Рабочая программа по предмету изобразительное искусство 1 класс УМК Гармония
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя
"Средняя общеобразовательная школа № 34"
"Рассмотрено"
Руководитель МО
_________________
_________________
Протокол №
от " "___________
2015 г.
"Согласовано"
Заместитель директора по УВР
_________________
_________________
" " _____________
2015г.
"Утверждено"
Педагогическим
советом
ГБОУ СОШ № 34
Протокол № _____
от " "___________
2015 г.
" Утверждено"
Директор ГБОУ СОШ № 34
Мася Ю.Л.
Приказ №________
от" " ___________
2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
"ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО"
1-А класс
Учитель Шильдяева Ирина Алексеевна
специалист
2015-2016 учебный год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и учебно-методического комплекта «Гармония», а именно: рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» образовательной области «Изобразительное искусство» составлена на основе Примерной программы начального общего образования по курсу «Изобразительное искусство» и авторской программы «Природа и художник» Т.А.Копцевой для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений (2012 г.)
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Новый Федеральный закон " Об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ" от 01.09. 2013г. ( с учётом изменений, внесённых Федеральными законами от 03. 02. 2014г. № 11-ФЗ, 15-ФЗ)
- Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 ( ред. от 22.09.2011) " Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
- Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения;
- Приказ от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253
- Учебный план образовательного учреждения но 2015-2016 учебный год;
-Локальный акт образовательного учреждения( об утверждении структуры рабочей программы)
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК для 1– 4 классов.
Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации и ориентированна на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Копцева Т. А. Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник. Изд-во «Ассоциация ХХ
· век», 2013
2. Копцева Т. А. Методические рекомендации к учебнику «Изобразительное искусство» для 1 класса, Изд-во «Ассоциация ХХ
· век», 2012г.
3. Рабочая папка
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программой учебного курса. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и последовательность изучения тем с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
"ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО"
Приоритетная цель начального художественного образования – развитие культуры творческой личности школьника – обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-
нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира; формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции.
По сравнению с другими учебными предметами, развивающими рационально-логическое мышление, изобразительное искусство направлено на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры.
В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования будут реализованы следующие задачи:
– развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» – культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства); формирование социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
– овладение элементарной художественной грамотой – азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;
– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального народа Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры;
– развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными материалами: карандаш, фломастеры, маркер, ручки, акварель, гуашь, пластилин, уголь, тушь, пастель, цветная бумага и др., знакомство с языком изобразительного искусства.
III. СТРУКТУРА КУРСА. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
" ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО"
Учебный материал программы по изобразительному искусству представлен следующими компонентами образования:
- эстетическое восприятие;
- виды художественной деятельности;
-язык изобразительного искусства;
- значимые темы художественного творчества.
Все эти направления работы в разной мере присутствуют на каждом уроке и способствуют раскрытию разных сторон изобразительного искусства: ценностно-ориентационнную, типологическую, языковую и деятельностную.
Компонент художественного образования - «Эстетическое восприятие», раскрывая художественно-образную специфику содержания видов и жанров изобразительного искусства, предполагает переживание и осознание смысла произведения, эмоциональное созерцание объектов и явлений природы. Опыт эстетического (художественного) восприятия выражается в умении:
– выражать своё эстетическое отношение к объектам и явлениям природы, шедеврам отечественного и мирового искусства;
– различать основные виды художественной деятельности, понимать их специфику: графика, живопись, скульптура, архитектура (художественное конструирование и моделирование), декоративно прикладное искусство (дизайн);
– различать основные жанры пластических искусств, понимать их специфику: портрет, пейзаж, натюрморт, сказочный жанр, исторический жанр, анималистический жанр, иллюстрация и др.;
– участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений, переживать и понимать образную специфику произведения;
– понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии;
– различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях изобразительного искусства, уметь объяснять их разницу.
«Виды художественной деятельности» - компонент содержания художественного образования, создающий условия для получения практического художественно-творческого опыта работы с разнообразными техниками и материалами изобразительной, конструктивной и декоративной творческой деятельности, способствующий развитию навыков работы с:
– живописными материалами и техниками: акварель, гуашь, пастель (сухая и масляная) и др.;
– графическими материалами: простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, тушь, гелевые или шариковые ручки и техниками: граттаж, гравюра наклейками, кляксография, монотипия и др.;
– скульптурными материалами: пластилин или глина;
– конструктивными материалами: бумага цветная и белая, картон, ножницы и клей, «бросовые», природные и смешанные материалы и др.
«Язык изобразительного искусства» – компонент художественного образования. Являясь «азбукой искусства», он даёт инструментарий для практической реализации замысла ученика и нацелен на то, чтобы выпускник научился использовать композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру как средства художественного выражения:
– Композиция: знать и применять элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве; уметь использовать горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции, знать и применять основные пропорции предметного окружения; использовать линию горизонта, элементарные перспективные сокращения: ближе – больше, дальше – меньше, загораживание; роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, спокойное и динамичное и т.д.; композиционный центр; главное и второстепенное в композиции; симметрия и асимметрия.
– Цвет: различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, использовать смешанные и локальные цвета в собственной учебно-творческой деятельности; передавать с помощью цвета характер персонажа, его эмоциональное состояние, использовать выразительные свойства материалов и техник (гуашь, акварель, цветные фломастеры, аппликация, коллаж, витраж и др.) при изображении реального и фантастического мира.
– Линия: знать и применять в изобразительной деятельности многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, ломаные, спиралевидные и др.), использовать их знаково-символическое значение; передавать с помощью линии, штриха, пятна, точки эмоциональное состояние природы, человека, животного.
– Форма: знать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве; использовать сходство и контраст простых геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник и др.); в изобразительном творчестве, использовать выразительные свойства силуэта в передаче характера персонажа; основных пропорций животных и человека, форму и конструкцию архитектурных построек.
– Объём: умение применять способы передачи объёма разными художественными материалами (пластилин, бумага, картон и др.); в творческой деятельности использовать выразительные возможности геометрических тел (куб, цилиндр, конус и др.) и их сочетаний, форму и конструкцию архитектурных построек; через выразительность объёмных и рельефных композиций, передавать основные пропорции животных и человека.
