Открытый урок по литературному чтению Пятеро из одного стручка


Литературное чтение
Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.-К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка».
Цель урока: формирование у учащихся правильной читательской деятельности, объективного восприятия.
Тип урока: открытия нового знания.
Планируемые результаты:
Предметные:
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
пользоваться приёмами анализа текста;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока;
читать в соответствии с целью чтения.
Познавательные УУД
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника);
выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.
Коммуникативные УУД
строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
осознавать цель своего высказывания;
строить диалог, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.

Личностные:
эмоциональное восприятие художественного произведения   и поступков литературных героев;
способность к самооценке своей работы  на основе совместно выработанных критериев.
Методическое обеспечение: портрет писателя, учебники, сказки Андерсена
(выставка книг), выставка детских рисунков по сказкам Андерсена, презентация,
иллюстрации к сказкам по частям.
Ход урока:
I Организационный момент.
- Проверьте, пожалуйста, как вы подготовились к уроку, посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
II Речевая разминка.(на партах листочки со стихотворением)
Известны сказки с давних пор.
Не верь тому, кто скажет,
Что это выдумки и вздор,
Его не слушай даже.
Скорее сказки почитай,
Запомни их получшеИ мудрость древнюю узнай –
Они всему научат.
Мы сказки знаем назубок,
Ведь с детства их читаем,
Но что–то новое, дружок,
Сейчас о них узнаем.
- У вас на столе лежат листочки со стихотворением. -Прочитайте его все вместе шепотом.
- Какие чувства, мысли, желания возникли у вас, прочитав стихотворение?
- Прочитайте с интонацией удивления.
- Прочитайте с интонацией восхищения.
- Прочитайте выразительно.
- В ходе речевой разминки мы прочитали стихотворение, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? (о сказках)
- Почему нужно читать сказки?
( Сказка помогает увидеть добро и зло, она заставляет нас смеяться и плакать, учит нас задумываться о своих поступках, быть добрыми, смелыми, заботиться о других)
III Актуализация знаний.- Ребята, а что такое сказка?
( Это произведение устного народного творчества с вымышленными героями и событиями, фантастического характера, с целью - нравоучение)
- На какие две группы можно разделить сказки?
( народные и авторские или литературные)
- А что такое литературная сказка?
( художественное произведение, созданное автором на основе народных сказок, это повествовательный жанр с волшебно – фантастическим сюжетом, с персонажами реальными или вымышленными, с действительностью реальной или сказочной)
- На какие виды делятся сказки? (бытовые, волшебные, сказки о животных)
- Какие признаки сказки вы знаете? Как строится сказка? (зачин, волшебные предметы, сказочные слова и выражения, троекратный повтор, борьба добра и зла, добро побеждает зло, концовка)
- Какие средства выразительности часто используют в сказках? (метафора, эпитет, олицетворение)
IV Подготовка к усвоению новых знаний.- Давайте посмотрим, как вы справились с домашним заданием?
(инсценировка сказки)
- Как называется эта сказка? («Дикие лебеди»)
- Назовите главных героев сказки? (Элиза,злая мачеха, молодой король,, министр, 11 братьев)
- Какова главная мысль сказки?
(Главная мысль этой сказки — счастье в том, чтобы дарить людям радость и надежду. )- Назовите автора сказки. (Ханс – Кристиан Андерсен)(слайд№1)
- Определите тему и задачи урока. (Продолжить знакомство с творчеством Андерсена и познакомиться с новой авторской сказкой)
- Разгадав кроссворд, мы узнаем, что вы запомнили о жизни Ханса-Кристиана Андерсена?
(кроссворд)(слайд№2)
1.В какой стране родился сказочник Х.-К. Андерсен? (Дания)
2.На каком острове? (Фюн)
3.В каком городе? На что он был похож, когда на город опускался туман? (Оденсе) (на волшебный ларец)
4. Что сейчас находится в его доме? (Музей)
5. Как звали старого кота, который слушал невероятные истории маленького Андерсена? (Карл)
6.Что подарил бедный мальчик Андерсену? После этого случая он решает писать сказки. (Оловянный солдатик)
7.Где учился и жил сказочник? (Копенгаген)
8.Какую сказку писатель написал про себя? (Гадкий утёнок)
- С одной из них мы сейчас и познакомимся.
