Презентация Порядок слов в предложении. 8 класс
Порядок слов в предложении8 класс Примакова Н.А., учитель русского языка МАОУ «Туртасская СОШ, 2017 Найди и объясни ошибки: Мыть пол будете оба: и Саша, и Костя, и Денис!Крепче держись – обоими руками! Найдите словосочетание, где нет ошибок в образовании форм слов. белый тюльбольшой мозоль ихний брат. Третий лишнийТройка лошадейТрое друзейТрио скрипачейРаботать втроем В каких словосочетаниях есть числительное? Орфоэпическая разминка Аэропорты , банты, бухгалтеров, каталог, звонит, хвоя, ржавеет, жалюзи, включит, квартал, торты, недуг. АХИЛЛЕСОВА ПЯТА Притворные слёзы КРОКОДИЛОВЫ СЛЁЗЫ Чувствовать себя не так, как всегда НЕ В СВОЕЙ ТАРЕЛКЕ Маленький Петя был высмеян папой:"Что же ты ПИШЕШЬ, КАК КУРИЦА ЛАПОЙ?"Пискнул обиженно бедный ребенок:"Я ведь не курица, только цыпленок!" Хвастливое заверение в быстрой победе.Да мы этих басурман шапками закидаем! ШАПКАМИ ЗАКИДАТЬ Можно ли понять смысл предложения? Вчера приехавший инженер разместился в вагончике с удобствами. Порядок слов в предложении Порядок слов – главная сокровищница русского языка.А. М. Пешковский Александр МатвеевичПешковский1878-1933 Алекса́ндр Матве́евич Пешко́вский — российский и советский лингвист, профессор, один из пионеров изучения русского синтаксиса; Пешковский родился 11 августа 1878 г. в Томске, закончил с золотой медалью гимназию в Феодосии. Окончил историко-филологический факультет Московского университета в 1906 г Преподавал русский и латинский язык в московских гимназиях; неудовлетворённость уровнем преподавания русского языка заставила Пешковского обратиться к научным исследованиям и создать главную книгу своей жизни — многократно переиздававшуюся монографию «Русский синтаксис в научном освещении». Порядок слов в предложении- это взаимное расположение членов предложения, имеющее синтаксическое значение и выполняющее определённую стилистическую роль. Стилистическая роль-добавочная смысловая и выразительная нагрузка (значение). Мать любит дочь. Найдите грамматическую основу предложения.Что поможет нам сделать это? Прямой порядок слов1) Подлежащее – сказуемоеСолнце светит.2) Согласованное определение – определяемое словоЛетнее солнце светит.3) Определяемоеслово – несогласованное определениеЛучи солнца слепят.4) Сказуемое-дополнениеЯ любуюсь солнцем. Обратный порядок слов1) Сказуемое – подлежащееСветит солнце.2)Определяемое слово –согласован-ное определениеСолнце летнее светит3) Несогласованное определение – определяемое словоСолнца лучи слепят.4) Дополнение—сказуемоеЯ солнцем любуюсь. Прямой порядок слов - это порядок слов, в котором «новое» стоит в конце предложения. Чтобы придать высказыванию большую выразительность, выделить, подчеркнуть сообщаемые сведения, можно «новое» перенести в начало предложения. Такой порядок слов называется обратным! На заседании было тридцать человек.На заседании было человек тридцать.Если числительное стоит после существительного, возникает категория приблизительности на обратном порядке слов основано изобразительное средство Инверсия Попытайтесь сформулировать логическое определение инверсии Стилистическая роль порядка слов Инверсия –( от латинского «переворачивание, перестановка» ) необычный порядок слов в предложении. Прочитайте текст, определите тему текста. Найдите главную мысль этого отрывка и определите стиль текста Широкий двор был весь покрыт сияющим, белым мягким снегом. Синели в нем следыглубокие человечьи и частые собачьи. Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу, иголочками уколол щеки. Каретник, сараи и скотные дворы стояли приземистые, покрытые белыми шапками, будто вросли в снег. Как стеклянные, бежали следы полозьев от дома через весь двор.Никита сбежал с крыльца по хрустящим ступенькам и по дороге побежал вдоль сада, к плотине. Там стояли огромные, чуть не до неба, широкие ветлы, покрытые инеем, — каждая веточка была точно из снега. Задание: измените порядок слов в предложении так, чтобы получились стихотворные строки. Вставьте пропущенные буквы.1. К_стер красной р_бины г_рит в саду …2. Унылая пора! Оч_рованье очей!Твоя пр_щальная краса пр_ятна мне...3. Я вых_жу на д_рогу один... Самостоятельная работа. Отметьте предложения, в которых есть инверсия. 1-й вариант.а) Что день грядущий нам готовит?б) Голубые облака бежали по небу.в) Березы лист уж пожелтел.г) Перелетные птицы собираются на юг.д) Белеет парус одинокий… 2-й вариант.а) Солнце отражается в голубых водах озера.б) Лес точно терем расписной…в) Бежит река в горах Кавказа. г) Досадно было, боя ждали. д) Прозрачный лист упал с дуба. Синтаксические нормы – это нормы построения синтаксических конструкций – словосочетаний и предложений. Хорошо выполнила учебную практику вторая группа IV курса, где старостой Нина Петрова, которая в этом году значительно увеличилась в своем объеме по сравнению с прошлым годом. Редактирование текста 1.Индеец ехал на коне с голубыми перьями.2.Ты лишь можешь мне помочь в этом деле.3.Желаю вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать. Редактирование текста Задание: исправьте ошибки, связанные с нарушением порядка слов.1.Была организована выставка работ родителей, детей из природного материала.2.Привитую любовь к рисованию и прекрасному учителем я храню в душе и по сей день. 3. В это время в реках и водоемах области ловля рыбы запрещена всеми способами.. Редактирование текста. Найдите и устраните недочёты 1.Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева. 2.Маленькая девушка, одетая в брюки и куртку с чёрными глазами весело смеялась. 3.По не зависящим причинам от нас передачу пришлось прервать. Творческая мастерская. Используя инверсию, напишите несколько предложений или связный текст (по выбору) на тему «Зима- волшебница» . Опорные слова и словосочетания.Холодный блеск солнца, воздух прозрачен и свеж, серебряный наряд, лес Обратимся вновь к высказыванию А.М. Пешковского.Так почему ученый назвал порядок слов главной сокровищницей русского языка? Согласны ли вы с мнением лингвиста? Домашнее задание: Задание по выбору: а) написать сочинение-миниатюру, используя прием инверсии; б) написать сочинение на лингвистическую тему: «Порядок слов – главная сокровищница русского языка. (А. Пешковский)».