Рабочая программа по предмету Изобразительное искусство (УМК Гармония 4 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРЕДМЕТ: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
«Гармония» 4 класс
Составитель: Аглова Н.В.
учитель начальных классов
I. Место предмета в учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по одному часу в неделю: 33 часа – в 1 классе и по 34 часа – во 2–4 классах, в общем объём не менее 135 часов.
II. Содержание учебного предмета
II. 1. Содержание курса
Содержание программы 4 класса «Художник, природа и Я» раскрывается через серию художественно-творческих заданий, объединённых в четыре тематических модуля. I модуль Художник и мир природы. Наблюдение и изображение окружающей человека неживой природы: неба, земли, деревьев, трав, цветов, водоёмов и т. п., выражение своего к ним отношения через разные виды художественной деятельности – изобразительную, декоративную, конструктивную. II модуль Художник и мир животных. Наблюдение и изображение живой природы: птиц, насекомых, рыб, зверей, домашних животных и т. д., выражение своего к ним отношения через разные виды художественной деятельности – изобразительную, декоративную, конструктивную. III модуль Художник и мир человека. Наблюдение за жизнью человека и его предметным окружением; фантазирование на эти темы через разные виды художественной деятельности – изобразительную, декоративную, конструктивную. IV модуль Художник и мир искусств. Рассмотрение проблемы соотношения образа реальной природы и её изображения в различных видах искусства (театре, кино, литературе, музыке) через такие виды художественной деятельности, как изображение, декор, конструкция.
II. 2. Учебно-тематический план
№
п/п Учебный раздел (тема) Часов на изучение тем. раздела В том числе часов:
проектовК/Р1. Художник и мир природы 9 1 2. Художник и мир животных 8 1
3. Художник и мир человека 11 1
4. Художник и мир искусств 7 1 Всего часов за учебный год 34 2 2
III. Планируемые результаты на конец 4 класса
Предметные результаты:
Выпускник научится:
– различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
– различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
– эмоциональноценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и – передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
– узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений; – приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
– воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
– видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
– высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
– создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
– использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;
– различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; и – спользовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
– создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
– наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
– использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
– пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства, художественного конструирования в собственной художественнотворческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
– моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
– выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Выпускник научится:
– осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
– выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.Выпускник получит возможность научиться:
– видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
– понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
– изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;
– изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
IV. Календарно-тематическое планирование
№
п\пДата Тема Учебные пособия, оборудование
план факт 1. 06.09 Учимся смотреть и видеть Пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Основы декоративно-прикладного искусства» (12 таблиц + CD диск)
2. 13.09 Линия горизонта Пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Введение в цветоведение» (16 таблиц + CD диск)
3. 20.09 Свет и тень Пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Введение в цветоведение» (16 таблиц + CD диск)
4. 27.09 Растительный орнамент Пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Основы декоративно-прикладного искусства» (12 таблиц + CD диск)
5. 04.10 Дождь. Пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Введение в цветоведение» (16 таблиц + CD диск)
6. 11.10 Морской пейзаж Пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Введение в цветоведение» (16 таблиц + CD диск)
7. 18.10 Горный пейзаж Пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Основы декоративно-прикладного искусства» (12 таблиц + CD диск)
8. 25.10 Необычные подземные музеи Пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Введение в цветоведение» (16 таблиц + CD диск)
9. 08.11 Тайны лабиринтов Пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Основы декоративно-прикладного искусства» (12 таблиц + CD диск)
10. 15.11 Рисунки животных с натуры презентация
11. 22.11 Чёрная кошка презентация
12. 29.11 Скульпторы-анималисты презентация
13. 06.12 Рельефное изображение животных презентация
14. 13.12 Образы насекомых в стихах презентация
15. 20.12 Образы животных в книжной иллюстрации презентация
16. 27.12 Талисманы Олимпийских игр Пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Основы декоративно-прикладного искусства» (12 таблиц + CD диск)
17. Фантастичекие животные Ппособие с комплектом таблиц для начальной школы «Основы декоративно-прикладного искусства» (12 таблиц + CD диск)
18. Ты –художник презентация
19. Интерьер с окном презентация
20. Дружеский шарж презентация
21. Парадный портрет презентация
22. Искусство костюма: Изменчивая мода. Искусство костюма: Театральный костюм Пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Основы декоративно-прикладного искусства» (12 таблиц + CD диск)
23. Знаменитые скульптуры презентация
24. Знаменитый город презентация
25. Герб презентация
26. Художник-дизайнер
Пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Основы декоративно-прикладного искусства» (12 таблиц + CD диск)
27. Машины-роботы презентация
28. Книжка-игрушка презентация
29. Музеи игрушки Пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Основы декоративно-прикладного искусства» (12 таблиц + CD диск)
Презентация «Путешествие в музей игрушки»
30. Театр на колёсах Пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Основы декоративно-прикладного искусства» (12 таблиц + CD диск)
31. Большой театр презентация
32. В мире кино презентация
33. Музеи мира: Музей-панорама. Музеи мира: Дрезденская картинная галерея. Пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Основы декоративно-прикладного искусства» (12 таблиц + CD диск)
34. Художественные выставки: Передвижные выставки. Художник и время.
Выставка детского изобразительного творчества презентация
V. Лист корректировки рабочей программы
класс Тема Дата по плану Причина корректировкиКорректирующие мероприятия Дата по факту