Урок литературного чтения Рассказы о животных ,4 класс


Урок литературного чтения 4 класс
Тема : Рассказы о животных
Цель: воспитание любви и бережного отношения к природе через чтение произведений о животных и формирование читательских компетенций
Задачи: обучающие
Познакомить с творчеством В. Бианки, К Паустовского,Н.СладковаСовершенствовать навык чтения
Расширять кругозор
Учить анализировать текст, обобщать, делать выводы
Развивающие:
Способствовать развитию внимания, коммуникативных навыков, мышления, воображения
Развивать читательский интерес
Воспитательные:
Воспитывать интерес к чтению произведений о животных, о природе
Воспитывать бережное, уважительное, бескорыстное отношение к животным, сочувствие.
Формирование УУД:
Познавательные:
1.Преобразовывать информацию из одного вида в другой, понимать и пересказывать небольшие тексты
2.Делать выводы в результате совместной работы класса, группы.
3.Находить ответы на вопросы в тексте, читать по ролям
Регулятивные:
1.На основе работы с текстом уметь высказывать свое мнение
2.Уметь оценивать свои действия и действия своих товарищей в соответствии с поставленными целями.
3.Умение определять и формулировать цель работы и работать по плану.
4.Осуществлять рефлексивные действия.
Коммуникативные:
1.Умение слушать и слышать высказывание других.
2Выразительно читать и пересказывать текст.
3.Умение работать в парах и группах.
4.Выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Личностные:
Умение высказывать свое отношение к героям., выражать свои эмоции
Оборудование: выставка книг, компьютер, проектор, экран, презентация, карточки для самооценки, карточки с заданиями, стенгазета, видеоролик «Сохраним природу»Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1.Орг.момент
Организац. момент
Учитель. Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь. Набирайтесь ума!
Никак не может ученик на свете жить без добрых книг! Демонстрируют готовность к уроку Положительное отношение к учению, чтению, к познавательной деятельности. (Л)
На этапе организационного момента с помощью моего настроя дети эмоционально подготовились к уроку и включились в работу. Целью учителя было установление отношений сотрудничества между учителем и учащимися , целью учащихся проверка готовности к уроку, включение в работу.
2.Мотивационный этап Викторина «Угадай чей голосок!»
-Послушайте голоса и постарайтесь угадать, чей голос звучит
1.Кукушка
2.Лиса
3.Волк
4.Кошка
5.Корова
6.Собака
-Что общего у всех голосов, которые прослушали?
-Есть ли у вас дома животные? Любят ли вас ваши питомцы? Как вы их ласково называете? Угадывают голоса
Это голоса животных Ответы на вопросы викторины. (П)
Уметь слушать собеседника, правильно доносить свою мысль
до слушателей проявлять доброжелательное отношение. (К)
3.Целеполагание Как вы думаете,о чем пойдет речь сегодня на уроке? Какие произведения будем читать?
Как назывался раздел ,над которым мы работали?
Постарайтесь определить тему урока
Какие цели поставим перед собой?
Покажите готовность к серьезной работе!
Работа в парах.
Учитель: Предлагаю поработать в парах. Нам надо составить план урока. Возьмите конверты. Разложите карточки в нужном порядке.
Учитель: Вы хорошо потрудились, оцените свою работу. Поставьте в таблицу знак (!), если вы без ошибок составили план работы. Поставьте знак (+), если вы немного ошиблись. Если вы не смогли составить план урока, поставьте знак (?). Мы будем читать произведения о животных
Раздел называется «Оглянись вокруг»
«Рассказы о животных»
Читать рассказы о животных, узнавать больше нового о жизни животных
(Учащиеся выполняют задание – составляют план урока, выбирают порядок деятельности при помощи карточек с надписями. Два-три ученика читают получившийся план.
План:
1.Викторина
2.Работа в группах
3.Знакомство с творчеством Н.Сладкова.
