Конспект урока по литературному чтению Е.Чарушин


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
(136 часов)
Составлено в соответствии с учебником для общеобразовательных учреждений О. В. Кубасовой. Литературное чтение. 2 класс. В 3 ч. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011

п/п Дата Наименование раздела
Тема урока Характеристика деятельности учащихся Кол-во часов Примечание
Учимся читать: читая – думаем.(29 ч)
1 Знакомство с учебником.
Школа и школьная жизнь.
М. Бородицкая «Первое сентября». В. Берестов «Читалочка» Рассматривают структуру учебника; приемы ориентирования в учебнике.
– составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– различают элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). 1 2 Определение границ ответов в тексте.К. Ушинский «Наше отечество».
Патриотизм и выразительность в произведении.
–читают осознанно текст художественного произведения;
– пересказывают текст;
– делят текст на смысловые части;
– создают небольшой устный текст на заданную тему.
1 3
Словесное рисование. Картины природы. Правила заучивания стихотворений.
В. Орлов «Разное». Л. Ладонщиков «Скворец на чужбине». П. Воронько «Лучше нет родного края». О. Дриз «Загадка»
- правила заучивания стихотворений.
– выполняют словесное рисование картин природы;
– читают осознанно текст художественного произведения,
стихотворные произведения наизусть (по выбору);
– приводят примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
–анализируют название произведения;
– составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;– оценивать события, героев произведения
–анализируют название произведения; 1 4 Анализ названия произведения. Б. Заходер «Два и три». Р. Сеф «Считалка» – составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивают события, героев произведения. 1 5 Рифма. В. Левин «Чудеса в авоське».
С. Иванов.«Какой сегодня веселый снег…»; «Зимой Ваня сделал кормушку…» – находят рифму в произведении;
– рифмуют слова, текст;
– читают осознанно текст художественного произведения;
– составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивают события, героев произведения;
– читают стихотворные произведения наизусть (по выбору);
– делят текст на смысловые части;
– создают небольшой устный текст на заданную тему;
1 6 Рифмование текста. А. Шибаев «Кто слово найдет?» 1 7 Стихи о дружбе и взаимовыручке. Подбор пословиц к стихам.
В. Берестов «Если хочешь пить»; «Гололедица» –подбирают пословицы к стихам;
– приводят примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
– различают жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня). 1 8–9 Прогнозирование характера текста. Определение жанра произведения. Храбрец и Глупец в сказках о животных. Б. Заходер «Как волк песни пел» –прогнозируют характер текста по названию (заголовку);
– определяют жанр произведения;
– читают осознанно текст художественного произведения;
– составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивают события, героев произведения;
– пересказывают текст;
– делят текст на смысловые части, составлять его простой план;
– приводят примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу 2 10 Прогнозирование характера произведения по его заголовку С. Прокофьев «Сказка о том, как зайцы испугали Серого Волка» 1 11 Сноска и работа с ней. В. Зотов «За двумя зайцами» - понятие «сноска».
– работают с элементом книги «сноска»;
– читают выразительно и осознанно текст художественного произведения;
– пересказывают текст;
– делят текст на смысловые части, составлять его простой план;
– различают жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);
– различают сказки народные и литературные
1 12 Выразительность – эмоциональная окраска при чтении произведений. Э. Шим «Жук на ниточке» – читают выразительно текст художественного произведения;
– составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивают события, героев произведения 1 13 Ориентировка в книге по обложке.
Э. Шим «Очень вредная крапива» – ориентируются в книге по обложке;
– читают осознанно текст художественного произведения;
– различают элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация) 1 14 Поучение через осуждение поступка. Быль. Л. Толстой «Косточка» – читаю т осознанно текст художественного произведения;
– различают жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);
– приводят примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу 1 15 Важное читательское качество – антиципация. Положительные и отрицательные качества человека в произведении С. Прокофьевой «Когда можно плакать?», Е Пермяк «Как Маша стала большой» - понятие «антиципация».
– читают осознанно текст художественного произведения;
– делят текст на смысловые части, составлять его простой план;
– составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– дают характеристику персонажу;
–определяют главную мысль произведения;
– создают небольшой устный текст на заданную тему 1 16 Главная мысль произведения.
