Конспект урока по литературному чтению А.С.Пушкин. Зимний вечер


Тема урока: А.С.Пушкин «Зимний вечер».
Цели: добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического
героя.
Задачи:
• образовательные: познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа; отрабатывать навык выразительного чтения лирического текста;
• развивающие: расширить и углубить знания учащихся о творчестве Пушкина; развитие умения сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы;
• воспитательные: формировать представления учащихся о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа; воспитание любви и уважения к людям старшего возраста.
Оборудование урока:
• учебник «Литературное чтение» 3 класс, автор Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова• Тесты (презентация)
• Электронная презентация к уроку
• Тексты стихотворения
• Словарь
• Выставка книг – произведения А.С. Пушкина
• Аудиозапись романса Яковлева «Зимний вечер» (Исполняет Гедда Николай)
Ход урока.
I. Организационный момент. (Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности) (2 мин.)Ребята, сейчас у нас урок литературного чтения. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
На сегодняшнем уроке мы будем,
Думать ,размышлять,
На вопросы отвечать,
Выразительно читать.
II.Речевая разминка
III. Актуализация прежних знаний и способов действий учащихся. (Цель: Повторить знания детей о Пушкине) (5 мин.)
И пробуждается поэзия во мне…
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут..-Кому принадлежат эти строчки? ( Пушкин)
-Это строчки А.С.Пушкина. С самого раннего детства в садике, в школе вы слушали волшебные сказки, стихи, созданные Пушкиным. Вспомните, какую последнюю сказку А.С.Пушкина мы читали. Сейчас мы проверим, как внимательно вы её читали.
Тестирование ( (2-3мин.) ОТВЕТЫ:
(Самооценка учащихся)
-Молодцы.
- Что было задано на дом? (выучить стихотворение)- взаимопроверка.
-О чём это стихотворение?
- Как называют картину природы в художественном произведении? (пейзаж)
IV. Подготовка учащихся к восприятию лирического стихотворения . (Цель: формировать представления учащихся о роли бабушки и няни как носительнице родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа) (8 мин.)
- А знаете ли вы, что Пушкин начал писать свои первые стихи, когда еще не был Александром Сергеевичем, а был мальчиком Сашенькой?
Пушкин был очень впечатлительным и эмоциональным человеком и свои чувства начал очень рано выражать в стихотворениях. Первые знания о жизни, первые впечатления о ней маленький Саша получил от своей няни.
- Кто знает, как звали няню поэта? (Арина Родионовна)
- Верно. Это- Арина Родионовна.
-Арина Родионовна – крепостная крестьянка, она прожила и прослужила в доме Пушкиных много лет, вынянчила всех детей и была к ним очень привязана. Но особенно она любила маленького Сашеньку, будущего поэта Пушкина. Он тоже любил свою няню, считал её своим другом и самым близким человеком не только в детском возрасте, но и будучи уже взрослым.
Пушкин был очень смелым поэтом: некоторые его стихи были направлены против царской власти и законов. Конечно, царю это не понравилось, и он решил наказать поэта. Царь запретил ему жить в столице и на два года сослал Пушкина в далёкое и глухое село Михайловское. (Слайд 5.)
Няня поехала вместе с ним, и в эти годы Александр Сергеевич особенно сроднился с Ариной Родионовной: место ссылки находилось вдали от шумной столицы, от друзей, и няня была единственным близким человеком, кто находился с ним рядом в это тяжёлое для поэта время.
- На этой картине художник Николай Николаевич Ге изобразил момент пребывания Александра Сергеевича Пушкина в селе Михайловском.
- Что вы видите на картине? (Пушкина, няню и друга)
- Согласна с вами. К Пушкину как раз приехал в гости его близкий друг Иван Иванович Пущин, друзья общаются, а няня сидит за столом, она занята вязанием и в то же время внимательно слушает Александра Сергеевича, который что-то читает своему другу. Но такие счастливые приезды друзей были очень редки, и няня была единственной собеседницей поэта: именно ей он читал свои произведения, которые сочинил, пребывая в ссылке в Михайловском. Наш земляк И.С.Аксаков вот что пишет про няню Пушкина:
Так вот кто первая вдохновительница,
первая муза первого истинно русского
поэта, это – няня…
Да будет же ей, этой няне, от лица
русского общества вечная благодарность.
Кто такая муза?(ответы детей) В греческой мифологии богиня – покровительница искусств и наук. В данном случае – это источник поэтического вдохновения, или само- вдохновение, творчество.
А вот как записано в толковом словаре Даля…..