I Подготовка к первичному чтению.
- Подумайте, о чем может идти речь в сказке с названием «Пятеро из одного стручка»?
- Можем ли мы предположить, кто будет главным героем сказки, и где будут происходить события?
- Мы выслушали все предположения, а сейчас мы узнаем, кто оказался прав.
(прослушивание сказки)
II Первичное восприятие.
- Какие чувства вы испытывали, слушая эту сказку? (волнение, тревогу, грусть)
- За каких героев вы переживали и почему?
- Оправдались ли наши предположения? Кто же герои этой сказки? (слайд№3)
- Что вы знаете об этом растении?
Горох - всеми любимое растение и очень полезное. Незрелые горошины называют горошком, в нем много сахара, белка и витамина C. Однолетнее травянистое растение, благодаря усикам он цепляется за опору и удерживает растение вертикально.
V Открытие новых знаний.III Повторное чтение и работа над содержанием
1 часть
- Прочитаем отрывок, комментирующий первую иллюстрацию. (Чтение по цепочке)
- Какие непонятные слова встретились? Подберите синонимы.
Словарная работа:
Приноравливались – приспосабливаться к чему-либо, устраиваться.
- О чем эта сказка?(о жизни пяти горошин)
- Как называется дом, в котором жили горошины?(стручок)
- Как вы думаете, почему автор дал такое название сказке?
(все горошины жили в одном стручке)
- А похожи ли они друг на друга?
- Какие слова автора доказывают, что начинается сказочная история?
(думали, сидели, приноравливались, это – олицетворение)
- Что думали об окружающем мире горошины, сидя в стручке?
- Что нужно растениям для жизни?
(как хорошо и уютно, тепло и светло)
- Как вы думаете, почему горошины захотели все – таки что-то предпринять? (им было тесно, «они росли и росли», они хотели увидеть мир вне стручка, как и все дети, они любознательные)
2 часть
- Прочитайте отрывок, который подходит к следующей иллюстрации.
Словарная работа:
- Какое новое слово встретили? Как вы его понимаете?
Предчувствие – чувство ожидания неизвестного, назревающего.
- Как вы понимаете смысл слов «сдается нам»? (кажется)
- О чем переживали горошины, что они предчувствовали?
- Как меняется мир стручка, найдите слова в тексте?(«Прошло несколько недель; горошины пожелтели, стручок тоже пожелтел, весь мир желтеет»)
- Почему меняется мир стручка?
- О чем мечтали горошины?(чтобы их поскорее выпустили на волю, увидеть мир, у всех была своя цель и только одна сказала: «будь, что будет»)
3 часть
- Прочитайте, о чем рассказывает следующая иллюстрация.
Словарная работа:
- Что стало причиной путешествия горошин по свету?
(бузинная трубочка)
- Что такое бузина?
(Слайд № 5)
Бузина – кустарник с черными или красными ягодами.
- Вам приходилось стрелять из бузинной трубочки?
- Что говорила каждая горошина, вылетая в свет? – Чем отличались горошинки? (характерами)
- Найдите слова, которые помогают нам узнать характер каждой горошины. Приготовьтесь читать слова выразительно, соответственно характеру горошины.
- Какие они были?(глупые, ленивые, хвастливые)
- Куда попала 5 горошина?(под окошко чердачной каморки)
- Что такое чердак? Как вы понимаете словосочетание «чердачная каморка?
Чердак – помещение, расположенное между потолком и крышей.
Каморка – маленькая, тесная комната, чулан, находилась под самой кровлей дома и походила более на шкаф. Зимой в такой комнате было холодно, а летом очень душно.
(Слайд № 6,7 )
VIФизкультминутка.- Я буду называть различные сказки, если ее автором является Андерсен, вы хлопаете в ладоши, если нет- то приседаете.
