Урок русского языка Обобщение и систематизация изученного по теме Существительное(5класс)
Урок русского языка в 5 классе
Обобщение и систематизация изученного по теме « Имя существительное». Урок одного слова.
Урок подготовила учитель русского языка и литературы Дворченко Инна Андреевна.
Цели урока:
Обобщить и закрепить знания и умения по теме «Имя существительное».
Развивать умение:
Правильного написания имён существительных;
Правильного употребления имён существительных в речи.
Воспитать:
Высокую познавательную активность учащихся;
Ответственное отношение к учёбе;
Ответственное отношение к коллективной работе.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, цель урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.
Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.
Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения
Средства обучения: компьютер, учебник, карточки.
Тип урока:
Обобщение и систематизация знаний.
Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности;
Воспроизведение и коррекция опорных знаний;
Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений;
Обобщение и систематизация понятий, усвоение знаний и их применение при выполнении практических заданий;
Подведение итогов.
Эпиграф Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают-
значит-это кому-нибудь нужно?
Значит-кто-то хочет,чтобы они были?
В.В. Маяковский.
Ход урока
I.Организационный момент.1.Слово учителя. Сегодня обычный рабочий день. Каким он будет? Я по привычке каждое утро слушаю астрологический прогноз. Сегодня было сказано, что вы все родились под счастливой звездой, любите просыпаться на ранней зорьке, любите учиться.
В течение предыдущих уроков мы с вами изучали тему «Имя существительное». Сегодня по этой теме у нас последний урок. Попробуйте сформулировать тему нашего урока.(учащиеся формулируют тему урока) . Правильно, но сегодня у нас урок ОДНОГО слова. (слайд 1)Тот, кто самый сообразительный из вас, догадается, какое это слово.(разгадывание зашифрованного слова).
Р О Е З З В Ж Д
О
Ж Р А
Правильно,это слово ЗВЕЗДА. Сколько существует человек, столько его привлекает звездное небо, и он задается вопросом: Кто зажигает звезды в небе? Кому это нужно?
Русский поэт В.Маяковский написал стихотворение «Послушайте».(зачитать)
Мы еще вернемся к этим строкам, будем говорить о звездах, которые помогут нам путешествовать по стране «Языкознание», проложим свой звездный путь к успешному усвоению темы.
Сформулируем цели урока.
Обратите внимание на тему ……Цель урока – обобщить, повторить….
Урок одного слова. Ключевым словом нашего урока станет слово звезда, мы будем выполнять различные виды разборов со словом звезда.
2.Словарная работа.Чтобы работа была успешной, выполним словарную работу.(сл.2,3,4)
Астроно́мия — наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и образованных ими систем.
Наука астрология ( наука о звездах) изучает влияние звезд и других небесных тел на на жизнь человека.
Слово «астро» - [от греч. astron звезда].
Еще со времен Киевской Руси ученые –астрологи считали, что жизнью великих князей руководит солнце, а судьбу народа определяют звезды.( Существует мнение, что это псевдонаука).
II. Основное содержание работы.
Слово учителя. Приступаем к основной работе.Настал ваш звездный час – продемонстрировать свои знания и умения и зажгите свою звезду.
1.Упражнение «Незаконченное предложение».
1. Наука, изучающая звуки речи, называется…………….
2. В русском алфавите букв……, звуков….., гласных…., согласных….
3. Лексикология изучает……………
4.Слова, которые имеют одно значение, называются……
5. Слова, имеющие несколько значений, называются………
6.Назвать части слова…….
7. Корень-это……….
8. О чем говорится 6+3+1= 10? (Части речи).
9.Какую часть речи мы изучили? Что называется именем существительным?
2. «Вопросы в подарок» . дома вы подготовили вопросы, теперь запишите их на звездочке и подарите своему товарищу. (Ученик говорит: «Я дарю свой вопрос (Саше), Саша отвечает и прикрепляет его на доску(Зажигает свою звезду).
Слово учителя. Вы зажгли свою звезду. Пусть она освещает вам путь сегодня на уроке.
Это была подготовка к основной работе. Некоторые учащиеся получили задание подготовить интересные сообщения. Будьте внимательны, так как эта информация будет необходима при выполнении заданий урока.
3.Сообщения учащихся:
Из астрологии, биологии, народоведения, словарей.(ПРИЛОЖЕНИЕ)
Слово учителя.
О чем вы узнали? Была ли интересна эта информация? Используйте полученную информацию, работая в группе.
4.Работа в группах.
Задание для I группы: сделать фонетический разбор слова «звезда».
Задание для I I группы: объяснить лексическое значение слова «звезда».
На небе появилась первая звезда.
Я верю в свою счастливую звезду.(удачу, успех)
Сергей Лазарев – звезда эстрады. (знаменитость)
4.Морская звезда относится к классу беспозвоночных животных типа иглокожих.
Задание для III группы: подобрать однокоренные слова к слову «звезда», выполнить
морфемный разбор.(У доски)
Задание для IV группы: выполнить СР предложения, определить СР выделенного слова. Лоб маленького теленка украшала белая звездочка.(ЛЗ-пятнышко в форме звезды).
Задание для всех: Морфологический разбор слова звездочка.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
5.Орфографическая минутка. Словарный диктант.
Кинотеатр «Звезда», телепередача «В мире звезд», «Звездная жизнь», кинофильм «Звездные войны», Зарема (тур. Красная звезда), созвездие «Большая Медведица».Слово учителя.
