ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ.
М.А.Бобровская, учитель начальных классов МБОУ «Кюсюрская СОШ», Булунский улус, п.Кюсюр.
Экологическая катастрофа перестала быть чем-то призрачным, отдаленным в пространстве и времени. Это-горькая реальность. [1, c.72]
Частично решить такую глобальную проблему можно через образовательную систему, иначе говоря, через школу, уроки, классные часы, внеклассные мероприятия. Перед образовательной системой стоит огромная задача, привлечь внимание детей, родителей, общества, наконец, вести пропаганду экологического воспитания, образования.
Особая роль в решении данной проблемы отводится начальной школе, так как именно в ней закладываются основы экологического мировоззрения. Экологическое воспитание и образование под руководством учителя начальных классов, который пользуется у младших школьников непререкаемым авторитетом, протекает более плодотворно и является хорошей базой для следующего этапа экологического образования.[2, c.72]
Мы живем на Крайнем Севере и немаловажно отметить, что вопрос экологии нас касается очень остро.
Ребенок по своей природе пытливый исследователь и открыватель мира. Перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, если правильно вести работу по воспитанию экологической культуры. А такую возможность представляют буквально все учебные предметы. Дети, только пришедшие в школу, уже знают, что бумагу делают из древесины, а для изготовления учебников, тетрадей, альбомов требуется много бумаги. Здесь уже видна связь математики с экологией. В дальнейшем можно предложить решить задачу, более подробно ее раскрывая. Решение таких задач способствуют формированию не только вычислительных навыков, но и экологических знаний об объектах природы, их свойствах, многообразии.
[3, c.75]
Во время устного счета или на уроках закрепления материала можно использовать книжки- малышки, несущие информацию о различных видах растений и животных. На уроках математики можно организовать работу по экологическому образованию. В ходе выполнения этих заданий ученики получают дополнительные сведения о состоянии природы родного края, заповедниках, значении животных и растений о природе и жизни человека.
Уроки гуманитарного цикла дают интересный материал для формирования ответственного отношения учащихся к природе. Элементы экологического образования можно использовать на любом этапе урока русского языка, например при организации словарной работы. Многие словарные слова обозначают название растений и животных. По развитию речи можно ввести тексты приуроченные именно к тематике экологии родного края. Так мы с детьми писали сочинения на тему «Северный олень», «Растения тундры». Проводя работу по развитию речи, прошу объяснить значения пословиц : Лес и вода- брат и сестра. Много леса –береги, мало леса- посади. Можно предложить описать какое- либо животное, например: песца, соболя, лося. Или растения: лиственницу, полярный мак. Эти задания помогают повторить и закрепить знания о взаимосвязях в природе, способствуют развитию воспринимать красоту природы и передавать свои впечатления с помощью слова, т.е. формируют мотивы охраны природы.[3, c.76]
Большими возможностями для осуществления экологического образования обладают уроки чтения и произведения писателей- натуралистов, включенные в учебники. Эти произведения позволяют формировать знания об объектах природы, о мотивах охраны природы. Можно рассказать детям об увлечениях природой В.Бианки, о роли природы в творчестве А.Пушкина, С.Есенина, М.Пришвина.
Тесная связь на уроке художественного слова, музыки, произведений изобразительного искусства создает эмоциональный настрой, помогающий полнее и ярче воспринимать окружающий мир.
Большой эмоциональный всплеск дают уроки изобразительного искусства и технологии. На этих уроках учатся не только видеть красоту природы, но и изображать её. В основном дети любят рисовать природу рыболовецких участков, оленеводческих стад, где они часто отдыхают с родителями, где природа ещё не тронута, не исковеркана техникой.
Наиболее богатые возможности по воспитанию экологической культуры нам предоставляет урок окружающего мира. [3, c.76] Я проводила открытый урок по теме «Рыбы, которые водятся на реке Лена», где дети с интересом рассказывали, какой вид рыб водится на нашей реке. Рисовали, всем классом сделали маленькую брошюрку «Красная книга», записали туда названия рыб, которые подлежат охране. На муниципальный конкурс «Экологическая сказка» сделала презентацию на тему «Ягоды, которые растут на Крайнем Севере».
Современная жизнь все острее проявляет противоречие во взаимодействии общества с окружающей природной средой. Люди все чаще нарушают законы природы, поэтому школа должна донести до каждого ребенка значимость этой проблемы, формировать активную жизненную позицию, приучать к экологически грамотному поведению, так как воспитание любви к Родине надо начинать с воспитания любви к природе. Для того чтобы научить любить природу, дружить с ней, нужно обогатить знания и представления детей об окружающем мире.
В этом немаловажную роль играет неделя природоведения в начальной школе. Неделя природоведения помогает более глубоко изучить, оценить значимость природы, познать ее особенности и уникальность, подводит учеников к творческому решению конкретных полезных дел.
Цель проведения недели – углубление знаний школьников об окружающем мире, развитие их наблюдательности, воспитание бережного отношения и любви к родной природе, осознание детьми необходимости защиты окружающей среды, активного участия в защите животных и растений.
Каждый день ребят ждет интересное и творческое дело. Во время проведения недели учителями проводятся интеллектуально-познавательные игры, конкурсы, викторины, презентации, олимпиады. Эта работа не только расширяет кругозор учеников, но и воспитывает их. Все дети с огромным удовольствием участвуют, победители награждаются грамотами, дипломами, призами.
Любовь к природе великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть её. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе надо с самого раннего детства. [2, c.79]
И в этом убеждают слова В.А.Сухомлинского: «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность».[2, c.72]
Каждый учитель, работающий творчески, вероятно, знает и использует свои приемы, формы, средства, которые позволяют ему проанализировать жизненный опыт учащихся и соответственно строить свою педагогическую стратегию.
Использованная литература:
В.Ф.Протасов, А.В.Молчанов. Экология, здоровье и природопользование в России.1995, М.- «Финансы и статистика»
Начальная школа,2002, №7, Министерство образования РФ
Начальная школа,2004,№2, Министерство образования РФ