В. Сухомлинский «Пусть будут и Соловей и Жук». В. Козлов «В сладком морковном лесу» 1 17 Работа над использованием силы голоса. В. Осеева «Сторож». Характеристика героя – используют силу голоса при чтении;
– пересказывают текст, читать по ролям;
– делят текст на смысловые части, составлять его простой план;
– составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивают события, героев произведения;
–анализируют взаимоотношения героев, оценивать их поступки;
– читают стихотворные произведения наизусть (по выбору);
– прогнозируют содержание текста на основе заглавия и иллюстрации;
–определяют эмоциональный характер произведения;
– читают осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости) 1 18 Взаимоотношения героев. Ирония в произведениях В. Осеевой «Кто наказал его?» и А. Барто «Рыцари» 1 19 Эмоциональный характер произведений. Хорошее и плохое в поступках детей в произведениях.
В. Осеева «Плохо». Д. Хармс «Удивительная кошка». Словесное рисование 1 20 Контекстный способ чтения. Русская народная сказка «Лиса и Журавль» – читают осознанно текст художественного произведения;
– приводят примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
– различают жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);
– различают сказки народные и литературные;
–читают выразительно, артистично текст художественного произведения;
– пересказывать и инсценировать текст;
– различают жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);
– оценивают поступки героев сказки 1 21 Выразительность чтения сказок.
Индийская сказка «Ссора птиц» 1 22 Настроение в стихах. Эмоциональный характер читаемого произведения.
Э. Мошковская «Всего труднее дело…» –определяют эмоциональный характер читаемого произведения;
– читают осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости), выразительно в парах по частям;
– высказываются о чтении товарища 1 23 Пересказ с опорой на картинный план. Русская народная сказка «Самое дорогое». Бытовые сказки - особенности бытовой сказки.
– пересказывают с опорой на картинный план;
– читают осознанно текст художественного произведения;
– приводят примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
– различают жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня) 1 24 Авторская сказка. С. Баруздин «Кузнец». Отражение в сказке народного быта – читают осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
– пересказывают текст (объем не более 1,5 страниц);
– приводят примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
– различают жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные 1 25 Характеристика персонажей, собственное отношение к их поступкам. Б. Заходер «Петя мечтает» – читают осознанно текст художественного произведения;
– оценивают события, героев произведения;
– читают стихотворные произведения наизусть (по выбору);
– прогнозируют содержание по заголовку;
– анализируют стихотворный текст;
– отличают «добрый смех» от иронии 1 26 Выразительность чтения сказок.
Драматизация – язык сказки.
Русская народная сказка «Два Мороза». Персонажи, прием противопоставления - понятия «драматизация», «волшебная сказка».
–читают выразительно текст художественного произведения и выделяя главное в прочитанном;
– пересказывают, делят текст на смысловые части, составляют его простой план;
1 27
Выразительность чтения сказок.
Драматизация – язык сказки.
Русская народная сказка «Два Мороза».
– оценивают события, героев произведения;
– приводят примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
– различают сказки народные и литературные;
– объясняют главную мысль сказки, что «топор лучше шубы греет» 1
1 28 Белорусская сказка «Краденым сыт не будешь» 1 29 Братья Гримм «Звёздные талеры»
Обобщение по теме «Учимся читать: читая – думаем» Учимся читать: читаем правильно. (8 ч)
30 Скороговорки. В. Бардадым «Мы читаем!» В. Гусев «Вот так кот!» И. Бурсов «Кот и крот» - понятие «скороговорка», ее назначение.
– читают стихотворные произведения наизусть (по выбору);
– создают небольшой устный текст на заданную тему 1 31 Сказка зарубежного писателя.
Необычные персонажи. Д. Бисет «Орел и овечка» – дают характеристику необычным персонажам;
– читают осознанно текст художественного произведения;
– определяют тему и главную мысль произведения;
– оценивают события, героев произведения;
– выделяют опорные слова в произведении 1 32 Орфоэпическое чтение. Чтение по ролям. В. Драгунский «Заколдованная буква» - понятие «орфоэпическое чтение».
– читают орфоэпически, по ролям;
– определяют тему, характер и главную мысль произведения;
– пересказывают текст;
– делят текст на смысловые части, составляя его простой план;
– составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивают события, героев произведения, составляя словесный портрет (описание героя);
– объясняют смысловой и эмоциональный подтекст;
1 33 Словесное описание героя.
