Методическая идея «Включение элементов этнокультурного компонента в содержание математики»
Методическая идея
«Включение элементов этнокультурного компонента в содержание математики»
Подготовила: учитель математики высшей категории
МБОУ «Левженская СОШ» Сураева Зинаида Ивановна
Может ли развиваться многонациональное общество, если начинают гибнуть язык. Традиции, обычаи? Нет. В этом случае умирает нация. А это недопустимо. Каждый народ несет в себе такие ценности как: язык, обычаи, навыки своих предков. Все эти ценности и есть составные части любви к Родине.
Моя малая Родина – старинное мокшанское село Левжа известно далеко за пределами Рузаевского района. Основанное в 18 веке, оно привольно раскинулось в нескольких километрах от города - слева от современной магистрали Рузаевка-Саранск. Оно славится своими талантами, бережно хранит традиции мордовского народа и его самобытную культуру. Для того чтобы сохранить старинные мордовские традиции, чтобы понять и сохранить их, чтобы любить и беречь свой край, наш педагогический коллектив стал работать над проблемой «Использование этнокультурного компонента в учебно-воспитательном процессе». В связи с этим нашей школе был присвоен статус муниципальной экспериментальной площадки в системе образования Рузаевского муниципального района «Школа как центр национальной культуры».
Потенциал нашего образовательного учреждении – творчески одаренные дети. С начальных классов им прививается любовь к родному языку, мордовским песням, обычаям.
Члены методического объединения учителей физико-математического цикла стали задумываться: «Как нам, учителям, воспитать через свой предмет патриотизм, уважение к истории и культуре нашего народа?». Содержание школьных учебников математики (теоретический и задачный материал) носит абстрактный характер, не учитывающий особенности культуры, образа и условий жизни разных национальностей. Ученику легче постичь математику, развить свое мышление, если дать ему возможность увидеть, как применяются математические знания в жизни. Есть две возможности.
Первая-ведение уроков по готовым учебникам и задачникам.
Вторая - проявить творчество и строить свои уроки с учетом особенностей национальной культуры своего региона.
Мне ближе вторая форма работы, поэтому на своих уроках я стараюсь использовать элементы этнокультурного компонента, раскрываю способности, творческий потенциал каждого обучающегося, расширяю и укрепляю интерес к предмету. При этом полностью осуществляю образовательные и воспитательные функции математики как предмета.
Так я стараюсь раскрыть многообразие жизни родного края в предмете «Математика». На уроках развиваю интерес обучающихся к ее изучению, воспитываю патриота, гражданина Республики Мордовия.
Многие считают математику сухим предметом. Я могу с уверенностью сказать, что это не так. Для того. Чтобы мой предмет стал интереснее и разнообразнее, на своих уроках я использую богатый краеведческий материал, рассказывающий о знаменитых людях села, района, республики, России, о достопримечательностях нашей малой Родины. Провожу физкультминутки под мелодии мордовских песен «Умарина», «Луганяса келунясь» и др. Обучающиеся ждут проведения этих физкультминуток и с большим удовольствием выполняют движения из национальных танцев.
Материалы для уроков я беру из разных источников: книг, фотоальбомом, интернета. Все это приводит в урок выразительность, эмоциональность, красочность, показывает связь предмета с жизнью мордовского народа, родного села, традиций.
Творческий поиск, требования времени привели нас-педагогов, к новым, нетрадиционным подходам решения математических задач, а также включение элементов этнокультурного компонента в содержание математики.
15