Урок Мужества( Ко Дню 70 летия Победы в ВОв)
Урок Мужества.
.
Ты сел за стол обеденный. Перед тобой ломтик нарезанного зернистого хлеба.
Это благо. Нет хлебных карточек. Это благо. Твои матери и сёстры не стоят ночами в очереди за хлебом. Это благо. Оно подарено тебе нашей Родиной, великой хлебной державой. Так и не урони же крохи!
Чтение наизусть отрывка из стихотворения киргизского поэта в переводе В.Цыбина: «Хлеб- нашей жизни и работы суть!
Мне гнев и стыд всегда сжимает грудь,
Когда порой на улице я вижу
Хлеб, брошенный на землю кем-нибудь,
125 блокадных- весь паёк
Он Ленинград от смерти уберёг,
Вот почему хранится он в музее
Как стойкости и мужества урок».
Только 7 % и было в нём настоящей муки, но этот хлеб помог людям выстоять , помог победить врага.
Не только хлеб, но и большая человеческая душа ленинградцев, у малых и больших, помогли городу выстоять в этой войне.
Чтение рассказа В.А. Сухомлинского « Ленинградка Катя».
Это было в 1942 году в Ленинграде. Фашисты окружили город и хотели уничтожить его. Ленинградцы голодали. Многие умирали от голода. У девятилетней девочки Кати умерла мать, а отец погиб на фронте. Катя осталась одна в холодной полутёмной квартире. Она уже три дня ничего не ела. Закрыв глаза, Катя думала: «Я тоже умру». Вдруг она услышала: где-то плачет ребёнок. Катя поднялась и пошла туда, откуда слышался детский плач. В соседней квартире в маленькой кроватке лежал мальчик, завёрнутый в одеяло. На кровати и диване лежали мёртвые – мама и бабушка.
Катя взяла на руки мальчика и понесла в свою квартиру. У неё дрожали руки и темнело в глазах от слабости, но разве могла она оставить беззащитного мальчика- сироту? Катя, еле передвигая ноги, пошла в город. Она получила в магазине по карточке 50 г хлеба. Принесла хлеб, растопила печку. Согрела воду. Накормила мальчика, и сама съела крохотный кусочек хлеба. «Нет, мне нельзя умирать»,- убеждала сама себя Катя. Она заставила себя идти на Неву за водой. Приносила ежедневно из магазина маленький кусочек хлеба, потому что на её руках был маленький мальчик, сирота- Серёжа.
Беседа.
-Что стало с семьёй Кати?
-Какие мысли одолевали девочку? О чём она думала?
-Что заставило Катю подняться?
-Что придало Кате силы, что она смогла донести до своей квартиры мальчика-сироту?
-Почему Катя съела только крохотный кусочк хлеба?
-Как автор говорит о страшной слабости девочки? (Она заставила себя идти на Неву за водой).
- Какие главные качества можно отметить в характере Кати?
-Что помогло Кате выжить в это страшное время, когда люди умирали от голода?
Заключительная беседа.
Только что вы услышали о том времени, когда кусочек хлеба сохранил жизнь человеку. Сейчас у нас много хлеба, он дёшево стоит в магазине. Но он стоит очень дорого, потому что создаётся нелёгким трудом хлебороба. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусочек.
Добрый и трудный наш хлеб. Потому и относиться к нему надо по-доброму.
-Научись беречь хлеб смолоду.
Не отрезай себе ломоть больше, чем ты сможешь съесть.
Будь непримиримым, если видишь небрежное отношение к хлебу.
Твой главный кормилец-твой народ. Стремись отблагодарить его за хлеб всем добром, на какое ты способен.
Уважай в хлебе труд. Уважай в хлебе человеческую мудрость.
15