« Бременские музыканты» (братья Вильгельм и Якоб Гримм) , « Новое платье короля», ( Ганс Христиан Андерсен )« Красная шапочка»,( Шарль Перро) « Теремок» ( народная ), « Русалочка» (Ханс Кристиан Андерсен) , « Золушка» (Шарль Перро) , « Принцесса на горошине» (Ханс Кристиан Андерсен) , « Старик Хоттабыч» (Ганс Кристиан Андерсен) , « Снежная королева». (Ханс Кристиан Андерсен.4 часть
- Прочитайте, о чем нам рассказывает четвертая иллюстрация?
- Какие новые слова мы встретили в четвертой части? Посмотрите. Как вы понимаете их смысл?
Словарная работа:
Подённая работа – непостоянная, временная работа за определённую плату.
Тщедушная – слабая здоровьем, без сил, очень худая.
- Кто жил в каморке?
- Какие слова помогают нам понять, какой была женщина?
- Как вы понимаете смысл выражений «сил у нее было довольно» (она не боялась никакой работы),, «из нужды она все-таки не выбивалась» (отсутствие средств на самое необходимое, бедность, нищета)- Найдите слова, которые позволяют ярко представить, какой была девочка?
(она была такая худенькая, тщедушная, больная девочка, день – деньской лежала, т.е. весь день, изо дня в день)
- В каком состоянии она находилась? (« Не жила, не умирала», терпеливо, смирно лежала)
- Почему? (Мать должна была много работать, поэтому девочке приходилось целый день лежать одной.)
5 часть
- Прочитайте, о чем рассказывает следующая иллюстрация?
- Когда зародилась надежда на выздоровление? Прочитайте.
(Солнышко светило через маленькое окошечко прямо на пол и больная девочка посмотрела в оконце)
- Какое чудо произошло? – Кем стал для девочки росток гороха?
(у девочки никого не было, мама много работала, она была одна, а теперь у нее появился свой садик, свой зеленый горошек, вместе с ним появилась вера в жизнь)
- Почему можно назвать это чудом?(это удивительно, что на крыше, в щели под окошком чердачной каморки, горошек дал ростки)
- Давайте понаблюдаем, какие изменения происходили с горошиной? Как изменялась девочка вместе с ней?
(Слайд № 8)
Работа в паре:

Горошина
- мох укрылДевочка
- пустила ростки - худенькая- славно растет- тщедушная
- побеги росли и ползли вверх- не жила и не умирала
- солнышко пригрело
- расцвела- говорила как будто живее
- сама приподнималась
- долго сидела
- блестели глазки
- встала с постели
- была счастлива
- с сияющими глазами, румяная и веселая
- Как они относились к горошине, докажите словами автора?(бережно, с нежностью, с любовью, не могла насмотреться, «однако она подперла зеленый росток…»)
- Когда бедная женщина поверила, что ее дочь поправится, прочитайте?
(«смотри-ка, да она скоро зацветет!»)
- Какие слова помогают нам понять, что девочка захотела жить?
(«любуясь, блестели глазки, счастлива она была, нежно поцеловала, настоящий праздник»)
- Что же помогло девочке выздороветь?(горошина – это, как ангел небесный)
- Какой вы себе представляете девочку в этот праздничный для нее день? Нарисуйте ее словами.
- Кого еще сделал росток горошка счастливым?
6 часть
Словарная работа
- Какие новые слова мы встретили в этой части?
Водосточный желоб – длинное, узкое углубление, канал для стока воды, сделанный из железа.
Голубиный зоб – приспособление для хранения пищи про запас.
Раздобрела – поправиться, пополнеть.
Затхлая вода – застоявшаяся, с неприятным запахом.
- А другие горошины, как сложилась их судьба и почему? Прочитайте.
Лениться в жизни нельзя, ничего не добьешься, но даже она принесла маленькую пользу, накормила голубя;
Если делать, что хочу, то окажешься в канаве;
Если мечтать о несбыточном, гордиться собой, жить ради себя, то останешься навсегда один, сам с собой, горошина была хвастливой и глупой.
- Кому помогли они?
- Какими вы представляете горошинок?
(хвастливая, скромная, сонная, равнодушная, мечтательная)
- Как вы понимаете смысл выражения «как Иона во чреве кита»?
(как предостережение, не попадайтесь, иначе вы уже не сможете выйти)
Аллегория – это художественное сравнение идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога.
- Какие горошины, по мнению Андерсена, были самыми замечательными?
- А как считаете вы? Почему?
(она сделала девочку счастливой, вдохнула в нее жизнь, у каждого должен быть свой садик, чтобы о нем заботиться)
- Что хочет сказать нам эта горошина, в чем же главный смысл сказки, чему учит сказка?
(жить, даря людям добро, улыбку, радость; жить надо ради кого-то, чтобы у человека сияли глаза; жизнь дана на добрые дела)
Работа в группах:
1 группа – Найдите в тексте и прочитайте , о чем мечтала 1 и 2 горошины.
( 1 горошина-Я лечу в широкий мир. Поймай меня теперь, если сможешь!)2 горошина-Ая полечу прямо на солнце; солнце –это как раз такой стручок, какой мне нужно!)
2 группа – Найдите в тексте и прочитайте , о чем мечтала 3 и 4 горошины.
(3-4 горошина- Где бы ни очутились, будем там спать; куда-нибудь да попадем!)
3 группа – Найдите в тексте и прочитайте , о чем мечтала 5 горошина.
(5 горошина- Будь что будет!)
6 группа – Найдите в тексте и прочитайте, какие изменения происходили с девочкой.
( Тоненькая,тщедушная, лежала в кровати,мне кажется.что я выздоравливаю,повеселела,сама приподнималась на постели,глядела сияющими глазами,впервые встала)
4 группа –Найдите в тексте и прочитайте, что же на самом деле произошло с 1-ой и 4 –ой горошинами.
(1 горошина-очутилась сначала в кровельном желобе, а потом попала в голубиный зоб.4 горошина-упала в желоб и провалялась в затхлой воде и распухла.)5 группа - Найдите в тексте и прочитайте, что же на самом деле произошло со 2и 3 горошинами
(2 и 3 горошины- попали в голубиный зоб и были съедены.)
4 горошина-упала в желоб и провалялась в затхлой воде и распухла.
5 горошина- упала на старый дощатый подоконник под чердачным окошком и угодила прямо в щель, где в мягкой земле рос мох.)
6 группа – Найдите в тексте и прочитайте, какие изменения происходили с девочкой.
( Тоненькая,тщедушная, лежала в кровати,мне кажется.что я выздоравливаю,повеселела,сама приподнималась на постели,глядела сияющими глазами,впервые встала)
VIIПодведение итогов.- С какой новой сказкой мы сегодня повстречались?
- Как вы думаете, что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено?
- Какой вывод для себя сделали?
-  Настоящий человек тот, который помогает людям, доставляет радость. Настоящее счастье – это когда ты кому-то нужен и можешь помочь.
- В каком разделе помещена сказка?
(Слайд №10)
Прошло более 200 лет со дня рождения Андерсена, но и в нашем, современном мире, проблематика, которую поднимает Андерсен в своих сказках, продолжает быть актуальной. Почему?

VIII Рефлексия.- У вас на столах лежит горошинка, нарисуйте то состояние души, с каким вы сегодня заканчиваете урок и поднимите их вверх. Я очень рада, что урок вы заканчиваете с улыбкой.
-  Закончить наш урок я хочу словами из стихотворения о добре:
Ты твори по жизни одно добро,
Чтоб от доброй мысли множилось оно…
От тепла в округе расцветут сады.
Ведь добро все любят, люди и цветы!
IXДомашнее задание.1-ый ряд- Придумать вопросы к первой части.
2-ой ряд- Пересказ второй части. Подобрать к ней пословицы.
3-ий ряд- Нарисовать рисунок наиболее понравившегося отрывка
Используемая литература:
1) О.Н.Тишурина. Писатели в начальной школе. Дидактическое пособие к урокам литературного чтения. М.: ДРОФА, 2007. – 87с.
2) С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. М.: ООО «ИТИ Технологии», 2004. – 944с.