Почему Аксаков назвал няню музой и вдохновительницей поэта? (Потому что она показала путь к творчеству и сама рассказывала стихи, сказки).
- А за что он благодарит няню? (ответы учащихся)
Действительно: Арина Родионовна – с детских лет самый близкий и дорогой человек для Пушкина, открыла поэту мир сказки;для поэта Арина Родионовна была не просто заботливой няней, но и талантливой сказочницей;она знала русские народные сказки, любила их и привила любовь к ним поэту;няня пела Пушкину народные песни, рассказывала об обычаях русского народа;от нее поэт услышал много русских народных преданий, поверий, пословиц и поговорок.В одном из стихотворений Пушкин писал:
Мастерица ведь была,
И откуда что брала!
А куда разумны шутки,
Приговоры, прибаутки.
Небылицы, былины
Православной старины!
Слушать, так душе отрадно.
И не пил бы, и не ел,
Все бы слушал да сидел.
- В очередной ссылке Пушкину приказано было жить в имении его предков в селе Михайловском в Псковской губернии (Слайд 8). Царь запретил навещать ссыльного. Единственной радостью для Пушкина стала встреча с Ариной Родионовной, с которой он давно был разлучен. Она жила в Михайловском и очень тепло приняла своего воспитанника. Не один вечер провел Александр Сергеевич в обществе Арины Родионовны, восхищаясь ее рассказами и пением. Долгие зимние вечера проводил Пушкин с няней, слушая ее песни и сказки (Слайд 9). Один из таких зимних вечеров 1825 года описан в его стихотворении «Зимний вечер».
Физкульт- минутка для глаз (музыкальная презентация )IV. Восприятие новых знаний. (Цель: добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя.) (17 мин.)
-Чтение стихотворения детьми «Зимний вечер» для ознакомления. (отметьте для себя слова, значения которых вы не знаете)
О чём это стихотворение? Для правильного восприятия текста , давайте проведём словарную работу. .
Буря – ненастье с сильным разрушительным ветром.
Мгла – непрозрачный воздух / от тумана, сумерек, тьмы /.
Вихрь – порывистое, круговое, движение ветра.
Кровля обветшалая – очень плохая крыша.
Ветхая лачужка – небольшая, плохая изба, хижина.
Веретено – приспособление для прядения.
-Прослушивание записи
.
-Понравилось ли вам стихотворение?
-Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали? (Чувство грусти, печали)
-От чьего имени ведется рассказ? (от имени автора)
-Какое настроение у рассказчика? (грустное)
Сегодня мы попробуем открыть для себя секреты, которые помогут нам выразительно читать стихотворение. Но мы знаем, прочитать художественное произведение выразительно трудно. Для этого нужно понять картину из жизни, рисуемую автором, понять точку зрения автора, настроение лирического героя, определить ритм, рассмотреть рифму.
Чтение текста стихотворения с анализом
1 часть.
-А теперь найдите в этой части текста, с чем автор сравнивает бурю.
(Со зверем: «То, как зверь она завоет…»;
С ребёнком: «То заплачет, как дитя…»;
С путником: «То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит»)
-Как вы думаете, зачем автор природное явление сравнивает с людьми, с животными, то есть с живыми существами?
(Чтобы читатель мог себе лучше представить картину ненастного зимнего вечера)
- Это один из «секретов» литературных произведений, когда автор с чем-либо или с кем-либо сравнивает людей, явления природы. В литературе такой приём называется сравнением.
- Автор рисует бурю и вой ветра с помощью звукописи. В тексте много слов со звуками, изображающими шум ветра, его порыва и завывание, похожие на рёв зверя:
(р) – «буря», «кроет», «вихри», «крутя», «зверь»;
(с), (з), (ч), (ш) – «зверь», «завоет», «обветшалой», «соломой», «зашумит», «запоздалый», «окошко», «застучит»;
(а), (о), (у), передающие вой ветра: «буря», «мглою», «небо», «кроет» и т.д.
-Как вы думаете, почему автор стихотворения начинает с описания ненастной картины природы? (Образ природы помогает автору передать своё настроение или настроение героя. Пейзаж не только передаёт, но и усиливает эти чувства)
-Случайно ли здесь такое описание зимнего вечера? (Природа тоже, как живое
существо, сочувствует героям произведения)
- Повторное чтение первой части под звукозапись.
2 часть.
- О ком говорит автор в этой части? К кому обращается? (О няне)
- Найдите в тексте слова, которыми он называет няню. («Моя старушка», «Мой друг»)
-Какое настроение у автора? (Грустное)
-Какими словами в тексте автор передаёт это настроение? («Ветхая лачужка», «печальна и темна», «бури завываньем», «утомлена», «дремлешь»).