Рассказы о детях. В. Драгунский «Когда я был маленький» 1 34–
35 Характер произведения.
Смысловой и эмоциональный подтекст. В. Драгунский «Не пиф,
не паф!» – читают осознанно текст художественного произведения;
–определяют авторское отношение к персонажам;
– составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст 2 36 Авторское отношение к персонажам. Н. Носов «Находчивость» (радиоспектакль) 1 37 Определение мотивов поведения героя. Рассказ о детской мечте. Дж. Родари «Машинка для приготовления уроков» –определяют мотивы поведения героев;
– Читают осознанно текст художественного произведения;
– определяют тему и главную мысль произведения;
– оценивают события, героев произведения 1 38 Картинный план. «Муравей» (перевод Б. Заходера из Яна Бжехвы). Обобщение по теме «Учимся читать: читаем правильно» – строят рассказ по опорным картинкам;
– читают осознанно текст художественного произведения;
– определяют тему и главную мысль произведения;
– составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивают события;
- находят в тексте логически законченные части произведения.
1 Учимся читать: читаем быстро. (9 ч)
39 Устное народное творчество. Скороговорки. И. Мазнин «Шла лисица» - правила заучивания и определения скороговорок.
– четко проговаривают скороговорки и чистоговорки в быстром темпе;
– читают осознанно текст художественного произведения;
– приводят примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки). 1 40 Литературные скороговорки. Р.Сеф «Апчхи!». М. Яснов «Чучело-мяучело» 1 41 Прогнозирование содержания произведения. Р. Сеф «Бесконечные стихи».
Э. Мошковская «Болельщик». Лирический герой
Стихотворения. - определение лирического героя стихотворения.
– прогнозируют содержание произведения;
– читают осознанно текст художественного произведения;
– определяют тему и главную мысль;
– читают стихотворные произведения наизусть (по выбору). 1 42 Собственное отношение к персонажам. Ю. Ермолаев «Угодили» – Читают осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
– определяют тему и главную мысль произведения;
– оценивают события, героев произведения;
– создают небольшой устный текст на заданную тему 1 43 Определение характера персонажей. В. Осеева «Просто старушка». Жизнь дана на добрые дела – определяют характер персонажей;
– читают осознанно текст художественного произведения;
– определяют тему и главную мысль произведения;
– пересказывают текст;
– оценивают события, героев произведения. 1 44 Определение, от какого лица ведется повествование. Комическое в рассказе В. Голявкина «Как я под партой сидел» – определяют, от какого лица идет повествование, тему текста;
– читают осознанно текст художественного произведения;
– пересказывают текст;
– различают жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня). 1 45
Смешные рассказы о детях.
Читаем быстро: В. Голявкин «Про то, для кого Вовка учится». Персонажи рассказа, их отношение к школе – читают осознанно текст художественного произведения;
– составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения. 1 46
Народные сказки мира. Дагестанская сказка «Храбрый мальчик». – читают осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
– определяют тему и главную мысль произведения;
– пересказывают текст (объем не более 1,5 с.);
– оценивают события, героев произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему;
– приводят примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
– различают жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные. 1
47 Г.Балл «Москвичек, который не знал правил уличного движения»
Обобщение по теме «Учимся читать: читаем быстро» 1 Учимся читать: читаем выразительно. (19 ч) 2 часть учебника
48 Выразительность чтения.
А. Прокофьев. «Как на горке,
на горе».
А. Фет. «Чудная картинка…» –Читают выразительно, осознанно текст художественного произведения;
– определяют тему и главную мысль произведения;
– Читают стихотворные произведения наизусть
(по выбору);
– рассказывают о поэтах А. Прокофьеве, А. Фете;
– понимают настроение лирического героя 1 49
Прогнозирование жанра. Определение мотива поведения героев путем выбора правильного ответа из текста С. Воронина «Храбрый клоун» – прогнозируют жанр произведения;
– определяют мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста;
– читают осознанно текст художественного произведения;
– определяют тему и главную мысль произведения;
– оценивают события, героев произведения
– создают небольшой устный текст на заданную тему. 1 50 Творческое сочинение сказок.
С. Маршак «Жадина». О. Григорьев «Яма». Э. Успенский «Все в порядке» – выполняют творческую работу (сочинение сказок);
– читают осознанно текст художественного произведения;
– читают по ролям;
– определяют тему и главную мысль произведения;
– оценивают события, героев произведения;
– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). 1 51 Умение характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам. В. Осеева «Три товарища».
Н. Матвеева «Девочка и пластилин» –характеризуют персонажи;
– определяют собственное отношение к их поступкам;
– читают осознанно текст художественного произведения;
– определяют тему и главную мысль произведения.
1 52 Авторское и собственное отношение к персонажам. Ю. Ермолаев «Два пирожных» – оценивают события, героев произведения;
– объясняют авторское и собственное отношение к персонажам;
– составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. 1 53 Эмоциональный тон персонажа.
Э. Мошковская «Обида» –определяют эмоциональный тон персонажа;
– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
– проводят лексическую работу;
– создают небольшой устный текст на заданную тему. 1 54 Паузы – длительные и короткие – в зависимости от смысла читаемого.
Э. Мошковская «Трудный путь».
Е. Благинина «Посидим в тишине» - понятие «паузы».
– читают осознанно текст художественного произведения, соблюдая паузы;
– определяют тему и главную мысль произведения;
– оценивают события, героев произведения;
– читают стихотворные произведения наизусть. 1 55–
56 Построение, характер текста. Использование силы голоса для постановки логического ударения. И. Дик «Красные яблоки», А. Барто «Перед сном».
- понятие «логическое ударение».
–определяют построение, характер текста, глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное;
– используют силу голоса для постановки логического ударения;
– участвуют в диалоге;
– формулируют и высказывают свое мнение о прочитанном по плану. 2 57
Темп чтения и его зависимость от смысла читаемого. В Орлов «Светлячок-маячок».
Понятие «темп чтения».
–устанавливают темп чтения от смысла читаемого;
– работать с иллюстрациями;
– читают осознанно текст художественного произведения;
– оценивают события, героев произведения;
– читают стихотворные произведения. 1 58 Озаглавливание иллюстраций и эпизодов текста. С. Козлов «Заяц и медвежонок» –озаглавливают иллюстрации и эпизоды из текста;
– читают осознанно текст художественного произведения;
– определяют тему и главную мысль произведения;– читать стихотворные произведения наизусть;
– читают по ролям. 1 И. Пивоварова «Про сверчка, мышь и паучка». Разнообразные и яркие образы животных. 59 Басня. Ее значение. К. Ушинский. «Гусь и журавль»,
«Кто дерет нос кверху» –участвуют в диалоге;
– отвечают на вопросы
по тексту;
– читают осознанно текст художественного произведения. 1 60 Прогнозирование содержания текста по заголовку. Н. Юсупова «Серый волк». – прогнозируют содержание текста по заголовку;
– участвуют в диалоге;
– читают осознанно текст художественного произведения;
– определяют тему и главную мысль произведения;
– создают небольшой устный текст на заданную тему.
1 61 Интонация при чтении. Дж. Родари «Рыбы». Б. Заходер «Кискино горе». 1 62 Определение мотива поведения героев путем выбора правильного ответа из текста Э. Мошковская «Говорящая кошка».
А. Фройденберг «Великан
и мышь». 1 63–
64 Главная мысль текста. Определение характера произведения по рисункам.
Д. Биссет «Про тигренка Бинка, у которого исчезли полоски». – определяют характер произведения по рисункам;
– работают с иллюстрациями;
– читают осознанно текст художественного произведения;
– составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– читают стихотворные произведения наизусть. 2 65 Драматизация сказки К. Ушинский «Спор деревьев».
Разнообразные и яркие образы растений. Понятие «драматизация».
–инсценируют, читать по ролям сказку;
– сравнивают рассказ со сказкой;
– выражают свои чувства по отношению к прочитанному;
– определяют тему и главную мысль произведения. 1 66 Творческие пересказы в форме продолжения текста. Обобщающий урок по теме «Учимся читать: читаем выразительно» –выполняют творческие задания (пересказ в форме продолжения рассказа). 1 Учимся работать с текстом: автор и его герои. (22 ч)
67 Авторское отношение к героям.
В. Голявкин «Про веселую книжку». – объясняют авторское отношение к героям;
- читают бегло и осознанно текст художественного произведения;
– дают характеристику героям рассказа. 1 68 Авторское отношение к героям.
