереса в экспериментальной группе, переход его с низкого уровня в средний и со среднего до высокого. В контрольной группе динамика прослеживается, но происходит за счет уменьшения интересов с низкого уровня до среднего.
В процессе занятий посредством наблюдения можно было отметить, как развивается интерес учащихся, растущая их познавательная активность, проявляющаяся во включенном внимании, дополнительных вопросах к учителю, в потребности в дополнительных занятиях.
Изучение динамики творческих способностей интересно для нас с той точки зрения, что посредством них реализуется не только практический замысел, увлеченность деятельностью, но и появляется чувство собственной достаточности и эмоционального удовлетворения от найденного решения.
Экспериментальные данные, полученные в ходе всего эксперимента, представлены в таблице:
Результаты исследований
Экспериментальная группа
Контрольная группа
Параметры исследования
Уровень
До эксп-та
После эксп-та
До эксп-та
После эксп-та
Кол-во
%
Ко-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Психологический мониторинг
мотивация
Внутренняя
3
12%
17
68%
3
12%
5
20%
внешняя
22
88 %
7
28%
22
88%
20
80%
Познавательный интерес
Высокий
5
20 %
20
80%
5
20%
5
20%
Средний
10
40 %
3
12%
10
40
%
12
48%
низкий
10
40 %
2
8%
10
40
%
8
32%
Творческие способности
Высокие
0
10
40%
0
3
12%
Средние
8
32%
10
40%
8
32%
10
40%
низкие
17
68%
5
20%
17
68%
12
48%
Педагогический мониторинг
Теоретические знания
умения
Навыки
Начальная диагностика уровня творческих способностей учащихся показала их незначительный уровень в двух рассматриваемых группах. Это можно объяснить преобладающим репродуктивным характером обучения всей системы образования в целом. Идеи проблемного обучения с его творческим компонентом используются на уроках педагогами, но не в системе, отсюда у учащихся нет прочного навыка к поиску идей. По данным психолога творчество как терминальная ценность жизни стоит в ранге значимых лишь у 7% учащихся этой параллели.
Анализ результатов тестов на творческие способности по методики Торренса, показал, что в процессе экспериментального обучения произошла динамика творческого развития у
48 % учащихся экспериментальной группы в разрезе перехода от низкого к среднему уровню и от среднего к высокому, и лишь у 20% учащихся в контрольной группе.
Однако творческие способности 20% учащихся экспериментальной группы так и остались на низком уровне. Причины данного факта мы видим в специфике самой творческой деятельности, в ее взаимосвязи с интеллектуальными и личностными компонентами личности.
Вывод:
Анализ результатов психодиагностического исследования показывает, что по большинству изучаемых параметров в экспериментальной группе наблюдаются качественно преобладающие различия показателей контрольной группы.
Интерпретация, полученных в ходе эксперимента данных позволяет сделать вывод о том, что в результате введения в практику обучения учащихся метода проектов появляются новые феномены их практической деятельности.
Полученные материалы психодиагностического исследования подтверждают нашу гипотезу о том, что если будет разработана педагогически разумная организация деятельности школьника в учебном процессе на уроках «Технологии» с применением с применением метода проектов, то это будет способствовать формированию познавательного интереса, его прочности и глубине.
Заключение
В заключение хочется отметить, что проведенное исследование подтвердило справедливость гипотезы, а именно, что применение на уроках технологии проектной технологии способствует развитию познавательного интереса у учащихся через активизацию процессов самореализации учащихся в творческом труде.
Использование методов проектов формируют у учащихся умение планировать свою деятельность, осознанно воспринимать учеником учебную информацию, творчески использовать багаж знаний и умений при изготовлении объектов труда.
К условиям овладения учащимися проектировочной деятельностью относятся:
Изменение мотивации учащихся на разработку проекта;
Организация процесса проектирования;
Улутшение характера, стиля отношений в системе ученик-преподаватель;
Создание ситуации успеха, формирование устойчивой познавательной потребности;
Улучшение материально- технической обеспеченности учебных мастерских.
Используемые термины
Интерес (от лат.) – имеет значение, важно, реальная причина действий, ощущаема человеком как особо важная.
Понятие «проект» заимствовано из латинского языка и означает в буквальном переводе: «брошенный вперед».
«Метод проектов» – система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося.
Проблема – это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых вызывает существенный практический или теоретический интерес.
Объект – это то, что противостоит познающему субъекту, т.е. автору исследования.
Предмет исследования – это тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные, с точки зрения исследователя, признаки объекта.
Цель исследования – то чего собирается добиться в своей работе исследователь, какой результат он намерен получить.
Гипотеза – это научное предположение, истинное значение которого неопределенно. Она представляет собой возможный (предполагаемый) ответ на вопрос, который исследователь поставил перед собой, и состоит из предполагаемых связей между изучаемыми объектами.
Список литературы
Конституция Республики Казахстан.
Трудовой кодекс Республики Казахстан.
Закон образования Республики Казахстан.
Закон о правах ребенка в 2002 г.
Программа “Технология ” (5-9 классы) Алматы 2000. – 120 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность –сознание-личность.М., 1977. 80с
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч.. М.,1950-т.8.
Выгодский Л.С.Проблема сознания // Собр. соч.. М.,1982.-т.1.-с.200
Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., 1979. -200 с.
Ильин В.С. Проблемы формирования потребности в знании у школьников.
Ростов на Дону, 1971. – с 150.
Рубинштеин С.Л. Основы общей психологии. М.,1946 -190 с.
Гордон Л.А. Психология и педагогика интереса. Киев, 1940.-160 с.
Мясищев В.Н. Освязи склонностей и способностей // Уч. Зап. ЛГУ. Сер.
“Психология”. 1962. – 210 с.
Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике.М., 1971.-100с.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.,1999
Приложения
Представлены образцы выполнения творческих проектов в виде очетов .
Фотографии готовых изделий.
13PAGE 15
13PAGE 14215
Root Entry