Системно-деятельный подход на уроках столярного дело

В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.
в основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности, ставить цели, решать задачи, отвечать за результат.
Основной результат- развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.
Основная педагогическая задача– создание и организация условий, инициирующих детское действие.
 
Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научиться учиться.  Чему должен научиться ребенок?
Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научиться учиться, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть и которые формируют фундаментальное ядро образования, именно в действии порождается  знание. Из пассивного потребителя знаний учащиеся становится активным субъектом образовательной деятельности.

«Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения». Георг Лихтенберг (немецкий писатель и высоко образованный человек).
 

Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий.
Функции универсальных учебных действий включают:
 обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
 создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
 обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Для того,  чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков.
Системно-деятельностный подход предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
На уроках профессионально-трудового обучения это делается постоянно. Так мы делаем поделки и участвуем в выставках и конкурсах которые проводят: православная церковь на базе духовно- нравственного центра «Исток» и на базе центра «Светочь»; лютеранская церковь на базе Омского Дома Дружбы. Так же участвовали в различных выставках посвящённых 300-летию города Омска и в других различных светских выставках, конкурсах и фестивалях где представлены различные культуры, ведь в нашем городе проживают более ста национальностей и всегда уважение различных культур. Т.е. учащиеся к культуре разных национальностей и конфессий. Это делает их более толерантными.
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
На уроках профессионально-трудового обучения это делается постоянно. Именно на наших уроках происходит подготовка к таким профессиям которые сейчас нужны стране, ведь не секрет что в обычных школах, после их окончания многие идут учиться на менеджеров, юристов, экономистов, которых давно уже перебор. Именно в адаптивных школах на уроках профессионально-трудового обучения происходит допрофессиональная подготовка по многим специальностям которые сейчас востребованы. Если посмотреть какое большое строительство идёт в городе, а на стройках работают очень много приезжих из соседних республик. Даже при высокой зарплате наши граждане не хотят работать. И только в том числе наши учащиеся могут заполнить эту нишу.
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
На уроках профессионально-трудового обучения это делается постоянно. Мы даём знания о целостном мире, например при изучении бруска мы рассказываем, что брусок можно изготовить из различных пород древесины. Где эти породы произрастают, как их заготавливают, что их используют кроме человека ещё и животный мир, что деревья выделяют кислород без которого ни живёт ни что живое. Как нужно после вырубки воспроизводить деревья.
- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
На уроках профессионально-трудового обучения это делается постоянно. Учебное сотрудничество происходит между нашей школой и специальным учебным заведением куда основная масса учащихся потом пойдёт учиться.(это экскурсии в 49 училище и выезд их преподавателей и учащихся к нам). Внутришкольное сотрудничество на примере столярного дела и ИЗО, где на уроках столярногодела ученики изготавливают изделия, а на ИЗО разукрашивают их. И многое другое.
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
На уроках профессионально-трудового обучения это делается постоянно. В младших классах даются задания которые посильны им например изготовление игрушечных машин самолётов и т. д. В старших классах даются задания по ремонту школьной мебели, изготовлению декоративно-прикладных изделий соответствующих их возрасту и физическим силам и т.д.
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
На уроках профессионально-трудового обучения это делается постоянно. Некоторые дети практически делать ничего не умеют, в силу их умственно-психического здоровья таким детям даются очень простые задания например зачистить наждачной бумагой изделие. А учащиеся у которых интеллект выше других в классе, им даются более сложные задания, например декоративные шкатулки, тарелки, вазы и т.д. такие ребята сами могут придумать или изменить конструкцию изделия.
Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
На уроках профессионально-трудового обучения это делается постоянно. Ведь в конце обучения именно по урокам профессионально-трудового обучения в адаптивных школах проходит выпускной экзамен который сдаётся на протяжении многих лет успешно. Это говорит о том , что планируемых результатов освоения основной образовательной программы достигнуты и дети готовы к самостоятельному успешному усвоению новых знаний, умений, видов и способов деятельности.

Основной формой организации обучения является урок, следовательно, для того, чтобы выстроить урок в рамках системно-деятельностного подхода,  необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока.
Дидактические принципы системно-деятельностного подхода
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
На уроках профессионально-трудового обучения это делается постоянно. Например, готовясь к новогоднему конкурсу ученик Спасовский, по телефону в интернете, нашёл много новогодних игрушек которые потом изготовил сам и другие ребята из класса. Бреев Кирилл рисует на фанере сюжета связанные с Победой в Великой Отечественной войне, с родным городом Омском, которые затем выпиливает и выжигает сам и его одноклассники. И т.д.
2) Принцип непрерывности  означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
На уроках профессионально-трудового обучения это делается постоянно. Ведь мы на протяжении всего учебного процесса работаем с древесиной и с каждым годом обучения мы раскрываем новые и новые возможности древесины, младшие школьники работают с мягкими породами древесины, старшие школьники используют при изготовлении изделий как мягкие , так и твёрдые породы древесины. В младших классах используются как технологии традиционного обучения, так и элементы игровых технологий, а в старших классах кроме технологии традиционного обучения используются элементы проблемного обучения.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
На уроках профессионально-трудового обучения это делается постоянно. На уроках профессионально-трудового обучения это делается постоянно. Мы даём знания о целостном мире, например при изучении бруска мы рассказываем, что брусок можно изготовить из различных пород древесины. Где эти породы произрастают, как их заготавливают, что их используют кроме человека ещё и животный мир, что деревья выделяют кислород без которого ни живёт ни что живое. Как нужно после вырубки воспроизводить деревья.