– Фактура: различать и применять в целях художественной выразительности фактуру разных художественных техник и материалов: гладкая, шершавая, выпуклая, колючая, мягкая, пастозная и др.;
– Ритм: знать виды ритма (размеренный, прерывистый, спокойный, беспокойный, замедленный, порывистый и т.п.), использовать ритм линий, пятен, цвета, объёмов в передаче эмоционального состояния, движения и динамики; различать специфику ритма в декоративно-прикладном искусстве, живописи, графике, скульптуре, архитектуре; выполнять ритмически организованные рисунки, орнаментальные и шрифтовые композиции, используя язык компьютерной графики в программе Point.
Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Содержание каждого года основывается на четырёх блоках:
«Художник и мир природы» (наблюдение и изображение окружающей человека природы: неба, земли, деревьев, цветов, водоёмов и т. п., выражение своего к ним отношения)
«Художник и мир животных» ( наблюдение и изображение живой природы: птиц, насекомых, рыб, зверей, домашних животных и т. д., выражение к ним своего отношения).
«Художник и мир человека» ( наблюдение за жизнью человека, за окружающим его миром предметов; в творческой деятельности - фантазирование на эти темы)
«Художник и мир искусства» ( рассмотрение проблемы соотношения образа реальной природы и её изображения в различных видах искусства (театре, кино, литературе, музыке), через разные виды художественной деятельности (изобразительную, декоративную, конструктивную)
IV. МЕСТО ПРЕДМЕТА " ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО" В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю: 33 часа – в 1 классе
Художник и мир природы – 6 часов
Художник и мир животных – 8часов
Художник и мир человека– 10 часов
Художник и мир искусства– 9 часов
V. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
" ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО"
Ценностные ориентиры образования конкретизируют личностный, социальный и государственные заказы системы образования и отражают следующие целевые установки начального образования в области изобразительного искусства:
- формирование основ гражданской идентичности осуществляется в процессе восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, уважения истории и искусства каждого народа; анализ произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства как носителей культурно-исторической информации, переживание их образного смысла способствует развитию чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- формирование психологических условий развития общения и сотрудничества осуществляется в процессе доброжелательного и доверительного диалога, в процессе образовательных ситуаций, стимулирующих зарождение у детей доверия и внимания к собеседнику, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем , кто в ней нуждается. При этом ученик ставится в действенную позицию, а не получает лишь теоретическую информацию.
Создавая творческий продукт на "важные темы жизни", он сердцем переживает ситуацию "раненой птицы" или "брошенной собаки", "больной бабушки" или "раненого солдата" и т. п., таким образом, он обогащает душу опытом чувствований, так необходимых для формирования чуткой и заботливой личности;
-развитие ценностно- смысловой сферы личности осуществляется в процессе приобщения учеников к общечеловеческим принципам нравственности и гуманизма. Такими непреходящими источниками мудрости являются произведения искусства, образная форма которых почти всегда несёт идею любви, сострадания, братства, уважения семейных ценностей и красоты. Даже тогда, когда замысел художника вызывает чувство тревоги, печали или грусти, всё равно ребёнок приобретает важный ценностно- смысловой опыт. Знакомство с мировой и отечественной художественной культурой способствует развитию эстетического чувства и формированию художественного вкуса;
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию осуществляется в процессе продуктивных видов художественно-творческой деятельности: созерцания и созидания. Ребёнок сам ставит перед собой творческую задачу, сам находит адекватные замыслу средства художественного выражения, сам анализирует результаты своей деятельности и сверстников.
Самостоятельность действий на всех этапах творческой работы способствует развитию широких познавательных интересов, формированию умений планировать, контролировать и оценивать свою работу;
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации невозможно без самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе. Творческий процесс несёт творцу позитивную самооценку. Сотворяя что-то по законам красоты и гармонии, ученик переполняется чувством собственного достоинства: он сам смог, сам сделал, сам достиг выразительного решения образа, сам вылепил поделку, сам украсил поделку, сам украсил платок для мамы ит. п. Участие в выставках и конкурсах детского изобразительного творчества, в индивидуальных и коллективных социально-значимых творческих проектах формирует в юном художнике чувство ответственности за результат, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели.
Реализация ценностных ориентиров общего образования на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания обеспечивает возможность саморазвития обучающихся, способствует развитию личностных, коммуникативных и предметных компетенций младших школьников.
VI. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО КУРСА " ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО"
. В процессе изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования обучающийся достигнет следующих личностных результатов:
в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование), стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства проявятся в:
– умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
– активном использовании языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка, музыки и др.);
– обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическом содержанием;
– умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
– способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявятся в следующем:
в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона и других с ран мира;
в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п
Дата
Тема урока
Формы контроля
Содержание
УУД
Характеристика деятельности учащихся
План
факт
Художник и мир природы (6 часов)
1.
Введение.
Творческая папка художника
Наблюдение
Знакомство с художественными материалами: гуашь, цветные и простой карандаши, фломастеры, акварель, масляная пастель, белая и цветная бумага, пластилин.
Форма хранения результатов детского изобразительного творчества (папка, альбом, коробка).
Рисунок на свободную тему любимым художественным цветным материалом отражает сферу интересов ученика. Обложка творческой папки или альбома для рисования - визитная карточка художника.
Различать изобразительные возможности разных художественных материалов.
Выполнять рисунок по собственному замыслу.
Выбирать элементарную композицию оформления рисунка на бумажной основе папки или альбома (центр, справа, слева).
Оценивать эстетическую выразительность обложки папки или альбома.
Различать изобразительные возможности разных художественных материалов.
Выполнять рисунок по собственному замыслу.
Выбирать элементарную композицию оформления рисунка на бумажной основе папки или альбома (центр, справа, слева).
Оценивать эстетическую выразительность обложки папки или альбома.
2.
Многообразие цветов в природе.
Самостоятельная работа
Изобразительное искусство и его основные виды. Художник живописец, график, скульптор, архитектор, дизайнер.
