Урок математики в 1 классе по теме Многоугольники с использованием технологий доктора Базарного.



Урок-сказка
по математике
1 класс
система Л.В.ЗанковаАвтор:
Шаповалова Алла Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ ОСОШ № 2
п. Орловского
Ростовской обл.
2013г.
Ход урока :I. Организационный момент. Стадия настроя.
1. Организационный момент: - Уже давно настал день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе.
- Начинаем наш урок и помним:
Мы веселы, добры, здоровы, умны.
Мы знаем уже много, но хотим знать
ещё больше.
Улыбнитесь своему соседу по парте и традиционно по-математически пятёрочками пожелайте успехов на уроке:
Желаю (соприкасаемся большими пальцами рук)
Успеха (указательными)
Большого (средними)
Во всём и везде (безымянными)
А также желаю (мизинцами)
Удачи тебе! (ладошками)
2. Настрой на приятные переживания.- Вдохните глубоко и со вздохом забудьте все тревоги и опасения. Выдохните из себя свежесть и красоту весеннего дня, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного дружеского отношения друг к другу.
- Нас сегодня ждёт путешествие в сказку: «Гуси-лебеди». Но сказка наша будет не простая, а математическая.  Вы, конечно, помните главных героев, что с ними произошло? /ответы детей/  Мы будем помогать сестрице искать своего братца.

3. Определение целей урока. - Взять в руки яблочки ( из бумаги)
- На яблоньку нужно поместить яблочко с записанным на нём желанием показать свои хорошие знания. ( Дети пишут свои желания и прикрепляют на яблоню – на доску)
II.Актуализация знаний учащихся. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Но прежде чем отправиться в сказку, давайте возьмём с собой математические знания, которые потребуются в дороге и которые вы написали на яблочках:
1. – Предложите начать урок математики ( счёт до 30 и обратно) В это время – работа у доски - группой - обозначить прямые углы
- Можно «Кидай мяч»
2. Игра «По секрету всему свету» - Фронтальная . Учитель называет понятие, ученики рассказывают про эту линию. ( Линия, отрезок, ломаная, прямая). Про какую линию я забыла спросить? ( Луч)
Проверка работы группы с углами. - Где в комнате прямые углы? ( примеры)
3. Игра «Я загадала число»
-Я загадала число, прибавила к нему 1, получила 5. Какое число я загадала? 4
( выставить на доске)
-Я загадала число, прибавила к нему 2, получила 8. Какое число я загадала? 6
- У следующего числа я назову соседей: 8 и 10 . - ? 9
- Следующее число на 1 меньше, чем 1. - ? 0
- Предложите своё задание с этими числами. ( Дети предлагают) - Состав этих чисел ( Друг другу – работа в парах)

III. Деятельностная стадия.
1.Физминутка.
(Слайд 1)  Ребята, ну вот мы и попали в сказку. Физминутка. – Какие упражнения и сколько раз можно выполнить с числом предметов на слайде? ( Дети предлагают: подпрыгнуть, сколько детей, присесть – сколько яблок и т.д.)

Знакомство с многоугольниками (Создание проблемной ситуации).
А) Работа на ИА доске.(Слайд 2) Жили-были мужик да баба. Была у них дочка, да сынок маленький. Раз уехали мужик и баба в город. А девочке строго настрого наказали следить за братцем.  Сестрица посадила брата под окошком, а сама загулялася, заигралася.
(Слайд 3) Налетели Гуси-Лебеди и унесли братца.  Бросилась девочка догонять их. Ребята мы с вами поможем девочке? А девочкой сегодня будет Алина (учитель надевает платок на голову ученице.)
Бежит девочка и видит печку (Слайд 4). Обращается она к печке.
Учитель: Алина ты помнишь, что говорит девочка? Скажи слова девочки.
Девочка: Печка, печка, скажи, куда Гуси-Лебеди полетели?
А печка ей отвечает: «Скажу, если выполнишь мои задания»
Б) Сенсорные кресты + ИА доска ( Слайд №5). - Ребята, печка напекла пирогов разной формы. (На сенсорных крестах – разные многоугольники с двусторонней окраской ). На ИА слайде - работает группа детей сам-но с теми же фигурами - им установка - по количеству углов)– Рассмотрите фигуры и разделите их на группы по характерным особенностям ( работа в парах)