С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах». – объясняют авторское отношение к героям;
– читают выразительно и по ролям стихотворение;
– определяют тему и главную мысль произведения. 1 69–
70 Чтение по ролям с соблюдением интонации. Составление картинного плана. Л. Пантелее. «Карусели». –соблюдают интонацию;
– читают осознанно текст художественного произведения;
– составляют картинный план по прочитанному тексту;
– определяют тему и главную мысль произведения. 2 71 Творческий пересказ. Л. Пантелеев «Как поросенок говорить научился». – прогнозируют содержание текста по его названию;
– определяют тему и главную мысль произведения;
– выполняют творческий пересказ;
– отличают рассказ от сказки;
– составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивают события, героев произведения. 1 72–
73 Составление картинного плана. Творческий пересказ. В. Голявкин «В шкафу». – составляют картинный план;
– читают осознанно текст художественного произведения;
– определяют тему и главную мысль произведения;
– отвечают за свои поступки. 1 74 Определение характера текста.
А. Гайдар «Совесть». Поучение через осуждение пороков. – определяют характер текста;
– читают осознанно текст художественного произведения;
– определяют тему и главную мысль произведения;
– оценивают события, героев произведения. 1 75 Авторское отношение к героям текста.
Б. Юнгер. «Белая роза» –объясняяют авторское отношение к героям текста;
– Читают осознанно текст художественного произведения;
– определяяют тему и главную мысль произведения;
– составляяют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивают события, героев произведения, анализировать сказку. 1 76 Описание характера героев текста.
Г. Цыферов «Град». – описывают характер героев текста;
– читают осознанно текст художественного произведения;
– оценивают события, героев произведения;
– создают небольшой устный текст на заданную тему. 1 77 Творческая работа – сочинение рассказа. Г. Горбовский «Розовый слон». Стихи о дружбе
– выполняют творческую работу (сочинение рассказа);
– читают выразительно стихотворение;
– создают небольшой устный текст на заданную тему;
– отвечают на вопросы. 1 78 Определение главной мысли, сформулированной в тексте.
Ф. Кривин «Родная коробка». Поучительный смысл сказки. – определяют главную мысль, сформулированную в тексте;
– читают осознанно текст художественного произведения;
– определяют тему и главную мысль произведения;
– составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. 1 79–
80 Подбор эпизодов из текста к иллюстрациям. Определение мотива поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений.
Отношения людей и собаки
в произведении В. Чаплиной «Мушка». – подбирают эпизоды из текста к иллюстрациям;
– определяют мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений;
– читают осознанно текст художественного произведения;
– определяют тему и главную мысль произведения;
– составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивают события, героев произведения. 1 81 Творческий пересказ от лица автора и лягушки.
Л. Пантелеев «Две лягушки». –выполняют творческий пересказ от лица автора и лица героев;
– читают осознанно текст художественного произведения;
– определяют тему и главную мысль произведения;
– пересказывают текст;
– делят текст на смысловые части, составляют его простой план. 1 82–
83 Сила голоса для постановки логического ударения и передачи характера текста.
Авторское отношение к персонажам текста Е. Пермяк. «Волшебные краски». Понятие «логическое ударение».
–используют силу голоса для постановки логического ударения и передачи характера текста;
– объясняют авторское отношение к персонажам текста;
– определяют тему и главную мысль произведения;
– оценивают события и героев произведения. 2 84 Чтение по ролям. С. Михалков «Аист и лягушки». –читают по ролям;
– читают осознанно текст художественного произведения;
– определяют тему и главную мысль произведения;
– читают стихотворные произведения. 1 85 Характеристика персонажей через их собственное отношение к своим поступкам. С. Козлов «Вольный осенний ветер». – читают осознанно текст
художественного произведения;
– определяют тему и главную мысль произведения;
– оценивают события и героев произведения. 1 86 Определение мотива поведения героев. Л. Толстой «Зайцы». Н. Рубцов «Про зайца». –определяют жанр, тему стихотворения, мотив поведения героев;
– читают осознанно текст художественного произведения;
– читают стихотворные произведения наизусть (по выбору);
– создают небольшой устный текст на заданную тему. 1 87 Выделение эпизода из текста. Русская народная сказка «Заяц-хваста». – выделяют эпизоды из текста;
– читают осознанно текст художественного произведения;
– определяют тему и главную мысль произведения;
– прогнозируют содержание текста перед чтением и в процессе чтения. 1 88 Литературная викторина.
