Презентация по русскому языку на тему Употребление причастий и деепричастий в художественной речи (6 класс)
Интегрированный урок словесности6-а класс.Учитель Дегтярева Ольга Петровна
ЭпиграфДеепричастие – самая огнепышущая, самая живая форма глагола. В ней струится самая алая, самая свежая кровь языка. Да ведь и назначение деепричастия – выражать само действие, хотя и добавочное, которое иной раз бывает гораздо важнее основного. А П. Югов
Употребление причастий и деепричастий в художественной речи. Цель: закрепить….понаблюдать за…
Цель: закрепить знания об особых формах глагола, деепричастии и причастии; понаблюдать за употреблением глаголов, причастий и деепричастий в художественных текстахУпотребление причастий и деепричастий в художественной речи.
«Лингвистический портрет» ПричастияВид (совершенный-несовершенный)ВозвратностьВремя (настоящее-прошедшее)Согласование с именем существительным в роде, числе и падежеОпределениеСуффиксы:-ущ-,-ющ-,-ащ-,-ящ-,-ем-,-ом-,-им-,-вш-,-ш-,-нн-,-енн-,-т- Вопросы: что делающий? Что сделавший? ДеепричастияВид (совершенный-несовершенный)ВозвратностьНеизменяемостьОбстоятельствоСуффиксы: -а, -я, -в, -вши,-ши, - учи, -ючиВопросы: что делая? Что сделав?
А.А. Блок
СравнитеВоет, замираяЛюдей, лишённых кроваБороться, разделяяБушует, изнывая
Вывод:благодаря причастиям и деепричастиям сохраняется ритм и рифма стихотворения, а так же высказывание становится более точным и цельным.
А.А. Ахматова
Сравните:Бывать-НСВ-бываем-бываяОтдыхать-НСВ-отдыхаем-отдыхаяШуметь-НСВ-шумим-шумяДивиться-НСВ-дивимся-дивясьУзнавать-НСВ-узнаём-узнаваяНадоесть-СВ-надоевПеть-НСВ-?
И.И. Саврасов. Март
Закрепить знания об особых формах глагола, деепричастии и причастии; понаблюдать за употреблением глаголов, причастий и деепричастий в художественных текстахБыло трудно? Почему?-Что открыли, узнали на уроке?-Оправдались ли ваши ожидания от урока?-Что вы взяли с сегодняшнего урока?-Над чем заставил задуматься урок?
Домашнее задание:прочитайте стихотворения С. Есенина на с.190-193 учебника литературы, выпишите глаголы и образуйте от них деепричастия и причастия, понаблюдайте за их рольюодно стихотворение выучите наизусть (по желанию)
Спасибо за работу