Изучение изобразительных возможностей цветных художественных материалов: фломастеров, цветных карандашей или пластилина при создании образа цветика многоцветика.
Определять художественный материал по его изобразительным свойствам. Различать основные виды художественной деятельности (графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративно прикладное искусство). Оценивать выразительные свойства разных материалов при оформлении декоративной композиции цветка.
Выполнять элементарные смешения трёх основных цветов: красного, синего, жёлтого.
Определять художественный материал по его изобразительным свойствам. Различать основные виды художественной деятельности (графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративно прикладное искусство). Оценивать выразительные свойства разных материалов при оформлении декоративной композиции цветка.
Выполнять элементарные смешения трёх основных цветов: красного, синего, жёлтого.
3.
Мир природы дарит нам материалы для творчества. Урок- экскурсия в школьный парк
Самостоятельная работа
Рука – первый «инструмент» для получения изображения. Природа дарит художнику материалы для творчества: краски, уголь, цветная глина, ветки, камни.
Выразительность наскальных изображений руки (тёмное - на светлом, светлое - на тёмном).
Цветовой круг из осенних листьев. Тёплые цвета, напоминающие огонь, жаркое солнце. Холодные цвета, напоминающие лёд, снег, далёкие небесные просторы.
Выполнять элементарные оттиски или контурное изображение руки.
Оценивать выразительность цветового круга, тёплых и холодных оттенков цвета.
Украшать перчатку или варежку элементарными узорами с использованием тёплых и холодных цветов.
Участвовать в индивидуальных и коллективных видах деятельности.
Выполнять элементарные оттиски или контурное изображение руки.
Оценивать выразительность цветового круга, тёплых и холодных оттенков цвета.
Украшать перчатку или варежку элементарными узорами с использованием тёплых и холодных цветов.
Участвовать в индивидуальных и коллективных видах деятельности.
4.
Небесные переливы цвета. Урок - экскурсия наблюдение за небом и морем.
Самостоятельная работа
Природа-художница создаёт выразительные «небесные картины». Восход, закат, северное сияние, грозовые облака. Тёмные и светлые краски.
Выразительность акварельной техники «по-сырому». Приёмы работы акварельными красками по влажному листу.
Высказывать элементарные эмоциональные суждения о красоте небесных переливов.
Выполнять смешение акварельных красок по мокрому листу бумаги.
Отражать состояние природы (грусть, радость, тревога), используя переливы тёмных и светлых акварельных красок.
Оценивать выразительные качества рисунков, выполненных в технике «по-сырому».
Высказывать элементарные эмоциональные суждения о красоте небесных переливов.
Выполнять смешение акварельных красок по мокрому листу бумаги.
Отражать состояние природы (грусть, радость, тревога), используя переливы тёмных и светлых акварельных красок.
Оценивать выразительные качества рисунков, выполненных в технике «по-сырому».
5.
«Есть у солнца друг»
Самостоятельная работа
Дары осени: фрукты, овощи, семена, ягоды, грибы и др. Природа щедро делится своими богатствами с человеком.
Сравнение природных форм: особенное и всеобщее в образе солнца и подсолнух (солнца и других цветов). Выразительные возможности техники обрывной аппликации: бархатистость обрывных краёв, неточность формы, примесь белого цвета во всех кусочках бумаги и др.
Выделение композиционного центра (крупное изображение в центре, мелкие и маленькие – по бокам; яркий цвет в центре, блёклые, неяркие – по бокам или др.).
Выполнять элементарные операции, используя технику обрывной аппликации (разрыв листа, сминание, отщипывание кусочков бумаги, приклеивание).
Составлять целостную композицию, используя части (обрывные кусочки бумаги).
Сравнивать выразительность форм разных предметов и явлений. Проводить аналогии между солнцем и цветком (подсолнухом).
Оценивать выразительные качества композиций, выполненных в технике аппликации.
Выполнять элементарные операции, используя технику обрывной аппликации (разрыв листа, сминание, отщипывание кусочков бумаги, приклеивание).
Составлять целостную композицию, используя части (обрывные кусочки бумаги).
Сравнивать выразительность форм разных предметов и явлений. Проводить аналогии между солнцем и цветком (подсолнухом).
Оценивать выразительные качества композиций, выполненных в технике аппликации.
6.
Капризы природы.
Экскурсия в художественный музей
Самостоятельная работа
Одухотворение природных явлений: дождь капризный, ветер могучий, снег коварный, пушистый и т.п. Выразительные картины природы: ветер, дождь, снег.
Выразительные свойства графических материалов: линия, точка, штрих, пятно.
Контраст светлого и тёмного - выразительное средство графики, «искусства чёрно-белого».
Книжная иллюстрация: выразительность графического изображения, выполненного тушью (перо, палочка), гелевой ручкой или др.
Высказывать элементарные эмоциональные суждения о природных явлениях: ветер, дождь, снег.
Выражать эмоциональное отношение к чёрно-белой иллюстрации.
Передавать в рисунке состояние грусти, радости или тревоги, используя выразительные возможности линии, пятна, точки, штриха.
Выполнять иллюстрацию стихотворения при помощи туши и палочки, используя контраст чёрно-белых изображений.
Высказывать элементарные эмоциональные суждения о природных явлениях: ветер, дождь, снег.
Выражать эмоциональное отношение к чёрно-белой иллюстрации.
Передавать в рисунке состояние грусти, радости или тревоги, используя выразительные возможности линии, пятна, точки, штриха.
Выполнять иллюстрацию стихотворения при помощи туши и палочки, используя контраст чёрно-белых изображений.
Планируемые результаты
знать применять:
- элементарные приёмы композиции на плоскости; использовать линию горизонта, элементарные перспективные сокращения: ближе – больше, дальше – меньше, загораживание; роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, спокойное и динамичное и т.д.; композиционный центр;
– различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, использовать смешанные и локальные цвета в собственной учебно-творческой деятельности; передавать с помощью цвета характер персонажа, его эмоциональное состояние;
– применять многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые);
уметь:
– выражать своё эстетическое отношение к объектам и явлениям природы, шедеврам отечественного и мирового искусства;
– узнавать графические и живописные произведения искусства, понимать их специфику;
– различать основные жанры пластических искусств, понимать их специфику: пейзаж, иллюстрация и;
– участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений, переживать и понимать образную специфику произведения;
– различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях изобразительного искусства, уметь объяснять их разницу;
- работать с акварелью, тушью
Художник и мир животных ( 8 часов)
7.