Обобщающий урок по теме «Учимся работать с текстом: автор и его герои». – читают осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
– определяют тему и главную мысль произведения;
– пересказывают текст (объем не более 1,5 с.);
– делят текст на смысловые части, составляют его простой план;
– выполняют творческие задания. 1 Учимся работать с текстом: слова, слова, слова… (10 ч)
89 Произведения зарубежных писателей в переводе на русский язык. Г. Цыферов «Как цыпленок впервые сочинил сказку», «Шотландская песенка». Произведения зарубежных писателей в переводе на русский язык.
–участвуют в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения;
– читают осознанно текст художественного произведения;
– определяют тему и главную мысль произведения;
– составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивают события, героев произведения. 1 90 Понятие «рифма». Б. Шергин «Рифмы». М. Бородицкая «Разговор с пчелой». – понятие «рифма».
–читают выразительно и осознанно текст художественного произведения;
– выделяют языковые средства выразительности;
– определяют тему и главную мысль произведения;
– читают стихотворные произведения наизусть. 1 91 Знакомство со словарем В. Даля. «Толковый словарь живого великорусского языка».
В. Даль «Кузовок» (игра). А. Барто «Игра в слова». И. Токмакова «Лягушка». В. Берестов «Курица». – работают со словарем;
– читать осознанно текст художественного произведения;
– определяют тему и главную мысль произведения;
– оценивают события, героев произведения;
– читают стихотворные произведения. 1 92 Средства выразительности – звукоподражание. Б. Заходер «Дырки в сыре». Средства выразительности – звукоподражание.
–находят средства выразительности в произведении. 1 93 Образность художественной речи. Звукоподражание.
А. Шибаев «Переполох», «Прислушайся к слову». –анализируют образность художественной речи;
– читают выразительно стихотворение;
– определяют тему и главную мысль произведения. 1 94 Эмоциональность характера текста.
Р. Сеф «Кактус», «На свете всё на всё похоже» –определяют эмоциональность характера текста;
– читают выразительно и осознанно текст художественного произведения;
– определяют тему и главную мысль произведения;
– читают стихотворные произведения наизусть. 1 95 Научно-популярные книги. Прием сравнения. Г. Цыферов «Что такое звезды?» –анализируют научно-популярные книги;
– читают осознанно текст художественного произведения;
– сравнивают предметы;
– определяют тему и главную мысль произведения. 1 96 Эмоциональный тон произведения. Образность и выразительность в произведениях.
А. К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…», «Колокольчики мои». С. Есенин «Черемуха». –определяют эмоциональность характера текста;
– читают осознанно текст художественного произведения;
– читают стихотворные произведения наизусть (по выбору);
– выполняют лексическую работу;
– создают небольшой устный текст на заданную тему. 1 97 Средства выразительности – звукопись. М. Исаковский «Ветер».
В. Рахманов «Одуванчики». Понятие «звукопись».
–определяют в тексте средства выразительности – звукопись;
– составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивают события, героев произведения;
– Читают стихотворные произведения наизусть. 1 98 Систематизация книг. Обобщение по теме «Учимся работать с текстом: слова, слова, слова…» Правила систематизации книг.
–систематизируют книги;
– читают осознанно текст художественного произведения;
– определяют тему и главную мысль произведения;
– пересказывают текст;
– делят текст на смысловые части, составляют его простой план;
– составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивают события, героев произведения;
– читают стихотворные произведения наизусть (по выбору);
– создают небольшой устный текст на заданную тему.
1 Учимся работать с текстом: план и пересказ. (22 ч) 3 часть учебника
99 Языковое оформление текста.
Н. Сладков «Медведь и Солнце» – анализируют языковое оформление текста;
– определяют тему и главную мысль произведения;
– пересказывают текст;
– делят текст на смысловые части, составляют его простой план;
– составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивают события, героев произведения. 1 100 Редактирование сказки.
В. Осеева «Добрая хозяюшка».
Отношения человека и животных - редактируют сказку;
- читают осознанно текст художественного произведения;
– определяют идею произведения;
– характеризуют героев. 1 101 Определение темы текста по рисункам.
