Творческий отчет: «Развитие познавательных способностей детей через конструирование»
КГКП «Ясли-сад №9 «Айгөлек»
Творческий отчет
по теме «Развитие познавательных способностей детей через конструирование»
За период с 2011-2016 г.г.
Воспитатель Туменбаева Г.К.
г. Семей
Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых.
Понятие «конструирование» в переводе с латинского означает создание модели, построение.А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».
Конструирование является практической деятельностью детей, направленной на получение определенного, заранее продуманного продукта. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей потребностям и интересам детей. Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, но и форму, величину, строение; у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, практически разбирает образец на детали. А затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ, и синтез).
Именно конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития умственных и творческих способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности.
В этой связи возникла необходимость в разработке и внедрении новых форм работы по конструированию.
Определены цели и задачи предстоящей работы:
1.разработка и внедрение инновационной методики «Конструирование для дошкольников с использованием пооперационных карт в средней группе»
2.определение индикаторов диагностирования по усвоению материала, разработка диагностического материала.
Затем были разработаны этапы работы на пять лет.
1-й этап. Теоретико – аналитический, 2011-2012 учебный год
Цель: сбор и теоретическое изучение материала по теме. Систематизация материала на основе изучения и применения современных методов в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста через конструирование.
Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетентности по выбранной теме. Определение дальнейшей работы по направлению.
2-й этап. Практический, 2012-2013 учебный год
Цель: разработка инновационной методики по конструированию с детьми дошкольного возраста. Разработка пооперационных карт, рабочих тетрадей, дидактического материала, способствующего познавательному развитию детей.
Ожидаемый результат: повышение компетентности по теме. Систематизация накопленного материала по направлению, в виде проектов программ и современных методик.
3-й этап. Диагностический, 2013-2014 учебный год
Цель: обеспечение эффективных путей, обучения и воспитания дошкольников с использованием инновационной технологии.
Ожидаемый результат: корректировка и завершение разрабатываемой методики, определение индикаторов диагностирования усвоения материала по конструированию с использованием пооперационных карт.
4-й этап. Внедренческий, 2014 – 2015 учебный год
Цель: завершение и апробация методики. Подведение итогов по внедрению инновационной методики «Конструирование для дошкольников с использованием пооперационных карт для среднего дошкольного возраста.
Ожидаемый результат: усвоение дошкольниками полученных знаний, умений и навыков по использованию пооперационных карт в конструировании.
5-й этап. Итоговый, 2015 – 2016 учебный год
Цель: подведение итогов и обобщение опыта по применению пооперационных карт в конструировании детьми среднего дошкольного возраста
Ожидаемый результат: подведение итогов и обобщение опыта по внедрению методики «Конструирование для дошкольников» с использованием пооперационных карт среди коллег. Выпуск методического пособия.
Приступая к разработке инновационной методики «Конструирование для дошкольников с использованием пооперационных карт», были определены цели и задачи данной работы:
1. воспитать у детей необходимые умения и навыки конструирования;
2. дать детям знания о предметах, отображаемых в конструктивной деятельности, об их внешнем виде, структуре, об основных частях, их форме, пространственном расположении, относительной величине, о материалах, с которыми они работают;
3. научить детей работать целенаправленно, предварительно планировать свою деятельность, что является необходимым условием для успешного выполнения конструктивных задач;
4. воспитывать у детей самостоятельность в работе, творческую инициативу;
5. воспитывать умение контролировать свою деятельность, направлять ее на более рациональный путь решения задачи, предложенной воспитателем. Не прибегать к механическому подражанию приемам работы товарищей или ранее усвоенному способу, который в данном случае не может быть применен.
Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.
Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.
Таким образом, решая задачи по конструированию с детьми средней группы, был сделан вывод, что нужно строить работу, учитывая основные приемы обучения:
1.показ воспитателем приемов изготовления конструкции или игрушки. Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции, но и построение занятия, общий порядок работы;
2.объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы;
3.показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, конструкций, поделок;
4.анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструированию, при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть.
На первоначальном этапе также были намечены методы и приемы обучения техническому моделированию: