Урок литературного чтения М.М. Пришвин Выскочка


Технологическая карта урока
Тема: М.М. Пришвин «Выскочка»
Общая дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысливания и закрепления знаний по творчеству Пришвина
Образовательная цель:познакомить учащихся с рассказом М Пришвина «Выскочка», создать условия для формирования умений анализировать содержание произведения, учить определять главную мысль произведения, развивать внимание к авторскому слову, расширить знания о творчестве М Пришвина; отрабатывать навык беглого выразительного чтения;
Развивающая цель: умение выделять главное, обобщать, систематизировать , делать выводы; развивать речь, память , внимание, воображение
Воспитательная цель: развивать коммуникативные навыки, высказывать свои суждения по предлагаемым вопросам, оценивать поступки героев и свои поступки, создать условия для сотрудничества, воспитывать любовь к природе, Родине
Планируемые результаты:
УУД: личностные - ценить и принимать такие базовые ценности как добро, Родина, природа.
регулятивные -определять цель учебной деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, соотносить выполненное задание с образцом, осуществлять контроль и оценивать правильность своих действий
познавательные –овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целью, осознанное построение речевых высказываний, овладения действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-смысловых связей
коммуникативные -участвовать в диалоге с одноклассниками и учителем. Слушать и понимать других, умение договориться в совместной деятельности. Высказывать свою точку зрения. Сотрудничать в совместном решении учебных задач
Оборудование: презентация к уроку, мультимедийное обеспечение, раздаточный материал (карточки для групповой работы), УМК «Начальная школа 21 века» учебник литературного чтения 2 часть Л.А. Ефрасининой, М.И. ОмороковойЭтап урока Деятельность учителя и обучающихсяI.Организационный
(этап мотивации) - Добрый день. Улыбнитесь друг другу и передайте своё хорошее настроение соседу.
- Пусть этот урок несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. Я надеюсь, что урок у нас пройдет замечательно.
II. Актуализация опорных знаний и умений -Ребята послушайте отрывки из произведений и определите их названия и авторов
Игра: «Послушай - узнай –назови»
В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из вида. И около кузницы, при переходе через дорогу, она конечно пустила их вперед.
(«Ребята и утята» М. Пришвин)
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества одуванчиков. Это было очень красиво.
(«Золотой луг» М. Пришвин)
А Зиночка, когда увидела у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела: - Откуда же это в лесу взялся хлеб?
(«Лисичкин хлеб» М. Пришвин)
-О творчестве, какого автора мы будем говорить сегодня на уроке?
«М.М. Пришвин и его произведение»
Составление на доске «Кластера»
- Что мы знаем об этом человеке?
М.Пришвин – писатель – рассказы – очерк – сказки ––о детях – о природе – о Родине - вызывают чувстваРабота с текстом
- Сейчас вы прочитаете текст о жизни и творчестве писателя, вы должны будете найти подходящий пункт из составленного плана, поставить номер, по порядку
Слайд 1
1.Сведения из автобиографии
2.Тайны природы научился понимать с детства
3.Певец природы
Проверка
- Прочитайте пункт, подходящий к первому номеру плана.
- Есть другие варианты?
М. Пришвин родился в1873 в имении Хрущёво в Орловской губернии, провел здесь свое детство. Он получил хорошее образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать М. Пришвин начал в 30 лет. К этому времени у него было накоплено много разных впечатлений. Первая публикация появилась в детском журнале “Родник” в 1906 году.
- Прочитайте пункт, подходящий ко второму номеру плана.
- Есть другие варианты?
В родных местах открывалась будущему писателю красота русских лесов и полей, музыка родного языка. Мама научила вставать его рано, до восхода солнца, когда природа пробуждается и открывает человеку свои тайны. Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди.
- Прочитайте пункт, подходящий к третьему номеру плана.