Художник рисует диких зверей
Самостоятельная работа
Наскальные рисунки со сценами охоты – древнейшие следы художественной деятельности человека.
Белый мел, цветные глины и уголь – первые художественные материалы человека. Выразительность наскального рисунка.
Сангина, уголь, сепия, соусы, мел – графические материалы. Приёмы нанесения изображения плашмя, торцом, растиркой.
Методы изображения дикого животного одной линией и от пятна.
Различать изобразительные возможности разных графических материалов.
Выполнять рисунок дикого животного, используя приёмы нанесения изображения плашмя, торцом и растиркой.
Выбирать элементарную композицию оформления рисунка (главный герой в центре и крупно).
Оценивать эстетическую выразительность наскальных рисунков.
Различать изобразительные возможности разных графических материалов.
Выполнять рисунок дикого животного, используя приёмы нанесения изображения плашмя, торцом и растиркой.
Выбирать элементарную композицию оформления рисунка (главный герой в центре и крупно).
Оценивать эстетическую выразительность наскальных рисунков.
8.
.Художник рисует домашних животных
Самостоятельная работа
Рисунки животных разными художественными материалами.
Название рисунка, отражает замысел автора: «Напуганный котёнок», « Внимательный кот», « Красный кот», «Казанский кот» и др.
Использование выразительных свойств материалов для передачи характера домашнего животного (грустный, весёлый, испуганный, хитрый и т.п.).
Определять художественный материал по его изобразительным свойствам. Различать основные виды художественной деятельности (графика, живопись).
Оценивать выразительные свойства разных материалов с целью достижения замысла.
Выполнять элементарные смешения трёх основных цветов: красного, синего, жёлтого.
Определять художественный материал по его изобразительным свойствам. Различать основные виды художественной деятельности (графика, живопись).
Оценивать выразительные свойства разных материалов с целью достижения замысла.
Выполнять элементарные смешения трёх основных цветов: красного, синего, жёлтого.
9.
В аквариуме есть кусочек моря»
Самостоятельная работа
Богатство природных форм подводного мира: рыба-бабочка, рыба-ёж, рыба-пила, морской конёк и др.
Разнообразие форм и окраски аквариумных рыб: золотая рыбка, вуалехвост, меченосец и др.
Выразительность смешанной техники: восковые мелки (масляная пастель или парафиновая свеча) и акварель в технике по сырому.
Оценивать выразительность форм и цветового окраса обитателей подводного мира.
Выполнять композицию, используя контраст тёплых и холодных, светлых и тёмных цветов.
Использовать выразительные возможности смешанной техники: восковые мелки и акварель для достижения своего замысла.
Выделять особенное в изображении рыб через их характерную форму.
Оценивать выразительность форм и цветового окраса обитателей подводного мира.
Выполнять композицию, используя контраст тёплых и холодных, светлых и тёмных цветов.
Использовать выразительные возможности смешанной техники: восковые мелки и акварель для достижения своего замысла.
Выделять особенное в изображении рыб через их характерную форму
10.
Художник рисует птиц
Самостоятельная работа
В природе существует большое многообразие птиц. Форма их тела, головы, крыльев и ног зависит от среды обитания.
Внешний вид птицы, её повадки способствовали созданию сказок, стихов, пословиц, поговорок, образных сравнений и аллегорий: орёл – царь, сова-мудрость, лебедь-преданность и др.
Приёмы изображения птиц одной линией, от пятна и поэлементно.
Рисунки птиц художников В.Ватагина, Е.Чарушина.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений.
Высказывать эмоциональные суждения о выразительности формы и окраса птиц.
Отражать характер птиц (гордый, внимательный, грустный, радостный и т.п.), используя выразительные возможности художественных материалов.
Оценивать выразительность иллюстраций с изображением птиц.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений.
Высказывать эмоциональные суждения о выразительности формы и окраса птиц.
Отражать характер птиц (гордый, внимательный, грустный, радостный и т.п.), используя выразительные возможности художественных материалов.
Оценивать выразительность иллюстраций с изображением птиц.
11.
Букашки-таракашки
Самостоятельная работа
Иллюстрации разных художников к одному и тому же сюжету сказки К.Чуковского «Муха-Цокотуха».
Оригинальность замысла, индивидуальный изобразительный стиль художника.
Приёмы получения рельефного изображения из цветного пластилина.
Сравнивать выразительность форм разных насекомых.
Выполнять элементарные операции, используя технику лепки из цветного пластилина (скручивание, сминание, размазывание, налепление).
Составлять целостную композицию, используя части.
Оценивать выразительные качества рельефных композиций, выполненных из цветного пластилина.
Сравнивать выразительность форм разных насекомых.
Выполнять элементарные операции, используя технику лепки из цветного пластилина (скручивание, сминание, размазывание, налепление).
Составлять целостную композицию, используя части.
Оценивать выразительные качества рельефных композиций, выполненных из цветного пластилина.
12.
У зверей тоже бывают мамы и папы
Самостоятельная работа
Образы зверей в творчестве художника-графика Е.Чарушина и художника-скульптора Б.Ефимова.
Объём – выразительное средство скульптуры.
Приёмы лепки: вытягивание из целого куска деталей и поэлементное соединение частей в целое.
Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений.
Сравнивать и выделять выразительные средства плоскостного и объёмного изображения.
Овладевать основами языка скульптуры, использовать объём для выражения своего замысла (сильный, слабый, большой, маленький).
Создавать индивидуально или в группе целостную многофигурную композицию, применяя разные приёмы лепки.
Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений.
Сравнивать и выделять выразительные средства плоскостного и объёмного изображения.
Овладевать основами языка скульптуры, использовать объём для выражения своего замысла (сильный, слабый, большой, маленький).