4.Работа с текстом «Синичка необыкновенная»
5.Знакомство с творчеством В.Бианки6.Проверка домашнего задания ( игра радиотеатр)
7.Творчество К.Паустовского8.Работа с текстом «Кот ворюга»
9.Просмотр видеоролика
10.Итог урока
11.Домашнее задание Учащиеся формулируют тему урока и цели (Р)
Развитие способности у учащихся планировать свою работу. (Р)
Вступительная беседа
Учебно- познавательная деятельность
Прием «Пресс- конференция» Разгадывая загадки о природе, дети познают мир растений и животных, наблюдают за явлениями природы. Но важно не просто иметь много знаний о природе, а гораздо важнее сохранить мир животных и растений на нашей планете, научиться пользоваться природными богатствами, не нанося ей вред. Человек- творение природы Любовь к природе- естественное чувство любого человека. Но бывают люди, с какой то особенной любовью, в их присутствии даже самые капризные растения начинают расти, их не боятся даже самые пугливые животные. Кажется, что сама природа только и ждет, чтоб раскрыть им свои тайны. Такими людьми были детские писатели – В.Бианки, Н. Сладков, К.Паустовский. Рассказы и сказки о природе очень любят дети. Давайте поближе познакомимся с их творчеством. Посмотрите на нашу выставку книг- сколько замечательных произведений написано о нашей природе!
Каждая группа получала домашнее задание . Слово предоставляем первой группе- творчество Н.СладковаСообщение о творчестве Н.Сладкова. Замечательный русский писатель Н.И.Сладков свое творчество посвятил природе.Родился он в 1920 году в Москве.Но всю жизнь прожил Ленинграде. С детства он любил природу, интересовался ею.Со второго класса начал вести дневник,куда записывал свои впечатления о природе, свои наблюдения.Николай Иванович много путешествовал, побывал в пустыне Каракумы , в Индии, в Африке , на Белом море.С фоторужьем он бродил по лесам, поднимался в горы, восхищался подводным миром , плавал в озерах.Вседа привозил записные книжки, которые стали источником его рассказов.В своих рассказах он использовал собственные фотографии.
(Дети дополняют рассказ демонстрацией книг с выставки) Способность планировать и действовать по намеченному плану для достижения результата. (Р)
Работа с разными источниками информации. Знакомство с книжными изданиями произведений В.В. Бианки (а так же других писателей, которые пишут о природе для детей). (П) Умение обосновывать свои суждения. Умение отвечать на вопросы учителя.(П)
1.Самостоятельное чтение
2.Проверка Учитель: я предлагаю познакомиться с маленьким рассказом, который называется «Синичка необыкновенная» и ответить на предложенные вопросы.
1)Почему рассказ называется «Синичка необыкновенная»?
2)С какими синичками она сравнивается?
3)Какую характеристику дает ей автор?
4)Чем поразила синичка?
5)Какой случай произошел?
6)Для чего синичка замерла?
7) Понравился ли рассказ?
8) Как вы думаете, если бы автор не был таким наблюдательным, он смог бы это узнать? Что нового и интересного вы узнали из этого рассказа?
Беседа по вопросам
Дети самостоятельно читают текст и в группах обсуждают прочитанное Способность выполнять логические операции: анализ содержания и языкового оформления произведения. (П)
Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм. (Л)
Физминутка Слово предоставляется 2 команде – «Творчество В.Бианки» Родился И.Бианки в семье ученого орнитолога (знатока птиц) Любовь к природе он принес из своего детства от своих родителей, родственников, которые были учеными, путешественниками. Мама будущего писателя так умела общаться с растениями, что под ее руками росли самые зачахшие кустарники . Родители передали своему сыну замечательное чувство – любовь к природе.Окончив университет, Бианки побывал в экспедициях в разных уголках страны, везде изучал природу. 2.Чтение текста «Сова» Работа с отрывком научного текста «Сова»
Какие ассоциации возникают , когда слышите слово «сова»
Определите жанр произведения
Какой вывод можно сделать из этой истории?