- В этом стихотворении вся боль и тоска, переживания поэта, который находится в тяжелом безрадостном положении. В ссылке. Вдали от друзей и родных.
3 часть.
- Найдите слова, отражающие настроения автора. («Бедной юности моей»; «Выпьем с горя»; «Сердцу будет веселей») - автору грустно и на сердце тяжело.
-Найдите слова, которыми поэт обращается к няне. («Добрая подружка»)
-С какой просьбой он обращается к няне? ( «Выпьем, добрая подружка»; «Спой мне песню»)
-Зачем поэт просит няню спеть песню? Как он говорит об этом? ( Чтобы поднять настроение: «Сердцу будет веселей»)
4 часть.
-Прочитайте последнюю часть и проследите, изменилось ли настроение в конце стихотворения или осталось прежним. (В этой части повторяются первые четыре строчки, с которых начинается стихотворение, а за ними идёт первое четверостишие второй строфы)
-Случайно ли поэт так построил последнюю строфу? (Нет, в конце поэт преодолевает первоначальную грусть и тоску, хотя вначале и показывает ту же безрадостную картину)
-Сравните первую часть с последней: одинаковые они по настроению? (Но во второй части этой строфы автор снова говорит о няне и о том, что «сердцу будет веселей», и этим показывает, что именно няня помогает ему выйти из унылого и мрачного состояния своими песнями и тем, что находится рядом с поэтом.
Когда поэт говорит о няне, чувства и настроение у него совсем другие: тёплые, задумчивые, нежные, ласковые)
V . Формирование умений и отработка навыков (Цель: Обобщить и закрепить полученные знания) (8 мин)
Обобщающая беседа.
-Для чего автор написал это стихотворение?
(-Чтобы рассказать о своих чувствах.
-Чтобы поделиться с читателем своими чувствами и переживаниями.
-Это стихотворение не о картинах природы, а о чувствах человека.)
- Как мы называем стихотворения о чувствах человека? (Лирическими).
- Выразительное чтение стихотворения учениками.
VI. Дополнительная информация.
Волшебные и сказочные зимы любят все. Сколько чудесных поэтических строк посвящено этому времени года. И сейчас я хочу познакомить вас с замечательным поэтом, который жил в нашем городе, учил детей, был первым директором 10 школы, писал прекрасные стихи о нашем городе, его людях и красоте нашего края. Это Иван Фёдорович Зотов. Стихотворение « Первый снег»
VII . Оценка учебных достижений, подведение итогов урока. Рефлексия. (Цель: Подвести итог проделанной работе на уроке) (5 мин.)
1.Рефлексия
2. Оценки.
3. Домашнее задание:
1) выучить стихотворение «Зимний вечер».
2) напишите о своей бабушке, чтобы все смогли её себе представить и понять, какая она добрая и ласковая, как любит вас.
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …»
1. Куда уехал царь Салтан?
А) на охоту Б) в путешествие В) на войну
2. О чём хотела царица сообщить мужу в своём письме?
А) что у неё всё по-прежнему
Б) что она родила богатыря
В) что она родила неведому зверюшку
Г) что её обижают сёстры
3. Каким посланием было заменено её письмо?
А) что царица болеет
Б) что у царицы всё хорошо
В) что царица родила неведому зверюшку
Г) что царица злая и неблагодарная
4. Какой ответ отправил царь Салтан?
А) бросить царицу и ребёнка в воду
Б) ждать его возвращения
В) наказать ткачиху и повариху
5. Кого увидел юноша на острове?
А) чайку и ворона В) лебедь и коршуна
Б) лебедь и ястреба Г) утку и орла
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …»
1. Куда уехал царь Салтан?
А) на охоту Б) в путешествие В) на войну
2. О чём хотела царица сообщить мужу в своём письме?
А) что у неё всё по-прежнему
Б) что она родила богатыря
В) что она родила неведому зверюшку
Г) что её обижают сёстры
3. Каким посланием было заменено её письмо?
А) что царица болеет
Б) что у царицы всё хорошо
В) что царица родила неведому зверюшку
Г) что царица злая и неблагодарная
4. Какой ответ отправил царь Салтан?
А) бросить царицу и ребёнка в воду
Б) ждать его возвращения
В) наказать ткачиху и повариху
5. Кого увидел юноша на острове?
А) чайку и ворона В) лебедь и коршуна
Б) лебедь и ястреба Г) утку и орла