Создавать индивидуально или в группе целостную многофигурную композицию, применяя разные приёмы лепки.
13.
. «Если б только мы умели понимать язык зверей»
Самостоятельная работа
Красная книга. Животные родного края, занесённые в Красную книгу.
Уссурийский тигр – богатство нашей страны.
Изображение уссурийского тигра разными художниками.
Осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности.
Выражать своё отношение к исчезающим видам животных.
Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство.
Выбирать и использовать способы работы различными художественными материалами для передачи замысла (раненый зверь, радостный зверь).
Осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности.
Выражать своё отношение к исчезающим видам животных.
Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство.
Выбирать и использовать способы работы различными художественными материалами для передачи замысла (раненый зверь, радостный зверь).
14.
Животные – наши соседи
Самостоятельная работа
Животные – символы Нового года. Книжные иллюстрации отражают основное содержание литературного текста, рассказывающего о повадках и поведении животных.
Маски животных. Приёмы изготовления масок, на основе маски «очки».
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств иллюстрации.
Высказывать эмоциональные суждения о выразительности масок животных.
Отражать в маске основные признаки животного (длинные уши - у зайца, нос пяточком - у свиньи, длинные усы – у кота и т.п.).
Оценивать выразительность масок, изображающих животных
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств иллюстрации.
Высказывать эмоциональные суждения о выразительности масок животных.
Отражать в маске основные признаки животного (длинные уши - у зайца, нос пяточком - у свиньи, длинные усы – у кота и т.п.).
Оценивать выразительность масок, изображающих животных.
Планируемые результаты
знать и применять:
- элементарные приёмы композиции на плоскости; использовать линию горизонта, элементарные перспективные сокращения: ближе – больше, дальше – меньше, загораживание; роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, спокойное и динамичное и т.д.; композиционный центр;
– различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, использовать смешанные и локальные цвета в собственной учебно-творческой деятельности; передавать с помощью цвета характер персонажа, его эмоциональное состояние;
– применять многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, ломаные, спиралевидные);
- использовать выразительные свойства силуэта в передаче характера персонажа; основных пропорций животных;
- применять способы передачи объёма при помощи пластилина;
- различать и применять в целях художественной выразительности фактуру разных художественных техник и материалов: гладкая, шершавая, выпуклая, колючая, мягкая и др.;
уметь:
– выражать своё эстетическое отношение к объектам и явлениям природы;
– участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений, переживать и понимать образную специфику произведения;
– различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях изобразительного искусства, уметь объяснять их разницу;
- работать с акварелью, цветными карандашами, фломастерами, гуашью, пластилином.
Художник и мир человека ( 11 часов)
15.
Ты-художник
Самостоятельная работа
Название рисунка отражает основную идею автора, его замысел.
Этикетаж: имя автора, возраст, класс, название рисунка.
Содержание рисунка «Я-художник»: атрибуты изобразительного искусства.
Выразительные свойства линии: плавная, корявая, непрерывная, прерывная.
Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений.
Видеть и отражать в рисунке характер деятельности художника через атрибуты профессии (краски на столе, кисти в банке, картины на стене и т.п.).
Использовать выразительные возможности линейного рисунка (линия плавная, корявая).
Оценивать выразительность графического изображения человека.
Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений.
Видеть и отражать в рисунке характер деятельности художника через атрибуты профессии (краски на столе, кисти в банке, картины на стене и т.п.).
Использовать выразительные возможности линейного рисунка (линия плавная, корявая).
Оценивать выразительность графического изображения человека.
16.
Художник рисует родной край
Самостоятельная работа
Каждый народ – художник.
Выражение природного и национального своеобразия в изобразительном искусстве.
Выделение в рисунке главного средствами композиции: ближе - больше, дальше – меньше, первый, второй план при выполнении композиции «Как я провёл зимние каникулы», «У бабушки в деревне», «На даче», «Новогодняя ёлка», «Новогодний подарок», «Хоровод вокруг ёлки» или др.
Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.
Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии.
Выражать своё отношение к красоте родной природы, к традиционным занятиям жителей своего края, народным и государственным праздникам или др.
Выбирать и использовать способы работы различными художественными материалами для передачи замысла (весёлый праздник).
Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.
Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии.
Выражать своё отношение к красоте родной природы, к традиционным занятиям жителей своего края, народным и государственным праздникам или др.
Выбирать и использовать способы работы различными художественными материалами для передачи замысла (весёлый праздник).
17.
.«Какие бывают девчонки»
Самостоятельная работа
Портрет. Автопортрет. «Глаза – зеркало души».
Выражение отношения к портретируемому через изображение крупных глаз, улыбку, красивую причёску и др.
Цвет как средство выражения в портрете: тёплый -холодный, нюансный-контрастный, светлый -тёмный.
Приёмы изображения портрета.
Учёт основных пропорций в изображении частей человеческого лица.
Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.
Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии.
Выражать своё отношение к портрету, на котором изображена девочка.
Выбирать и использовать способы работы различными цветными художественными материалами для передачи замысла (весёлая девочка, девочка в нарядной шляпе, девочка с веснушками и др.).
Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.
Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии.
Выражать своё отношение к портрету, на котором изображена девочка.
Выбирать и использовать способы работы различными цветными художественными материалами для передачи замысла (весёлая девочка, девочка в нарядной шляпе, девочка с веснушками и др.).
18.
.«Какие бывают мальчишки»
Самостоятельная работа
Портрет. Автопортрет. «Глаза – зеркало души».
Выражение отношения к портретируемому через изображение крупных глаз, улыбку и др.
Выразительные средства графики: точка, линия, пятно, штрих.
Приёмы изображения портрета.
Учёт основных пропорций в изображении частей человеческого лица.
Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.
Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии.
Выражать своё отношение к портрету, на котором изображён мальчик.
Выбирать и использовать способы работы графическими художественными материалами (фломастерами, маркерами, углем или др.) для передачи замысла (весёлый мальчик, мальчик с книгой, футбольным мячом, на фоне компьютера и др.).
Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.
Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии.
Выражать своё отношение к портрету, на котором изображён мальчик.
Выбирать и использовать способы работы графическими художественными материалами (фломастерами, маркерами, углем или др.) для передачи замысла (весёлый мальчик, мальчик с книгой, футбольным мячом, на фоне компьютера и др.).
19.
Мужской портрет
Самостоятельная работа
Психологический портрет.
«Все профессии важны».
Выражение отношения к портретируемому через композицию: крупные глаза, добрый, суровый, серьезный или уставший взгляд и др.
Выразительные средства графики: точка, линия, пятно, штрих.
Приёмы изображения портрета.
Учёт основных пропорций в изображении частей человеческого лица
Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.
Выражать своё отношение к портрету, на котором изображён мужественный человек (пожарник, космонавт или др.).
Выбирать и использовать способы работы графическими художественными материалами (фломастерами, маркерами, углем или др.) для передачи замысла (любимый папа, добрый дед, храбрый пожарный, спасатель, космонавт, футболист-чемпион или др.).
Передавать в самом общем виде пропорции человеческого лица.
Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.
Выражать своё отношение к портрету, на котором изображён мужественный человек (пожарник, космонавт или др.).
Выбирать и использовать способы работы графическими художественными материалами (фломастерами, маркерами, углем или др.) для передачи замысла (любимый папа, добрый дед, храбрый пожарный, спасатель, космонавт, футболист-чемпион или др.).
Передавать в самом общем виде пропорции человеческого лица.
20.
Богатыри земли российской
Самостоятельная работа
Героический и парадный портрет. Былинные герои. Ветераны - участники Великой Отечественной войны. Современные солдаты, моряки, пехотинцы, танкисты – защитники отечества.
Выражение отношения к портретируемым через изображение крупных глаз, добрый, суровый или уставший взгляд, широкие плечи, через военные атрибуты: оружие, доспехи, награды, знамёна и др.
Выразительные средства графики: точка, линия, пятно, штрих.
Приёмы изображения человека во весь рост.
Учёт основных пропорций при изображении фигуры человека и лица.
Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.
Различать основные жанры изобразительного искусства: портрет, былинный жанр и др.
Выражать своё отношение к портрету, на котором изображёны русские богатыри – защитники отечества.
Выбирать и использовать способы работы графическими художественными материалами (фломастерами, маркерами, углем или др.) для передачи замысла (былинные богатыри).
Передавать в самом общем виде пропорции человеческой фигуры и лица.
Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.
Различать основные жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, былинный жанр и др.
Выражать своё отношение к портрету, на котором изображёны русские богатыри – защитники отечества.
Выбирать и использовать способы работы графическими художественными материалами (фломастерами, маркерами, углем или др.) для передачи замысла (любимый папа, добрый дед, храбрый пожарный, спасатель, космонавт, футболист-чемпион или др.).
Передавать в самом общем виде пропорции человеческой фигуры и лица.
21.
Рисуем маму
Самостоятельная работа
Сюжетная картина.
Выражение отношения к портретируемым через движение рук (мама моет, стирает, гладит и т.п.), через изображение важных деталей: посуда на кухне, пылесос, комнатные цветы или др.
Цвет как средство выражения: тёплый и холодный колорит.
Приёмы изображения человека во весь рост, учёт основных пропорций.
Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.
Выражать своё отношение к маме или бабушке в суждениях и средствами изобразительного искусства.
Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.) для передачи замысла (мама читает книгу, мамин добрый взгляд, мама на кухне, мама с пылесосом, бабушка поёт колыбельную, дарим маме цветы или др.).
Передавать в самом общем виде пропорции человеческой фигуры и лица.
Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.
Выражать своё отношение к маме или бабушке в суждениях и средствами изобразительного искусства.
Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.) для передачи замысла (мама читает книгу, мамин добрый взгляд, мама на кухне, мама с пылесосом, бабушка поёт колыбельную, дарим маме цветы или др.).
Передавать в самом общем виде пропорции человеческой фигуры и лица.
22.
Моя семья
Самостоятельная работа
Сюжетная картина.
Выражение отношения к портретируемым через совместные дела, рукопожатие, улыбку, добрый взгляд или др.
Цвет как средство выражения: тёплый и холодный колорит.
Приёмы изображения человека в движении во весь рост.
Учёт основных пропорций при изображении фигуры человека и лица.
Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.
Выражать своё отношение к членам своей семьи, используя цвет как средство передачи идеи благополучия, дружбы, любви.
Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.) для передачи замысла (дружная семья на даче, семья на море, семья на кухне, семья смотрит телевизор или др.).
Передавать в самом общем виде пропорции человеческой фигуры и лица.
Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.
Выражать своё отношение к членам своей семьи, используя цвет как средство передачи идеи благополучия, дружбы, любви.
Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.) для передачи замысла (дружная семья на даче, семья на море, семья на кухне, семья смотрит телевизор или др.).
Передавать в самом общем виде пропорции человеческой фигуры и лица.
23.
Красота труда. Знаменитые скульптуры
Самостоятельная работа
Скульптурная композиция «Рабочий и колхозница» В.Мухиной.
Передача движения в объёме.
Приёмы лепки человека во весь рост, учёт основных пропорций при изображении фигуры человека в объёме.
Осознавать значимые темы искусства и отражать их в процессе лепки.
Выражать основную мысль через движение фигур.
Выбирать и использовать способы работы пластилином (глиной или др.) для передачи замысла (поливаем цветы, играем в мяч, несём корзину грибов или др.).
Передавать в самом общем виде пропорции объёмной человеческой фигуры.
Осознавать значимые темы искусства и отражать их в процессе лепки.
Выражать основную мысль через движение фигур.
Выбирать и использовать способы работы пластилином (глиной или др.) для передачи замысла (поливаем цветы, играем в мяч, несём корзину грибов или др.).
Передавать в самом общем виде пропорции объёмной человеческой фигуры.
24.
Транспорт на улицах селения
Самостоятельная работа
Пассажирский транспорт: автобусы, легковые машины разных марок, трамвай, троллейбус, маршрутное такси и др.
Городской транспорт: машина скорой помощи, пожарная машина, полицейская машина и др.
