Презентация по логопедии на тему:«Дидактический синквейн» (старшая логопедическая группа)
ПрезентацияТема:«Дидактический синквейн»/старшая логопедическая группа/Современные технологии в логопедиисинквейнСоставила: Букаева Татьяна Ивановна учитель-логопед МБДОУ №5 «Сказка» г.Поронайска2016 г.
Дидактический синквейн – технология, не требующая особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников.
Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что новая технология: открывает новые возможности; помогает оптимизировать работу учителя –логопеда;гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК;не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность;способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий;является диагностическим инструментом;даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала;носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).
Синквейн — это пять нерифмованных строк, имеющих форму стихотворения. Слоги в словах подчиняются определённым правилам.
Правила составления дидактического синквейна:первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; вторая строка – два слова, прилагательные; третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).
Чтобы правильно составить синквейн необходимо:• иметь достаточный словарный запас в рамках темы;• владеть обобщением;• понятиями: слово - предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак;• научиться правильно, понимать и задавать вопросы;• согласовывать слова в предложении;• правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
Метод дидактического синквейна развивают и совершенствуют мыслительные способности дошкольников с нарушением речи и позволяют мыслить более продуктивно.Инновационность данной методики – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Например1. Кукла2. Красивая, нарядная, любимая.3. Стоит, ходит, улыбается.4. Моя кукла самая красивая.5. Игрушка.
Например1. Заяц2. Белый, пушистый3. Скачет, прячется, боится4. Я жалею зайца.5. Дикое животное.
Например1.Машина2.Быстрая, мощная, красивая.3.Едет, обгоняет, тормозит.4.Я люблю кататься.5.Транспорт.
Лексические темы:«Новый год»1.Новый год2.Радостный, долгожданный.3.Приходит, веселит, радует.4.Я люблю этот праздник.5.Подарки. «Наш город» 1.Поронайск2.Большой, красивый, чистый.3.Хорошеет, развивается.4.Я живу в этом городе.5.Поронайск – город у моря. « 8-е Марта» 1.Мама.2.Умная, красивая, добрая.3.Готовит, вяжет, рисует, поет, убирает.4.Любит меня и папу.5.Семья.«Зима» 1.Зима.2.Снежная, холодная ,морозная.3.Морозит, заметает, восхищает.4.Укрывает землю белым, пушистым, серебристым снегом.5.Волшебница.
Тема: «Экзотические животные»{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}1.Слон2.Большой, сильный, умный.3.Стоит,идет, купается, ест.4.Я люблю это животное. 5.Животное.1.Лев.2.Красивый, могучий, сильный, крупный.3.Нападает, подкрадывается, рычит.4. Свободолюбивое животное.5.Животное.1.Жираф.2.Высокий, изящный, красивый. 3.Обороняется, бьется, 4.Самое уникальное животное.5.Животное.
Эффективность и значимость синквейна. облегчает процесс усвоения понятий и их содержания; учит коротко, но точно выражать свои мысли; способствует расширению и актуализации словарного запаса;закрепляет знания по изученным лексическим темам.
Технология «Дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем: Информационной;деятельностной;личностно ориентированной.
Литература1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие .- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.4. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. — М.: ИНТУИТ.РУ, 2007.5. Гин А. Приемы педагогической техники. – М.:Вита-Пресс, 20036. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Журнал «Логопед», №5 (2005).7. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану». Литература. Журнал «Первое сентября», №4 (2006).