В) Проверка всех.
- По какому признаку вы объединили фигуры в группы? (По количеству углов, по цвету, по размерам)
По (Слайду 5):
- Как бы вы назвали фигуры первой группы? (Треугольники.)
-  Как бы вы назвали фигуры другой группы? (Четырёхугольники.)
- А третьей группы? ( Многоугольники) - У них много углов.
Г) Работа над геометрическими линиями
Печка: Молодцы ребята, справились с моим заданием.  Бегите по дорожке - ломаной линии, состоящей из 3 звеньев  (Слайд 6)

- Ребята, какая дорожка будет являться ломаной - 1, 2 или 3? (2 –ломаная линия).
- Правильно, скорее, в путь! Начертите в тетради ломаную, в которой будет на 1 звено больше, чем на слайде. ( Дети чертят сам-но. Взаимопроверка)3.Физкультминутка.   (Слайд 7)
      Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише.
Яблонька всё выше, выше.
- Подойдите к нашей яблоньке желаний и проверьте себя, желание выполнилось ваше уже или ещё вы его не выполнили?
4.Закрепление изученного ( различение многоугольников)
А) Формирование умения различать многоугольники
Девочка: Яблонька –Яблонька, скажи, куда Гуси-лебеди полетели?
А яблонька ей отвечает: «Скажу, если мои задания выполнишь»
Б) Работа с учебником матем-ки ( с. 62 - № 153.)
- Как вы думаете глядя на все фигуры этого номера, почему Печка предложила вам бежать именно по ломаной линии? ( В этом номере все фигуры состоят из ломаных, только здесь они замкнутые)
Выполнение заданий № 153.

- От чего зависит название угольников? ( от числа углов)
+ В кабинете каких фигур больше всего? Четырёхугольников или прямоугольников.
(Слайд 8) – Побежала Алёнушка к Бабе-Яге.
IV.Диагностика.
Работа с геометрическими фигурами в конверте.
- (Слайд 9 ) - Баба-Яга проверит, как хорошо вы научились распознавать многоугольники на этом уроке.
- Выньте из конверта фигурки только многоугольников и постройте разные фигуры ( геометрический рисунок). Проверка.
- Какие фигуры лишние были в конверте? (Круги, овалы) . Почему?
V. Рефлексия.
1. Возврат к стадии настроя . ( Слайд 10)
- Возьмите в руки многоугольник с самым маленьким числом углов и нарисуй на нём весёлую мордашку или грустную ( в зависимости от вашего настроения в конце урока). Демонстрация.
2. Итог. - Вспомните яблочки с желаниями в начале урока. Что вам удалось? Что – нет? Сорвите своё яблочко в том случае, если ваша работа была выполнена и нет – если не была.

3. Домашнее задание.
-Выполните любую аппликацию, используя в ней лишь многоугольники.
- (Слайд 11) - А вот мой рисунок. Подходит к сказке?

- Всем спасибо за работу на уроке .- МОЛОДЦЫ !
Использованные материалы к уроку:
- учебник математики для 1 класса по системе Л.В.Занкова (ч.2), И.И.Аргинская, Е.П.Бененсон, Л.С.Итина, издательский дом «Фёдоров», 2012г.
- раздаточный материал (яблочки из бумаги);
- рабочая тетрадь в клетку по математике, геометрический материал из картона ( для сенсорных крестов);
- угольники для нахождения прямых углов.
- сканированные картинки к презентации из сказки «Гуси-лебеди», издательство «Детская литература», г.Волгоград, 1998г.