Выделение в рисунке главного средствами композиции: ближе - больше, дальше – меньше, первый, второй план при выполнении композиции «Машины и пешеходы у светофора».
Выражать основную мысль через композицию, состоящую из двух и более планов (главное впереди, второстепенное – на дальнем плане).
Выбирать и использовать способы работы цветными фломастерами для передачи замысла («Красный цвет – дороги нет!», «Пожарная машина спешит на тушение пожара», «Скорая помощь спешит к больному» или др.).
Передавать в самом общем виде форму и пропорции изображаемых машин.
Выражать основную мысль через композицию, состоящую из двух и более планов (главное впереди, второстепенное – на дальнем плане).
Выбирать и использовать способы работы цветными фломастерами для передачи замысла («Красный цвет – дороги нет!», «Пожарная машина спешит на тушение пожара», «Скорая помощь спешит к больному» или др.).
Передавать в самом общем виде форму и пропорции изображаемых машин.
Планируемые результаты
знать и применять:
- элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве; уметь использовать горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции, знать и применять основные пропорции предметного окружения; использовать линию горизонта, элементарные перспективные сокращения: ближе – больше, дальше – меньше, загораживание; роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, спокойное и динамичное и т.д.; композиционный центр; главное и второстепенное в композиции;
–использовать смешанные и локальные цвета в собственной учебно-творческой деятельности; передавать с помощью цвета характер персонажа, его эмоциональное состояние, использовать выразительные свойства материалов и техник (гуашь, акварель, цветные фломастеры, и др.) при изображении реального и фантастического мира;
– многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, ломаные, спиралевидные и др.), использовать их знаково-символическое значение; передавать с помощью линии, штриха, пятна, точки эмоциональное состояние человека;
- знать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости; использовать сходство и контраст простых геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник и др.); в изобразительном творчестве, использовать выразительные свойства силуэта в передаче характера персонажа; основных пропорций человека;
уметь:
– различать основные жанры пластических искусств, понимать их специфику: портрет, былинный жанр, иллюстрация;
– понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии;
– различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях изобразительного искусства, уметь объяснять их разницу;
- работать с акварелью, цветными карандашами, ручками, фломастерами, гуашью, .
Художник и мир искусства ( 9 часов)
25.
В мире книг
Самостоятельная работа Самостоятельная работа
Книга – источник знаний.
Буквица – первая буква на странице. Красная буква - красивая буква.
Образное решение буквицы, раскрывающее замысел автора.
Тёплые и холодные цвета. Контраст светлых и тёмных цветов
Участвовать в обсуждении выразительных средств книжной графики.
Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, книжная графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство.
Высказывать эмоциональные суждения о цветовом оформлении буквицы.
Выбирать и использовать способы работы цветными фломастерами для передачи замысла («Моя буква», «Мамина буква» или др.).
Участвовать в обсуждении выразительных средств книжной графики.
Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, книжная графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство.
Высказывать эмоциональные суждения о цветовом оформлении буквицы.
Выбирать и использовать способы работы цветными фломастерами для передачи замысла («Моя буква», «Мамина буква» или др.).
26.
Музыка цвета
Самостоятельная работа
Весёлые и грустные цвета. Весёлая и грустная музыка.
Искусство мульпипликации.
Техники кляксография и монотипия: приёмы получения цветных «музыкальных» пятен.
Участвовать в обсуждении выразительных средств техники монотипии.
Выбирать и использовать способы работы в технике монотипия для оформления замысла: нежные музыка и цвет, ласковая музыка и цвет, тревожная музыка и цвет и т.п.
Выражать отношение к объекту изображения через цвет.
Участвовать в обсуждении выразительных средств техники монотипии.
Выбирать и использовать способы работы в технике монотипия для оформления замысла: нежные музыка и цвет, ласковая музыка и цвет, тревожная музыка и цвет и т.п.
Выражать отношение к объекту изображения через цвет.
27.
Театр теней
Самостоятельная работа
Театр – синтез слова, музыки и изображения.
Выразительность теневого силуэта.
Техника кляксография: приёмы нанесения клякс на лист бумаги, сложенный пополам, получение симметричных оттисков.
Участвовать в обсуждении выразительных средств техники кляксографии.
Выбирать и использовать способы работы в технике кляксография для оформления замысла.
Выражать отношение к объекту изображения через силуэт.
Участвовать в обсуждении выразительных средств техники кляксографии.
Выбирать и использовать способы работы в технике кляксография для оформления замысла.
Выражать отношение к объекту изображения через силуэт.
28.
Цирковое представление
Самостоятельная работа
Цирковое представление – это всегда чудо.
Люди и животные, выполняющие трюки на цирковой арене: акробаты, фокусники, дрессировщики и т.п.
Цвет – средство выражения, помогающее художникам передать настроение таинственности, настороженности, праздничности или др. Контраст светлых и тёмных цветов.
Элементарные приёмы изображения животных в движении (поднятая лапа, хобот и др.).
Основы композиционного построения изображений: ближе - больше, дальше -меньше, первый и второй изобразительный план.
Высказывать эмоциональные суждения о цирковом представлении с участием животных и людей.
Выражать своё отношение к пластичности животных их ловкости и умению выполнять трюки.
Передавать в рисунке состояние радости, праздника, загадочности, используя выразительные возможности цветового контраста.
Выполнять изображение животного или человека в движении, используя элементарные законы композиции: загораживание, выделение первого плана.
Высказывать эмоциональные суждения о цирковом представлении с участием животных и людей.
Выражать своё отношение к пластичности животных их ловкости и умению выполнять трюки.
Передавать в рисунке состояние радости, праздника, загадочности, используя выразительные возможности цветового контраста.
Выполнять изображение животного или человека в движении, используя элементарные законы композиции: загораживание, выделение первого плана.
29.
Планетарий
Самостоятельная работа
Первый планетарий в России был открыт в Москве (1929).
В планетариях читаются лекции по астрономии и космонавтике, сопровождающиеся показом искусственного звёздного неба на полусферическом экране-куполе и др.
Планеты солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Первый искусственный спутник земли.
Первые животные-космонавты: Белка и Стрелка.
Первый космонавт планеты – Ю.Гагарин.
Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительном творчестве.
Знать первого космонавта Земли, животных-космонавтов, основные планеты солнечной системы.
Выбирать и использовать способы работы художественными материалами для передачи замысла «Собаки-космонавты» (на тренировке, в космосе, Стрелка со своими щенятами и т.п.).
Передавать в самом общем виде пропорции животных.
Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительном творчестве.
Знать первого космонавта Земли, животных-космонавтов, основные планеты солнечной системы.
Выбирать и использовать способы работы художественными материалами для передачи замысла «Собаки-космонавты» (на тренировке, в космосе, Стрелка со своими щенятами и т.п.).
Передавать в самом общем виде пропорции животных.
30.
Музей декоративно-прикладного искусства.
Самостоятельная работа
Представления о строении мира в древние времена. Три царства: небесное, земное и подводно-подземное.
Пасхальное яйцо.
Элементы декоративного узора и их символическое значение: линия, круг, спираль, звезда и др.
Осознавать роль музеев в жизни общества.
Участвовать в обсуждении содержания произведений декоративно-прикладного искусства.
Выражать основную мысль через сочетание декоративных элементов и цветового оформления предмета.
Учитывать символическое значение элементов декоративного узора и использовать его в своей работе.
Осознавать роль музеев в жизни общества.
Участвовать в обсуждении содержания произведений декоративно-прикладного искусства.
Выражать основную мысль через сочетание декоративных элементов и цветового оформления предмета.
Учитывать символическое значение элементов декоративного узора и использовать его в своей работе.
31.
Народные промыслы
Самостоятельная работа
Народные промыслы, характерные для региона.
Влияние климатических и геологических факторов на развитие народных промыслов.
Симметричное изображение.
Элементы декоративного узора и их символическое значение: линия, круг, спираль, звезда и др.
Участвовать в обсуждении образного смысла произведений декоративно-прикладного искусства.
Выражать основную мысль через сочетание декоративных элементов и цветового оформления предмета.
Уметь получать симметричное изображение.
Учитывать символическое значение элементов декоративного узора для украшения предметов симметричной формы.
Участвовать в обсуждении образного смысла произведений декоративно-прикладного искусства.
Выражать основную мысль через сочетание декоративных элементов и цветового оформления предмета.
Уметь получать симметричное изображение.
Учитывать символическое значение элементов декоративного узора для украшения предметов симметричной формы.
32.
Москва-город музей
Самостоятельная работа
Москва – столица Российской Федерации – город музей.
Памятники архитектуры Красной площади.
Московский Кремль (деревянный, белокаменный, кирпичный).
Выделение главного в композиции: ближе больше, дальше - меньше.
Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.
Выражать своё отношение к красоте столицы, её архитектурных памятников.
Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.) для передачи замысла (я любуюсь Царь-колоколом, Царь-пушкой, башнями Московского Кремля или др.).
Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов.
Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.
Выражать своё отношение к красоте столицы, её архитектурных памятников.
Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.) для передачи замысла (я любуюсь Царь-колоколом, Царь-пушкой, башнями Московского Кремля или др.).
Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов.
33
Государственная Третьяковская галерея
Самостоятельная работа
Павел Третьяков – коллекционер произведений изобразительного искусства.
Выдающиеся произведения живописи, графики и скульптуры, хранящиеся в Третьяковской галерее: Иванов В. «Явление Христа народу», Кипренский А. «Портрет А.С.Пушкина», Антокольский М. «Царь Иоанн Васильевич Грозный» и др.
Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.
Различать основные виды и жанры изобразительного искусства.
Выражать своё отношение к произведениям изобразительного искусства, хранящимся в Государственной Третьяковской галерее.
Выбирать и использовать способы работы художественными материалами для передачи замысла (я в залах музея, я учусь в первом классе, я иду в школу, на перемене, на уроке или др.).
Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов.
Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.
Различать основные виды и жанры изобразительного искусства.
Выражать своё отношение к произведениям изобразительного искусства, хранящимся в Государственной Третьяковской галерее.
Выбирать и использовать способы работы художественными материалами для передачи замысла (я в залах музея, я учусь в первом классе, я иду в школу, на перемене, на уроке или др.).
Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов.
Планируемые результаты
знать и применять:
- выражать своё эстетическое отношение к окружающим объектам, шедеврам отечественного и мирового искусства;
– различать основные виды художественной деятельности, понимать их специфику: графика, живопись, скульптура, декоративно прикладное искусство;
- элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве; уметь использовать горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции, знать и применять основные пропорции предметного окружения; использовать линию горизонта, элементарные перспективные сокращения: ближе – больше, дальше – меньше, загораживание; роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, спокойное и динамичное и т.д.; композиционный центр; главное и второстепенное в композиции; симметрия и асимметрия.
- использовать выразительные свойства материалов и техник (гуашь, акварель, цветные фломастеры) при изображении реального и фантастического мира.
- знать и применять в изобразительной деятельности многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, ломаные, спиралевидные и др.), использовать их знаково-символическое значение; передавать с помощью линии, штриха, пятна, точки эмоциональное состояние природы, человека, животного.
- знать виды ритма (размеренный, прерывистый, спокойный, беспокойный, замедленный, порывистый и т.п.), использовать ритм линий, пятен, цвета, объёмов в передаче эмоционального состояния, движения и динамики; различать специфику ритма в декоративно-прикладном искусстве, живописи, графике;
- выполнять ритмически организованные рисунки, орнаментальные и шрифтовые композиции, используя язык компьютерной графики в программе Point.
знать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве; использовать сходство и контраст простых геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник и др.); в изобразительном творчестве, использовать выразительные свойства силуэта в передаче характера персонажа; основных пропорций животных и человека, форму и конструкцию архитектурных построек.
уметь:
– различать основные жанры пластических искусств, понимать их специфику: иллюстрация;
– понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии;
– различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях изобразительного искусства, уметь объяснять их разницу;
- работать с акварелью, цветными карандашами, ручками, фломастерами, гуашью.
Заголовок 2Заголовок 615