В чем заключается основная мысль этой сказки? В природе все взаимосвязано. Если нарушается одно звено, нарушается и все остальные и может привести к беде. Способность выполнять логические операции: анализ содержания и языкового оформления произведения. (П)
Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм. (Л)
Слово 3 команде Творчество К Паустовского
3.Прослушивание аудиозаписи отрывка «Кот - ворюга» (прием активное слушание)
4.Самостоятельная работа
Предлагаю вашему вниманию с карандашом в руках прослушать одно из замечательных произведений К.Паустовского «Кот- ворюга»,при прослушивании записывать опорные слова, а так же непонятные слова, которые требуют пояснений.
А последнюю часть дочитайте сами.
Прослушивают и выполняют записи.
Дочитывают текст до конца.
5. Словарная работа
Какие слова для вас оказались непонятными?
Пришли в отчаяние — были сильно расстроены, огорчены, опечалены.
Толком не видел — хорошо не мог рассмотреть.
Кукан — бечёвка или тонкая проволока, на которую насаживают пойманную рыбу.
На Прорве; Прорва — река.
Вздуть — побить.
Бесчисленных протоков — множества небольших речек, вытекавших из основной реки или озера.
Выходках (выходка) — неожиданных дерзких, плохих поступках.
Лаз — узкий проход, пролаз.
Леску (леска) — длинную нить с крючком.
Плотицу (плотва) — небольшую рыбу.
Подпалинами (подпалины) — пятнами.
Прижился (прижиться) — остался жить.
С отчаянным воплем — с громким жалобным криком.
Отошёл — здесь: перестал чувствовать испуг и боль, пришёл в себя.
Дети зачитывают слова и находят пояснения в сносках текста их пояснения.
6.Работа в группах Каждая группа получает задания и обсуждают их:
1) Найдите в тексте описание внешнего вида кота-ворюги. Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает у вас это животное?
2 группа:
1) Найдите в тексте описание действий и поступков главного героя. Почему он совершает их? Какие чувства у вас вызывают его поступки?
3 группа:
1) Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа.
2) Подберите однокоренные слова к слову ворюга.
3) Какой оттенок имеет это слово в тексте? Почему автор называет кота ворюгой, а не вором или воришкой?
Карточка №4
3111571120Выдели галочкой главную мысль:
3111592075 Надо накормить бездомное животное
3111577660531115109855 Если относиться к животному по доброму, заботиться о них, то они будут верными друзьями Жадность всегда может быть наказана
-Какое решение оказалось верным?
-Изменился ли кот?
-Какой вывод можете сделать?
-Чему учит нас это произведение? Добро всегда возвращается добром Способность выполнять логические операции: анализ содержания и языкового оформления произведения. (П)
Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм. (Л)
7.Просмотр видеоролика «Сохраним» Ребята, давайте посмотрим замечательный ролик о природе.
-Что общего в видеоролике и тех произведениях, с которыми мы сегодня работали?
-Учат ли нас произведения Бианки, Паустовского, Сладкова беречь и сохранять нашу природу? Просматривают видеоролик
Рефлексия (Синквейн)
Итог урока
Домашнее задание В группах на столах есть карточки –поработайте в группах и представьте свои отчеты
Тема-имя существительное
4 имени прилагательного
3 глагола
Предложение
Вывод
Какова была цель нашей работы?
Как вы думаете, мы ее достигли?
Отметки
Задание на выбор:
1.Выразительное чтение наиболее понравившегося отрывка любого из прочитанных произведений
2.подготовить пересказ любого рассказа о животных с иллюстрированием.
3.Подготовить читательские карточки 2-3 прочитанных вами произведений о природе.
1.Природа
2.Добрые. умные поучительные, интересные.
3.Беречь,любить, охранять.
4.Мы в ответе за тех, кого приручили
5.Охранять природу- значит охранять Родину» Способность и привычка к рефлексии, способность осознавать трудности и стараться преодолевать их. (Р)
Способность выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения.(К)
Понимать перспективы дальнейшей учебной работы.(Р)