Любил Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» - писал Пришвин. У писателя было очень ценное качество: каждый раз он открывал для себя что-то новое в природе и умел передавать свои чувства читателям. Он утверждал, что мир полон чудес, что они совершаются везде и всюду.
III.Формулирование темы и цели урока. Работа в группе
- Сейчас будете работать в группе, не забывайте, правила работы:
выслушивайте мнение каждого,
активность всех ребят,
не кричите,
не забывайте про взаимоуважение и вежливость
-Посмотрите в лист с заданиями, найдите задание № 1
- Если вы правильно выполните задание, то узнаете названия произведения, с которым мы сегодня познакомимся.
В ПА К 7 Т
В1С 3 Л Н Е
Ё Ф Ы 2 Е Л
Л М Д К 4 ШЧ 6 И А 8 Ж О 5
- Какое получилось слово? (выскочка)
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока полностью –
М.М. Пришвин и его произведение «Выскочка»
Слайд 2
-Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель –
Совершенствовать знания о творчестве М. М Пришвина, учиться исследовать содержание произведения и правильно, выразительно его читать.
IV.Открытие нового знания Прием «Предположение»
- Мы продолжим чтение рассказов М.М. Пришвина.
Слайд 3
- Посмотрите на рисунок, определите тему рассказа (демонстрация на экране – рисунки собаки и сороки).
Тема рассказа :о животных.
-Что знаете об этих животных?
- Алина поделится с нами своими знаниями о сороке.
Сообщение о сороке
У этой птицы есть прозвище - белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные. Очень красив у птицы хвост- длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красным зеленоватым отливом. Птица эта осторожна. Она видит хорошо и слышит неплохо. К тому же она обычно громко стрекочет.Всем известна её привычка, красть и прятать блестящие предметы. В народе её называют стрекотунья, трещотка, сплетница, воровка, разбойница.
Работа с пословицами
- Какие пословицы и поговорки вы знаете о собаке?
Слайд 4
Собака, друг человека.
Живут, как кошка с собакой.
- Объясните, как вы их понимаете?
- Как вы думаете, кого в жизни люди называют выскочкой?
(Человек, который стремиться показать себя лучше, чем он есть на самом деле и что он лучше других; человек, который все время перебивает; человек, который не даёт высказаться или сказать что-то другим; хочет, чтобы всегда и везде слушали только его)-Давайте послушаем Катю, она обратился к «Толковому словарю» Ожегова, и расскажет, как там раскрыто значение этого слова.
Выскочка – это человек, который выдвинулся(отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам.
- По вашему мнению, положительная или отрицательная характеристика у этого человека?
‐ А еще есть растение, которое называют «Выскочкой». Давай те послушаем Полину, что она нам расскажет о этом цветке.
Сообщение о цветке.
Словарно - лексическая работа.
- Найдите следующее задание № 2 и выполните в группе. Соедините слова и выражения с их значением, подберите синонимы к словам.
- Какая группа закончит, покажет сигналом.
Соедините слова и выражения с их значением:
Выводок
Сородичи
Улучила
Поскакала дуромС заскоком и с пыльцой в голове
- нашла подходящее время
– родственники.
– птенцы или детеныши млекопитающих, ещё живущие с матерью.
– не умная, глуповатая, странность в поведении
- не попорядку, как попало, не думая
Подберите синонимы к словам:
срам - разноцветный.
бдительность - стыд, позор
радужный – зоркость, настороженность
Проверка.
Физкультминутка.
Знакомство с текстом. Осмысление.
1. Прослушивание небольшого текста (… другая сорока с другой стороны – хвать! – и унесла косточку.)
- У вас на столе есть «Дерево предсказаний».
- Подумайте и дайте ответы на вопросы:
Что будет дальше?
Чем закончится текст?
Как могут развиваться события?
-Озвучить свои мысли (по 1 ученику на 1 вопрос).
-У кого другой вариант?
2. Чтение текста до конца детьми хорошо читающими.