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
На уроках профессионально-трудового обучения это делается постоянно, государственного стандарта знаний даётся, но при изготовлении изделий всегда соблюдается принцип от простого к сложноиу.
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
На уроках профессионально-трудового обучения это делается постоянно, педагогика сотрудничества присутствует всегда, диалоговые формы сотрудничесва так же присутствуют всегда, без этого невозможно проводить урок, ведь у ребят постоянно возникают какие-то вопросы, идеи, которые решаются при помощи педагогики сотрудничества.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
На уроках профессионально-трудового обучения это делается периодически, например, при изготовлении сиденья для качелей ребятам предлагается несколько вариантов, и они сами выбирают какой вариант сделать, исходя из возможностей (т. е. материалов и инструментов).
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
На уроках профессионально-трудового обучения это делается периодически, многие уроки построены так , что дети могут применить свои творческие способности начиная с младших классов , например при изготовлении игрушки автомобиля дети сами разрабатывают каждый свою модель, а затем её изготавливает . И т.д.
Таким образом, в основе педагогических приемов и  техник, используемых на уроке, должны лежать следующие основные принципы: принцип деятельности, принцип обратной связи, принцип открытости, принцип свободы, принцип творчества и принцип идеальности.
Технология системно-деятельностного метода предполагает следующую последовательность шагов на уроке:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этот этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») 2) выделяется содержательная область («могу»)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектированной деятельности, организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.
3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие детьми нового знания). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: 1) ставят цель, 2) строят план достижения цели, 3)предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода средств (алгоритмы модели, учебник) 4) построение плана достижения цели.
5. Реализация построенного проекта. На данном этапе необходимо организовать:1) решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково; 2)зафиксировать преодоление затруднения; 3) уточнение характера нового знания.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи. (фронтально, в парах или группах)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организовать самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение. Организовать выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
9. Рефлексия учебной деятельности. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности, организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, организовать обсуждение и запись домашнего задания.




В связи с таким подходом урок выглядит следующим образом.
Первый этап- постановка проблемы и актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы.
Учитель сообщает проблемный вопрос, который заключает в себе одну из главных мыслей в содержании темы. Ученики формулируют проблему или задачу урока, которая записывается на доске и служит ориентиром  для дальнейшей деятельности. Далее учитель просит учеников сообразить, какие  знания у них уже есть для решения поставленной проблемы, а каких знаний им не хватает.  Ученики обсуждают в начале знания, которые им пригодятся для изучения новой темы. (В том числе параллельно идет проверка домашнего задания.) Чем  более важны понятия, тем чаще им приходиться их использовать на каждом уроке. Основа усвоения важнейших понятий – постоянное дальнейшее их применение на этапе актуализации знаний и постоянное обнаружение все новых связей  изученных понятий с новым учебным материалом. Один из возможных вариантов проведения этого этапа может выглядеть следующим образом. Учитель делит доску пополам и слева пишет: «Мы уже знаем», а справа «Мы пока не знаем » На  левой половине  доски учитель фиксирует те знания, которыми уже обладают ученики, параллельно  проверяя эти знания с помощью вопросов для актуализации знаний. На второй половине доски учитель вместе с учащимися записывает те знания, которые  понадобятся на  уроке, но которыми школьники не располагают. Именно эти знания предстоит «открыть » ребятам  с помощью  учителя на втором этапе урока.
 
Второй этап урока посвящен совместному «открытию» знаний, т.е. изучению правил и законов, которые вывели ученые, и знакомству с избранными примерами их применения. При этом в  процессе беседы учитель с помощью ребят (побуждающий или подводящий диалог), или самостоятельно (проблемный рассказ учителя в случае сложной темы) «открывает» суть незнакомого школьникам явления или закона природы и показывает, как можно применять полученные знания.
Важную роль на этом этапе играет работа с учебником. После обсуждения  версий школьников учитель просит  проверить их правильность с помощью  учебника. В этом случае  появляется  мотивация  к чтению, ведь текст в учебнике  читается для проверки истинности  собственных высказываний.
Ученикам самостоятельно «открыть» можно далеко не все явления. Не менее  важно научить учеников не только делать самостоятельные предположения, но и искать ответы на вопросы в книге. Поэтому в качестве проблемного вопроса  используется доступная для учеников ситуация.  Дальнейшая  работа по изучению новой темы  строится путем  задавания учителем вопросов, ответы на которые учащиеся самостоятельно находят в тексте учебника. Наконец, самые сложные моменты темы учитель может рассказать сам  путем проблемного рассказа.
Учащиеся учатся пользоваться книгами для поиска ответов на возникающие у них вопросы. Важную роль в этом играют популярные книги, используя которые школьники подготавливают свои сообщения.
 
Третий этап урока посвящен практикуму по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.
Вначале  учитель предлагает ученикам  ответить на репродуктивные  вопросы, помещенные в конце параграфа. Это необходимо для проверки  усвоения материала новой темы.
Затем учащиеся переходят к индивидуальной или групповой работе. Они выполняют  лабораторную работу или решают задачи.
В процессе ответов на вопросы и выполнения заданий, ребята, пользуясь текстом, учатся использовать полученные знания  для объяснения  окружающего их мира. Это и есть главный воспитывающий эффект курса биологии. Ученики должны не столько запоминать новые знания, сколько усваивать способы их применения.
 
Последний этап урока посвящен подведению итогов работы. Этот этап очень важен  и на него уходит много времени.  При обсуждении работ надо найти то общее, что  является главным содержанием  изучаемой темы, а кроме того, поделится  особенностями найденного ими способа применения полученных знаний.





15