Пояснительная записка к рабочей программе по математике для 2 класса по 2100
Рабочая программа по предмету «Математика»
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской С.А. Козлова , А.Г. Рубин, Т.Е. Демидова, А.П. Тонких. Рабочая программа учебного курса «Математика» для обучающихся 2 класса общеобразовательной школы составлена на основе авторской программы Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100. Сборник программ. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2011)При разработке программы учтены:
Требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010)Основные содержательные линии примерной программы «Математика» (Примерные программы начального общего образования. В 2-х ч. Ч.1 – М.: Просвещение, 2011
Методическое письмо о преподавании учебных предметов начальной школы в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2015-2016 учебном году. (Сборник материалов ГОУ ЯО ИРО – Ярославль, 2015г.)
Методическое письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.1998. №1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент образования, и обеспечена УМК программы «Школа 2100»:
Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. "Моя математика" Учебник в 2-х ч. 2 кл. – М.: Баласс, 2014
Козлова С.А., Рубин А.Г. «Контрольные работы» по курсу "Математика» и по курсу «Математика и информатика",2 кл. – М.: Баласс, 2014
Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. «Рабочая тетрадь» к учебнику "Математика", 2 кл. – М.: Баласс, 2014
Козлова С.А., Гераськин В.Н., Волкова Л.А.. «Дидактический материал», 2 кл. – М.: Баласс, 2014
Горячев А. В. «Информатика в играх и задачах» учебник в 2 частях, 2 класс– М.: Баласс, 2013
Козлова С.А., Рубин А.Г., Горячев А. В. Методические рекомендации для учителя по курсу «Математика» 2 класс– М.: Баласс, 2012
Авторская программа взята полностью с сохранением содержания.
Содержание авторской программы сохранено, но учителем внесены некоторые уточнения в формулировки тем с целью более точного соответствия содержания требованиям ФГОС.Кроме того, в поурочном планировании учителем откорректировано прохождение учебного материала и контроль ЗУН в соответствии с четвертными периодами с целью завершенности и соблюдения графика контроля. Для более углублённого изучения математики и с целью развивающего обучения в тематическое планирование включены уроки с элементами информатики. В первой четверти – 6ч, во второй четверти – 4 часа, в третьей четверти – 5 часов, в четвёртой четверти – 4 часа. Темы уроков обозначены условным знаком ИКТ.
Примерное тематическое планирование составлено согласно базисному образовательному плану на 34 уч. недели из расчёта 4 часа в неделю (всего 136 ч.)
Средний уровень подготовки обучающихся данного класса позволяет использовать развивающую направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении.
Для обучающихся с ОВЗ особое внимание уделяется практической направленности уроков. Включаются коррекционно–развивающие упражнения, направленные на коррекцию отдельных сторон психической деятельности (развитие зрительного, слухового восприятия, памяти), развитие основных мыслительных операций (анализ, синтез, умение работать по алгоритму), коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, укрепление психоневрологического здоровья ребенка.В рабочей программе звёздочкой выделены темы уроков, которые изучаются в ознакомительном плане обучающимися ОВЗ 7 вида.
В соответствии с Положением о системе оценок в МОУ Дубковской СОШ в течение учебного года учитель ведёт систематический учёт освоения основных вопросов курса, УУД каждым обучающимся, фиксируя результаты в листах контроля.
Результаты обучения также отслеживаются через выполнение практических заданий на уроках, участие во внеурочной творческой деятельности, оформление Портфолио обучающихся.
Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100», основной целью которой является формирование функционально грамотной личности, готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса.
Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является включение наряду с общепринятыми для начальной школы линиями «Числа и действия над ними», «Текстовые задачи», «Величины», «Элементы геометрии», «Элементы алгебры», ещё и таких содержательных линий, как «Стохастика» и «Занимательные и нестандартные задачи». Кроме того, следует отметить, что предлагаемый курс математики содержит материалы для системной проектной деятельности и работы с жизненными (компетентностными) задачами.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний
В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся должны сформироваться как предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной деятельности. Такая работа может эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и представлена интересная возможность для их реализации.
Предполагается, что образовательные и воспитательные задачи обучения математике будут решаться комплексно. Учитель имеет право самостоятельного выбора технологий, методик и приёмов педагогической деятельности, однако при этом необходимо понимать, что необходимо эффективное достижение целей, обозначенных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Рассматриваемый курс математики предлагает решение новых образовательных задач путём использования современных образовательных технологий.
В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. При этом в первом классе проблемная ситуация естественным образом строится на дидактической игре.
В курсе математики представлены задачи разного уровня сложности по изучаемой теме. Это создаёт возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Важно, чтобы его вместе планировали ученик и учитель. Именно по этой причине авторы не разделили материалы учебника на основной и дополнительный – это делают дети под руководством учителя на уроке. Учитель при этом ориентируется на требования стандартов российского образования как основы изучаемого материала.
В основу учебников математики заложен минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат учебные материалы, входящие в минимум содержания (базовый уровень), и задачи повышенного уровня сложности (программный и максимальный уровень), не обязательные для всех. Таким образом, ученик должен освоить минимум, но может освоить максимум.
Важнейшей отличительной особенностью курса с точки зрения деятельностного подхода является включение в него специальных заданий на применение существующих знаний «для себя» через дидактическую игру, проектную деятельность и работу с жизненными (компетентностными) задачами, совместные интеллектуальные усилия, ребёнок должен учиться работать полностью самостоятельно. Для этого предназначены домашние задания. Домашнее задание состоит из двух частей: 1) общая для всех детей (инвариант); 2) задания по выбору (вариативная часть). Первая часть – это задания необходимого уровня, вторая часть – программного и максимального уровней.
В соответствии с Образовательной программой и учебным планом школы рабочая программа рассчитана на 136 часов в год при 4 часах в неделю. Данная рабочая программа адаптирована для реализации в МОУ СОШ села Васильевка с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности учащихся второго класса, уровня подготовленности учащихся и сложности учебного материала.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
1. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 2-ого класса, в 3-х частях. – М.: «Баласс» 2011 г.
2. Козлова С.А., Рубин А.Г. Контрольные работы к учебнику «Математика» для 2 класса. - М.: «Баласс» 2011 г.
2. Учебно-тематический план
Название разделов Общее
количество
часов Основные виды
учебной деятельности учащихся
Повторение материала, изученного в 1 классе
6 Сравнивать числа по классам и разрядам.
Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел, их упорядочения.
Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.
Описывать явления и события с использованием чисел.
Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.
Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления).
Сравнивать разные способы вычислений, выбирая удобный.
Прогнозировать результат вычислений.
Пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия.
Использовать различные приёмы проверки правильности нахождения значения числового выражения (с опорой на правила установления порядка действий, алгоритмы выполнения арифметических действий, прикидку результата).
Исследовать ситуации, требующие сравнения величин, их упорядочения.
Переходить от одних единиц измерения к другим.
Группировать величины по заданному или самостоятельно установленному правилу.
Описывать явления и события с использованием величин.
Разрешать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины (планировка, разметка).
Находить геометрические величины разными способами.
Моделировать изученные зависимости.
Находить и выбирать способ решения текстовой задачи. Выбирать удобный способ решения задачи.
Планировать решение задачи.
Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи.
Объяснять (пояснять) ход решения задачи.
Использовать вспомогательные модели для решения задачи.
Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.
Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия.
Самостоятельно выбирать способ решения задачи.
Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости.
Изготавливать (конструировать) модели геометрических фигур.
Описывать свойства геометрических фигур.
Соотносить реальные предметы с моделями рассматриваемых геометрических фигур.
Применять буквы для обозначения чисел и для записи общих утверждений.
Составлять буквенные выражения по условиям, заданным словесно, рисунком или таблицей.
Вычислять числовое значение буквенного выражения при заданных значениях букв.
Решать простейшие уравнения на основе зависимостей межу компонентами и результатом арифметических действий.
Выполнять сбор и обобщение информации в несложных случаях, организовывать информацию в виде таблиц и диаграмм (линейных, столбчатых, круговых).
Преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Находить и выбирать алгоритм решения занимательной или нестандартной задачи.
Действовать по самостоятельно составленному алгоритму решения занимательной или нестандартной задачи.
Самостоятельно создавать и использовать вспомогательные модели для решения занимательных или нестандартных задач (например, находить решение логических задач с помощью графов и таблиц истинности, задач на переливания и переправы – с помощью таблиц, задач на взвешивание – с помощью алгоритмов, представленных в виде блок-схем и т.д.).
Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки.
Обнаруживать и устранять ошибки логического характера при анализе решения занимательной или нестандартной задачи.
Отличать заведомо ложные высказывания.
Оценивать простые высказывания как истинные или ложные.
Сложение
и
вычитание
в пределах 20
23 Числа от 1 до 100
(нумерация)
7
Сложение
и
вычитание
в пределах 100
33 Умножение
и
деление
чисел
58 Повторение учебного материала, изученного во 2 классе 9 Всего 136 Содержание программы (136 ч)
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 100.
Десяток. Счёт десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Сложение и вычитание чисел.
Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания.
Прямая и обратная операция.
Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений.
Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями. Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100. Алгоритмы сложения и вычитания.
Умножение и деление чисел.
Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения. Переместительное свойство умножения.
Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и деления. Таблица умножения и деления однозначных чисел.
Частные случаи умножения и деления с 0 и 1. Невозможность деления на 0. Понятия «увеличить в ...», «уменьшить в ...», «больше в ...», «меньше в ...». Умножение и деление чисел на 10. Линейные и разветвляющиеся алгоритмы. Задание алгоритмов словесно и с помощью блок-схем.
Величины и их измерение.
Длина. Единица измерения длины – метр. Соотношения между единицами измерения длины.
Перевод именованных чисел в заданные единицы (раздробление и превращение).
Сравнение, сложение и вычитание именованных чисел. Умножение и деление именованных чисел на отвлеченное число.
Периметр многоугольника. Формулы периметра квадрата и прямоугольника.
Представление о площади фигуры и её измерение. Площадь прямоугольника и квадрата. Единицы площади: см2, дм2.
Цена, количество и стоимость товара. Время. Единица времени – час.
Текстовые задачи.
Простые и составные текстовые задачи, при решении которых используется:
а) смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
б) понятия «увеличить в (на)...»; «уменьшить в (на)...»;
в) разностное и кратное сравнение;
г) прямая и обратная пропорциональность.
Моделирование задач. Задачи с альтернативным условием.
Элементы геометрии.
Плоскость. Плоские и объёмные фигуры. Обозначение геометрических фигур буквами.
Острые и тупые углы.
Составление плоских фигур из частей. Деление плоских фигур на части.
Окружность. Круг. Вычерчивание окружностей с помощью циркуля и вырезание кругов. Радиус окружности.
Элементы алгебры.
Переменная. Выражения с переменной. Нахождение значений выражений вида а ± 5; 4 – а; а : 2; а ∙ 4; 6 : а при заданных числовых значениях переменной. Сравнение значений выражений вида а ∙ 2 и а ∙ 3; а : 2 и а : 3. Использование скобок для обозначения последовательности действий. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них. Решение уравнений вида а ± х = b; х – а = b; а – х = b; а : х = b; х : а = b.
Элементы стохастики.
Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов. Чтение информации, заданной с помощью линейных диаграмм. Первоначальные представления о сборе и накоплении данных. Запись данных, содержащихся в тексте, в таблицу. *Понятие о случайном эксперименте. Понятия «чаще», «реже», «возможно», «невозможно», «случайно».
Занимательные и нестандартные задачи.
Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Логические задачи. Арифметические лабиринты, магические фигуры, математические фокусы.
Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.
Уникурсальные кривые.
Итоговое повторение.
4. Требования к предметным умениям по математике
у учащихся к концу второго класса
Линии развития учащихся средствами предмета «Математика»
производить впечатления для принятия решений в различных жизненных ситуациях
читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математике строить цепочки логических рассуждений, используя математические сведения. Узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними
2 класс
• читать, записывать числа в пределах 100;
• выполнять устно и письменно сложение и вычитание чисел в пределах 100;
• знать таблицу умножения и деления;
• находить значение выражений в два действия;
• сравнивать величины (длина, масса, объем) по числовым значениям
• читать числовые и буквенные выражения в два действия;
• находить значения выражений вида а + 5, 4 - а, а : 2, а х 4, : а, если заданно числовое выражение переменной, сравнивать выражения;
• выражать величины (длина, масса, объем, площадь) в изученных единицах измерения;
• читать информацию линейных диаграмм • решать простые задачи и задачи в 2 действия;
• решать уравнения, в которых надо найти неизвестное целое или часть;
• решать арифметические ребусы и головоломки;
• различать истинные и ложные высказывания (неравенства) • находить периметр и площадь квадрата (прямоугольника);
• чертить отрезок заданной длины, измерять длину отрезка;
• узнавать и называть изученные геометрические фигуры;
• находить среди группы четырехугольников квадраты, прямоугольники;
• чертить на бумаге в клетку квадрат и прямоугольник, если заданы длины их сторон
5. Планируемые результаты освоения программы по математике во втором классе
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.
В то же время в начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия.
Личностными результатами изучения курса «Математика» во втором классе является формирование следующих умений:
– самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
– в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на развития умения определять своё отношение к миру
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
– Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
– Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
– Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
– Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
– Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
– Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные универсальные учебные действия:
– Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
– Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
– Добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
– Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
– Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
– Самостоятельное выделять и формулировать познавательную цель.
– Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
– Выбирать эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
– Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на развитие умения объяснять мир
Коммуникативные универсальные учебные действия:
– Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
– Слушать и понимать речь других.
– Вступать в беседу на уроке и в жизни.
– Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
– Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Математика» во втором классе являются формирование следующих умений.
1-й уровень (необходимый)
Учащиеся должны уметь:
– использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 100;
– использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев сложения однозначных чисел и соответствующих им случаев вычитания в пределах 20;
– использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операций умножения и деления;
– использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих им случаев деления;
– осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
– использовать в речи названия единиц измерения длины, массы, объёма: метр, дециметр, сантиметр, килограмм; литр.– читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
– осознанно следовать алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания чисел в пределах 100;
– решать простые задачи:
а) раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
б) использующие понятия «увеличить в (на)...», «уменьшить в (на)...»;
в) на разностное и кратное сравнение;
– находить значения выражений, содержащих 2–3 действия (со скобками и без скобок);
– решать уравнения вида а ± х = b; х – а = b;
– измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
– узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
– узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;
– различать истинные и ложные высказывания (верные и неверные равенства).
2-й уровень (повышенный) для обучающихся с ОВЗ дается только ознакомительно.
Учащиеся должны уметь:
– использовать при решении учебных задач формулы периметра квадрата и прямоугольника;
– пользоваться при измерении и нахождении площадей единицами измерения площади:
– выполнять умножение и деление чисел с 0, 1, 10;
– решать уравнения вида а ± х = b; х – а = b; а ∙ х = b; а : х = b; х : а = b;
– находить значения выражений вида а ± 5; 4 – а; а : 2; а ∙ 4; 6 : а при заданных числовых значениях переменной;
– решать задачи в 2–3 действия, основанные на четырёх арифметических операциях;
– находить длину ломаной и периметр многоугольника как сумму длин его сторон;
– использовать знание формул периметра и площади прямоугольника (квадрата) при решении задач;
– чертить квадрат по заданной стороне, прямоугольник по заданным двум сторонам;
– узнавать и называть объёмные фигуры: куб, шар, пирамиду;
– записывать в таблицу данные, содержащиеся в тексте;
– читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
– решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
– составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
– заполнять магические квадраты размером 3×3;
– находить число перестановок не более чем из трёх элементов;
– находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);
– находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;
– проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
– объяснять решение задач по перекладыванию одной-двух палочек с заданным условием и решением;
– решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
– уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.
– весах без гирь (при количестве монет не более девяти);
– устанавливать, является ли данная кривая уникурсальной, и обводить её.
6. Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы.
Критерии оценивания
В УМК используется технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся. В соответствии с развивающей личностно ориентированной Образовательной системой «Школа 2100», которая позволяет:
1) определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е. насколько обучение соответствует современным целям обучения;
2) развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результата своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки;
3) мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием;
4) создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.
Оценка усвоения знаний и умений в предлагаемом учебно-методическом курсе математики осуществляется в процессе повторения и обобщения, выполнения текущих самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, содержащих текущие и итоговые контрольные работы.
Особенно следует отметить такой эффективный элемент контроля, связанный с использованием проблемно-диалогической технологии, как самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать или даже придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности предметных и познавательных умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.
Важную роль в проведении контроля с точки зрения выстраивания дифференцированного подхода к учащимся имеют тетради для контрольных работ. Они включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (необходимые требования), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который они могут усвоить. При этом задания разного уровня сложности выделены в группы: задания необходимого, программного и максимального уровней, при этом ученики должны выполнить задания необходимого уровня и могут выбирать задания других уровней как дополнительные и необязательные; акцент работ сделан на обязательном минимуме и самых важнейших положениях максимума (минимакс).
Положительные оценки и отметки за задания текущих и итоговых контрольных работ являются своеобразным зачётом по изучаемым темам. При этом срок получения зачёта не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все текущие темы до конца четверти). Это учит школьников планированию своих действий. Но видеть результаты своей работы школьники должны постоянно, эту роль могут играть:
- таблица требований по предмету в «Дневнике школьника». В ней ученик (с помощью учителя) выставляет свои отметки за разные задания, демонстрирующие развитие соответствующих умений; - портфель достижений школьника – папка, в которую помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником заданий, работ, содержащих не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков).
Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.
График проведения контроля
Период обучения № урока Вид работы Темы Стр. тетради
1
четверть 3 Математический диктант № 1 5 Контрольная работа № 1 Повторение с. 2-5
12 Математический диктант № 2 20 Математический диктант № 3 24 Контрольная работа № 2 Сложение и вычитание в пределах 20 с.6-9
29 Математический диктант № 4 35 Контрольная работа № 3 с.10-13
2
четверть 43 Математический диктант № 5 51 Контрольная работа №4 Сложение и вычитание двузначных чисел с.14-17
55 Математический диктант № 6 59 Математический диктант № 7 63 Контрольная работа за 1 полугодие Темы, изученные в первом полугодии с. 26
3
четверть 72 Математический диктант № 8 80 Математический диктант № 9 86 Контрольная работа № 6 После изучения 2-ой части учебника. с. 18-21
90 Математический диктант № 10 96 Математический диктант № 11 95 Контрольная работа № 6 Решение задач с. 22-25
100 Контрольная работа № 7 Табличное умножение и деление с.27-28
4
четверть 106 Математический диктант № 12 109 Математический диктант № 13 114 Контрольная работа № 8 Площадь, периметр с. 29
126 Итоговая контрольная работа Материал, изученный во 2 классе с 30-31
135 Итоговое тестирование Материал, изученный во 2 классе ИТОГО:
Математические диктанты 13
Контрольные работы 9