V. Первичная проверка понимания Мозговой штурм.
-Совпали ли предположения?
-К какому жанру относится это произведение? (рассказ)
-Какой это рассказ художественный или научно-познавательный
( художественный, так как в рассказе автор передаёт мысли, чувства к героям, а не передаётся информация)
-О чем или о ком этот рассказ, тема рассказа, о ком рассказывает автор? (описывает повадки животных, поведение)
-Понравился ли вам этот рассказ. Почему интересно читать это произведение? (автор использует прием наделения животных качеством человека)
-Ответь на вопрос: можно ли сравнивать поведение животных с поведением человека?
-Подумайте каждый про себя: похож ли я на Выскочку и хорошо ли, быть таким?
Работа в группах
Найти средства художественной выразительности, которыми автор раскрывает образ героев
1 группа
Описание – ( ушки как рожки, хвостик колечком, зубки как чеснок, хвост поленом)
Крылатое выражение - С заскоком, в семье не без уродаМетафора - С пыльцой в голове, Воровка яиц
Эпитет - Хвост радужный, блестящая, проворная, веселая собачка, охотничья собака
2 группа
Какой эпизод рассказа изобразил художник на иллюстрации, найдите в тексте. Зачитайте его, передавая голосом своё отношение к героям
3 группа
Описание сороки после схватки
-Прочитать описание, показав голосом отношение автора к сороке
-С каким чувством рассказывает писатель о Выскочке в этом эпизоде (с сожалением, юмором, иронией, смеётся над ней)
-Какой художественный приём автор использует (ирония)?
4 группа
Сравните, какая Выскочка была до схватки с Вьюшкой и после схватки
Выскочка до схватки с Вьюшкой
- Какая она была до схватки? (заносчивая, гордая, храбрая, легкомысленная, вертлявая, неосторожная, )Выскочка после схватки После схватки - жалкая, общипанная , без хвоста
VI.Применение новых знаний - Ребята, давайте составим «пирамиду читателя».
Дети выполняют анализ произведения.
Слайд 5.
Составьте пирамиду по плану.
О чём рассказ? (Одно слово.)
Место и время действия. (два слова.)
Главные события в рассказе. (три слова.)
Главные герои, какие они? (четыре слов.)
Что хотел донести до читателя автор этим произведением? (5 слов)
Собственное мнение о прочитанном. Ваша реклама/антиреклама, рекомендация книги. (шесть слов)
Дети презентуют свои пирамиды.
В своих рассказах Пришвин рассказывает о животных, их повадках, поведении Они помогают познавать мир. Когда читаешь рассказы Пришвина, тебе кажется, словно своими глазами ты видишь, всё, о чём в них написано, научишься ещё лучше любить и понимать природу. Она станет и твоим другом. А когда у человека есть настоящий друг, он становится умнее и добрее. Произведения Пришвина учат понимать и беречь родную природу.
VII.Рефлексия учебной деятельности -Чему мы научились, прочитав это произведение
(не надо гордиться, зазнаваться, а то можно попасть впросак, не надо быть выскочкой)
-Что такое природа для нас? Давайте прочитаем наизусть, как об этом сказал Пришвин.
Проверка домашнего задания.
«Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице воздух, зверю лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
- Желаю вам смотреть на природу, как смотрит писатель - глазами доброго человека.
Закончите предложение:
Рассказ «Выскочка» ………………….
Сегодня на уроке я понял, что…………….
Мне захотелось……………...
Оцените свою работу на уроке, поставьте оценку.
Домашнее задание
1. Составить синквейн про Вьюшку или про Выскочку (по выбору)
2. Читать рассказы М.М. Пришвина
Спасибо за урок!
Синквейн «Выскочка» (примерный)
1 Выскочка.
2. Легкомысленная, глупая.
3. Подскакала, извернулась
4. Да не тут-то было!
5 Где хвост?