Б. Житков «Храбрый утенок». – определяют тему текста по рисункам;
– работают с иллюстрациями;
– составляют картинный план;
– оценивают события, героев произведения;
– читают текст по «цепочке», кратко пересказывать;
– различают жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня). 1 102 Повторы слов – средство выразительности.
Э. Мошковская «Жадина» – определяют средства выразительности;
– читают осознанно текст художественного произведения;
– озаглавливают стихотворение по содержанию;
– определяют тему и главную мысль произведения;
– осуществляют постановку «живых» картинок к каждому отрывку. 1 103–
104 Характеристика главных героев.
Диалог. Русская народная сказка «Мена» - понятие «диалог».
– составляют характеристику главных героев;
– Читают осознанно текст художественного произведения;
– определяют тему и главную мысль произведения;
– пересказывают сказку по схематическому плану. 2 105 Определение главной мысли текста. В. Сухомлинский «Вьюга» – определяют главную мысль текста;
- читают осознанно текст художественного произведения;
– определяют тему и главную мысль произведения;
– составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивают события, героев произведения. 1 106 Определение характера произведения по рисункам.
Н. Носов
«На горке» – определяют тему текста по рисункам;
– работают с иллюстрациями;
– Читают осознанно текст художественного произведения;
– создают небольшой устный текст на заданную тему. 1 107 Соответствие названия рассказа и содержания.
В. Осеева «Хорошее» – анализируют соответствие названия рассказа и содержания;
– читают осознанно текст художественного произведения;
– определяют тему и главную мысль произведения;
– составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивают события, героев произведения. 1 108 Деформированный план и его корректировка.
Д. Биссет «Про поросенка, который учился летать» – корректируют деформированный план;
– читают осознанно текст художественного произведения;
– определяют тему и главную мысль произведения;
– пересказывают текст;
– соотносят содержание сказки и древнего мифа. 1 109 Характер главного героя сказки. Пересказ от лица главного героя произведения. Отбор отрывков к иллюстрациям. В. Гаршин «Лягушка-путешественница» – отбирают отрывки к иллюстрациям;
– читают осознанно текст художественного произведения;
– анализируют характер главного героя;
– определяют тему и главную мысль произведения;
– пересказывают текст. 1 110–
111 Пересказ от лица главного героя произведения.
В. Гаршин «Лягушка-путешественница». Отбор
отрывков к иллюстрациям – пересказывают от лица главного героя произведения;
– определяют тему и главную мысль произведения;
– делят текст на смысловые части, составляют его простой план;
– пересказывают с опорой
на план;
– оценивают события, героев произведения, дают характеристику персонажу на основе его поступков;
– отбирают отрывки к иллюстрациям;
– составляют небольшое монологическое
высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивают события, героев произведения. 2 112 Идея произведения. С. Михалков
«Бараны». К. Ушинский «Два козлика» – читают осознанно текст художественного произведения;
– определяют тему и главную мысль произведения;
– оценивают события, героев произведения;
– сравнивают, наблюдают, делают выводы. 1 113–
114 Словесное рисование. Графическое рисование.
С. Козлов. «Черный омут» – выделяют народные черты
в авторской сказке;
– читают осознанно текст художественного произведения;
– определяют тему и главную мысль произведения;
– оценивают события, героев произведения;
– преодолевают трудности;
– различают сказки народные и литературные;
– инсценируют фрагменты сказки.
2 115 Деформированный план и его корректировка. М. Пляцковский «Как утенок свою тень потерял» – редактируют деформированный план;
– прогнозируют характер текста (прием антиципации);
– определяют тему, идею и главную мысль произведения;
– пересказывают текст;
– делят текст на смысловые части, составляют его простой план;
– различают сказки народные и литературные;
– определяют позицию автора.
1 116 Озвучивание иллюстраций
картинного плана. Е. Карганова.
«Как цыпленок голос искал» – озвучивают иллюстрации картинного плана;
– читают осознанно текст художественного произведения
и рассуждают;
– определяют тему и главную мысль произведения;
– составляют комиксы.
1 117–
119 Деформированный план и его корректировка.
Словесное рисование. Перевод картинного плана в словесный. Немецкая сказка «Русалочка». – редактируют деформированный план;
– выполняют словесное рисование;
– переводят картинный план в словесный;
– выделяют особенности героев сказки;
– анализируют иллюстрации;
– различают сказки народные и литературные;
– участвуют в играх, викторинах и т. п. по пройденной теме;
– отвечают на вопросы;
– соотносят пословицы с изученными художественными произведениями;
– пересказывают отрывок полюбившегося произведения 2 120 Чудесные и необычные существа. Обобщающий урок по теме «Учимся работать с текстом: план и пересказ». «Пословица недаром молвится» 1 Учимся читать: в мире книг.(16 ч)
121 Формулировка темы небольшого текста. К. Ушинский «Два плуга»
(дидактический рассказ) – формулируют тему небольшого текста;
– читают осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
– определяют тему и главную мысль произведения;
– создают небольшой устный текст на заданную тему. 1 122 Изложение события от имени героя текста. Л. Н. Толстой «Филипок» – излагают события от имени героя текста;
– выразительно читают рассказ;
– определяют тему и главную мысль произведения;
– делят текст на смысловые части, составляют его простой план;
– составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– характеризуют Филиппка. 1 123 Авторские ремарки. В. Авдеенко «Маленькая Баба Яга» - понятие «авторские ремарки».
– читают осознанно, выразительно, по ролям;
– определяют тему и главную мысль произведения;
– четко отвечают на вопросы;
– различают жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);
– различают сказки народные и литературные. 1 124 Фрагменты, из которых состоит сказка. Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» – определяют основные фрагменты, из которых состоит сказка;
– отвечают на вопросы;
– определяют тему и главную мысль произведения;
– приводят примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
– различают сказки народные и литературные. 1 125 Учимся искать ответы на вопросы в тексте.
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца» – ищут ответы на вопросы в тексте;
– читают осознанно текст художественного произведения;
– определяют тему и главную мысль произведения;
– различают сказки народные и литературные. 1 126 Картинный план.
Н. Сладков «Бежал ежик по дорожке» – составляют картинный план;
– читают осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
– определяют тему и главную мысль произведения;
– отвечают на вопросы, рассуждают, делают выводы, придумывают свои вопросы к сказке. 1 127 Словесное рисование. М. Пришвин «Еж». Отношения человека и животных – выполняют словесное рисование;
– читают осознанно текст художественного произведения;
– определяют тему и главную мысль произведения;
– пересказывают текст;
– делят текст на смысловые части, составляют его простой план;
– находят в тексте понравившийся фрагмент и выразительно читают его. 1 128 Веселые стихи.
Б. Заходер «Птичья школа». Словесное рисование – анализируют шуточные стихотворения;
– комментируют прочитанное, словесно иллюстрировать отдельные эпизоды;
– сравнивают стихотворения разных авторов;
– определяют тему и главную мысль произведения;
– оценивают события, героев произведения. 1 129 Авторское отношение к героям текста. Н. Носов «Затейники» – объясняют авторское отношение к героям текста;
– пересказывают, чтобы получилось смешно, таинственно, страшно, как у автора;
– определяют тему и главную мысль произведения. 1 130 Веселые рассказы. Словесное рисование.
Н. Носов «Живая шляпа» – выделяют юмор в веселых рассказах;
– самостоятельно работают с текстом;
–«рисуют» картинки к рассказу;
– пересказывают текст;
– составляют картинный план;
– читают отрывок, соответствующий иллюстрации учебника
– участвуют в беседе по содержанию рассказа;
– находят главную мысль произведения;
– составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивают события, героев произведения. 1 132–133 Собственное отношение к героям текста.
Н. Носов «Фантазеры». Злой умысел и фантазия. Инсценировка рассказа – высказывают собственное отношение к героям текста;
– выразительно читают по ролям, инсценируют рассказ;
– находят отрывки по заданию учителя;
– пересказывают текст. 2 134 Чему учат нас книги.
Б.А.Емельянов «Зеленая букашина» – участвуют в диалоге при обсуждении прочитанного произведения;
– определяют по обложке, титульному листу, предисловию, о чем рассказывает книга;
– различают элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). 1 135 Книги о детях – называют известные произведения и их авторов;
– отвечают на вопросы;
– инсценируют, читают выразительно, по ролям произведения;
– определяют тему и главную мысль произведения;
– пересказывают текст;
– составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивают события, героев произведения. 1 136 Обобщающий урок по теме «В мире книг» – читают выразительно, наизусть, по ролям, инсценируют произведения по выбору;
– выражают собственное аргументированное мнение о произведениях и героях. 1