Звезда-человек. Кто он? Какого человека называют звездой? (Достигшего профессиональных высот, прославившегося в определенной сфере)
6. Конкурс «Отгадай звезду».(Сл. 5, 6,7,8)
1. Певец, занявший 2-е место на Евровидении в 2016 году (Сергей Лазарев).
2.Актер, исполнивший главную роль в фильме «Бригада» (Сергей Безруков)
3.Российская балерина,общественный деятель, заслуженная артистка России.(Ан.Волочкова)
4.Боксер, чемпион мира в тяжелом весе, депутат Государственной думы, ведущий детской передачи «Спокойной ночи, малыши». (Николай Валуев)
Плакат «Российские звезды»
Слово учителя. Эти люди прославили Россию.Они –наша гордость.А звездных высот они достигли благодаря своему таланту и трудолюбию.
«Мы все сделаны из звездной пыли(из частиц звезд)»- так считает астрофизик Лоуренс Краусс Каждого из нас можно считать звездой, при условии, если мы будем излучать свет, добро, приносить пользу людям.
6. Употребление слова «звезда.» Фразеологизмы. Объяснить значение.
Выбор ключевого слова нашего урока не случайный .Слово «звезда» широко используется в речи.
1.В народе говорят:(сл. 9)
Звезд с неба не хватать- быть посредственным, заурядным человеком.
Достать звездочку с неба-
Родится под счастливой звездой-
Восходящая звезда – новая знаменитость
Звездная болезнь-высокая самооценка
2.Работа с текстом. Притча.
Один человек бродил по берегу, на который приливом выбросило морских звёзд. Они были повсюду, берег был просто усеян ими на целые километры. В какой-то момент человек заметил мальчика, который поднимал с песка морских звёзд и кидал их в море.
— Зачем ты кидаешь звёзд в море? — подойдя поближе, спросил человек.
— Если они пробудут до завтрашнего утра на берегу, то погибнут от солнца, — сказал мальчик.
— Но ведь в этом нет смысла! — ответил человек. — Обернись! Их здесь тысячи! Сотни тысяч! Твои старания напрасны. Ты всё равно ничего не изменишь!
Мальчик взял морскую звезду в руки и на секунду задумался:
— Я могу изменить очень много… для ЭТОЙ звезды, — сказал он и бросил звезду в море.
Беседа. – О чем этот рассказ? (О том, как мальчик спасал морскую звезду)
Тема: рассказ о спасении морских звезд.
- Был ли смысл в этом спасении, ведь всех спасти невозможно? Не напрасны ли старания мальчика? (Был, он спас, сколько смог).Представьте ситуацию: вы оказались в этот момент рядом с мальчиком. Что бы вы сделали?
Определите главную мысль рассказа. Несмотря ни на что , нужно делать добро. Пусть ты сделаешь маленькое, но полезное дело, и это будет правильно. Если каждый человек сделает хоть немного для сохранения природы, все вместе мы сохраним нашу планету.Нужно каждому прилагать усилия, чтобы творить добро.Значит этот рассказ не только о спасении морских звезд, но и об отношении к окружающему миру. Делай все, что зависит от тебя.
3.Поэты о звездах.
Возвращаясь к стихотворению Маяковского, мы можем ответить на вопрос,зачем зажигают звезды. Наверное затем, чтобы рано или поздно каждый мог отыскать свою звезду: свой путь, смысл жизни, стать счастливым и успешным.Сегодня на уроке ваша работа была успешной.Все вы горели как маленькие звездочки.
III. Итоги урока.
Рефлексия.(сл 11)
Слово учителя. Хотели бы вы стать звездой? Кто, по вашему мнению, является звездой нашей школы? Нашего класса?.2.«Упражнение «Микрофон»
Я считаю (Не считаю) себя звездой, потому что………
Чтобы стать звездой, нужно…….
2.Оценивание.
Слово учителя.
Хочу пожелать вам, чтобы с вами рядом всегда были люди, готовые ради вас достать звездочку с неба; чтобы в будущем вы стали звездами, но не болели звездной болезнью; чтобы ваша учеба была звездопадом самых лучших оценок. Наш урок подходит к концу. Вы зажгли свою звезду достижений сегодняшних и будущих. Вы были самокритичны, поэтому я раздаю вам звездочки с вашими фамилиями. На них вы должны поставить себе объективную оценку за работу на уроке.
Будущее- как звезды: кто-то ловит их полными пригоршнями. А кто-то спит во время звездопада. Не проспите. Будьте готовы к жизни, к успеху. Приложите к этому все свои старания.
Домашнее задание. (на выбор) (слайд 10)
Сочинение – миниатюра « Я родился под счастливой звездой».
Сообщение о звездах, созвездиях.
Придумать стихотворение пр звезды.
Подготовить интервью со звездой.
Будущее- как звезды: кто-то ловит их полными пригоршнями. А кто-то спит во время звездопада. Не проспите. Будьте готовы к жизни, к успеху. Приложите к этому все свои старания.
Задание для I группы: сделать фонетический разбор слова «звезда».
Задание для I I группы: объяснить лексическое значение слова «звезда».
На небе появилась первая звезда.
Я верю в свою счастливую звезду.(удачу, успех)
Сергей Лазарев – звезда эстрады. (знаменитость)
4.Морская звезда относится к классу беспозвоночных животных типа иглокожих.
Задание для III группы: подобрать однокоренные слова к слову «звезда», выполнить морфемный разбор. (разобрать слово по составу)
Задание для IV группы: выполнить СР предложения, определить СР выделенного слова.
Лоб маленького теленка украшала белая звездочка.