СИСТЕМНО — ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ «ОТ ДВИЖЕНИЯ К МЫШЛЕНИЮ».


СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
«ОТ ДВИЖЕННИЯ К МЫШЛЕНИЮ».
Крук Наталья Егоровна учитель физической культуры
Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIII вида №19 г. Тайшета.
В Законе «Об образовании в Российской федерации» сказано: "Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». Педагог должен воспитывать гуманистов, формировать свободную личность, способную к осознанному выбору в соответствии с общечеловеческими нормами и ценностями, патриота и гражданина. Приоритетной задачей образования становится развитие личности, и поэтому особую важность приобретает системно – деятельный подход в обучении, основа организации современного учебного занятия. Основной результат системно-деятельностного подхода - развитие личности ребенка на основе учебных действий. Основная педагогическая задача - создание и организация условий, инициирующих детское действие.
Возможен ли системно-деятельностный подход на уроках физической культуры в условиях специальной коррекционной школы? Конечно, да.
Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику я тоже учу детей самостоятельно ставить учебные цели и искать пути их достижения. Чтобы подойти к планируемым результатам привлекаю учащихся к поиску и использованию необходимых средств и способов достижения целей, учу контролировать и оценивать процесс и результат свой деятельности. Например, после выполнения комплекса упражнений спрашиваю учащихся: «Как вы думаете, для чего вы проделали данный комплекс?». Идёт живой диалог (интерактивное обучение), мы вместе обсуждаем успехи и неудачи, анализируем их, не унижая достоинства личности, учимся оценивать поступки свои и чужие. К примеру, после проведения каждого этапа эстафеты идёт обсуждение результатов в командах. Тем самым формируются оценочные суждения. Учащиеся пытаются оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения.
Главным при подготовке и проведении уроков и внеурочных занятий становится формирование у обучающихся потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. При этом освоение физической культуры направлено на достижение следующих целей:
укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
развитие основных физических качеств, жизненно важных двигательных умений и навыков;
овладение общеразвивающими физическими упражнениями;
воспитание познавательной активности и интереса к занятиям физическими упражнениями.
В результате системно-деятельностного подхода в учебной и внеурочной деятельности по физической культуре ученик должен уметь:
использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни:
применять разнообразные способы передвижения ходьбой, бегом, прыжками в стандартных и изменяющихся условиях;
определять частоту дыхания и сердечных сокращений;
выполнять упражнения на силу, быстроту, гибкость и ловкость.
Я считаю, изобретать новые средства физического воспитания не нужно. Урок необходимо организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они сами решали двигательную задачу. Умственное развитие детей наиболее эффективно происходит в условиях элементарно-поисковой и проблемной ситуации, упражнений в развитии мыслительных операций.
Задания должны соответствовать возрасту детей. Если в 11-12 лет ребята могут ориентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их образцу выполнять задания, то к 9 классу они научаться ориентироваться в схемах, таблицах, знать терминологию и выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений.
Каждый раздел учебной программы, а также содержание программного материала по физической культуре дает возможность применения системно-деятельностного подхода в различных формах проведения учебного занятия. Его реализация на уроке физкультуры способствует:
более гибкому и прочному усвоению знаний и умений,
возможности совершенствования самостоятельного физического развития,
существенному повышению мотивации и интереса к уроку физкультуры,
повышению уровня физической подготовленности обучающихся и формированию основ здорового образа жизни,
возможности дифференцировать обучение на уроке,
росту общекультурного и физического личностного потенциала обучающихся.
Используя системно-деятельностный подход в своей педагогической практике, я ставлю цель: создание на уроке таких условий, при которых индивидуальные способности каждого ученика могли бы проявиться как можно полнее, обеспечивая его развитие и саморазвитие.
Главные вопросы при подготовке к уроку. Я всегда думаю, как лучше организовать собственную деятельность и деятельность учащихся, как найти путь к успеху, чтобы заинтересовать, «зацепить» ученика, сделать урок поистине интересным и познавательным. Как создать на уроке такие условия, которые способствуют коррекции двигательных нарушений в сочетании с развитием физических и умственных способностей. Это сложный процесс, в котором необходимо использовать комплексный подход в применении разнообразных форм, средств, путей и методов физического воспитания. Все это говорит о том, что урок физической культуры в школах VIII видав рамках системно-деятельностного подхода, те не менее должен быть строго личностно-ориентированным.
Личностно-ориентированный подход на уроках физкультуры в специальной коррекционной школе выражается в следующих принципах: индивидуальное дозирование нагрузок, дифференцированном подходе к детям, коррекции недостатков физического развития, повышение мотивации к занятиям физической культурой.
Индивидуальное дозирование нагрузок заключается в том, что для каждого ученика отводится определенный объем физических нагрузок, отличный от остальных. При этом он должен быть максимальным, но выполнимым, этим достигается оздоровительная направленность урока. Объем нагрузок зависит от того, как быстро обучающиеся достигают утомления, а вместе с тем и неспособность, а самое главное и нежелание выполнять физические упражнения. Дозирование нагрузки является наиболее важным принципом в личностно-ориентированном обучении.
Принцип дифференцированного подхода к детям в процессе физического воспитания выражается в том, что в каждом классе можно выделить три или четыре группы детей по уровню развития двигательных способностей. физических способностей, физической работоспособности, с которыми и проводится целенаправленная работа на занятиях. В этом случае индивидуальным становится не только нагрузка, но и методы обучения и физического воспитания.
Важно сформировать устойчивый интерес к физическим упражнениям, вызвать чувство радостного ожидания, научить ребенка быть внимательным. Многолетний опыт работы в школе показывает, что наличие познавательного интереса к учебному предмету способствует повышению активности учащихся на уроках. И здесь важен не развлекательный интерес, имеющий кратковременный эффект, а интерес поиска, размышления.
Всегда планирую, учебный процесс так, чтобы деятельность школьников основывалась на уже известных способах деятельности, но имела в себе элемент развития. Тогда задача, стоящая перед учеником не пугает его, стимулирует позитивное отношение, т.е. создаёт ситуацию успеха. В процессе занятий по физической культуре необходимо активизировать умственную деятельность детей за счет осознания ими цели и задачи действия, обучения наблюдению, сравнению, анализу, оценке движений, умению планировать свою деятельность.
Я стараюсь дать учащимся возможность осознать значимость своей личности, воспитать у них стремление к творческому созиданию жизни. Стараюсь никогда не ставить точку в своём уроке, ибо многоточие - путь к размышлению, а значит к самосовершенствованию. А этой дороге нет конца.
Литература.
Дмитриев А.А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательной школы средствами физического воспитания /А.А.Дмитриев. - Красноярск, 2007.
Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА
Инновационные технологии обучения в современной начальной школе. Переиздание - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2011 г.
Проектирование уроков деятельностной направленности в образовательном процессе. Сборник материалов. (сост. О. В. Петрова, Т. П. Савушкина; под ред. М. И. Солодковой; ГОУ ДПО ЧИППКРО. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2011г.
Юсупова Н.П., Плетнева Е.Ю. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования. Сибирский учитель – научно-методический журнал. – 2005. - № 4 , с.40.