«Экологическое образование младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»


«Экологическое образование младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»
Скакалина Надежда Дмитриевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ п.Молодёжный
Перелюбского муниципального района
Саратовской области»
Природа — это книга,
каждая страница которой
полна глубокого содержания.
И.В.Гёте
Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым мышлением, способного осознавать последствие своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы проявляется очень рано. Дети замечают все: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка, на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков и запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.
Но, проводя экскурсии в природу, наблюдая за детьми во время природоведческой прогулки, замечала, что дети могут сорвать и почти сразу выбросить ветку дерева, цветок, бросить под куст фантик от конфеты или упаковку от выпитого сока. “А что я такого сделал?” – отвечают они на мой вопрос: “Зачем?”. “Так делают все и ничего страшного здесь не произойдет”. Да, конечно, от одного брошенного фантика или сорванного цветка не случится экологическая катастрофа, но если так будет вести себя каждый ребенок и вырастающий из такого ребенка взрослый, то тогда и будет терять плодородие земля, будут исчезать звери и птицы, мы потеряем главные богатства планеты – воздух, воду, землю. А тогда уже встанет вопрос и о выживании самого человека. В моей работе приоритетным направлением должно стать воспитание у детей бережного и ответственного отношения к природе, которое так необходимо будущим хозяевам родной земли, ведь сложившаяся в настоящее время тяжелая экологическая ситуация на земле – это результат экологической неграмотности большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу.
Достичь этой цели помогут занятия внеурочной деятельности, окружающего мира, литературного чтения, внеклассные мероприятия на экологические темы и, бесспорно, участие в проекте « Мой зелёный друг», в котором мы с ребятами принимаем участие.
Начали работу с ознакомления с экологическим дневником. Из обращения авторов к ребятам мы определили цель. Затем узнали много нового о растениях, выявили самые необычные случаи из их жизни и самое главное – научились беречь и охранять растения!
Выполняя задания, ребята дополняли их своими загадками о растениях, рассказывали много интересного о растениях, за которыми они сами наблюдали и читали. Много полезной информации почерпнули, заочно побывав на уроке экологии. Убедились в том, что наша природа действительно — настоящее сокровище и каждое растение играет огромную роль в природе. Сделали вывод – чтобы сохранить этот удивительный мир мы должны знать жизнь растений, любить и беречь природу.
На уроках технологии у ребят получились разнообразные красочные аппликации и панно из сухих листьев, цветов, семян. Большое познавательное значение имеют беседы природоведческого характера. У детей расширяется кругозор, активизируется их внимание, развивается мышление, прививается интерес к природе. Тематика бесед может быть самая разнообразная. При подготовке к беседе я руководствуюсь тем, чтобы ее содержание отвечало возрастным особенностям учащихся, чтобы она была целенаправленной, эмоциональной. В процессе беседы опираюсь на жизненный опыт , известный запас представлений и понятий по изучаемому материалу, полученный на основе наблюдений, прочитанных книг, статей, просмотра фильмов.
Воспитательная значимость бесед повышается при включении заранее подготовленных небольших докладов, сообщений учащихся, игровых моментов, инсценировок, практических заданий. Мы ведем активный образ жизни, общаясь с природой. Совершаем эколого-познавательные туристические походы и проводим экологические игры на местности.С помощью родителей изготовили и повесили кормушки и скворечники.
Провели праздники по экологической тематике “Бал цветов”, “Подорожник наш друг”, экологический час “Лес - наш зелёный друг ” и много других. Принимаем участие в таких акциях, как: « Зелёная полоса», «Покормите птиц зимой», «Скворечник», «День Земли»
Для того, чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусмотреть и смену видов деятельности: познавательная (расширение кругозора и повышение научного интереса учащихся), игровая (различные экологические игры, интерактивные игры о живой природе и т.д.), творческая, трудовая  (выполнение проектов по созданию аппликаций,  цветочных композиций, составлении букетов и т.д.), исследовательская (изучение биологического объекта и написание небольшой реферативно-исследовательской работы). Кружковая работа дает возможность привлекать младших школьников к проведению исследовательской деятельности в природе. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней.
Исходя из опыта  своей работы, могу сказать, что процесс формирования экологических отношений у младших школьников будет эффективным если:
1. Формирование экологических отношений будет осуществляться не только на уроках окружающего мира, но и на других уроках.
2. Если будут проводиться интегрированные уроки экологического содержания.
3. Если  внеклассная работа будет включать мероприятия экологического содержания.
праздник цветов

Итог: Цветы в подарок школе
Используемые источники:
Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников.// НШ. - 1999. - №1.
Климцова Т. А. Экология в начальной школе. // НШ. - 2000. №6.
http://festival.1september.ru/articles/213264/
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / М.: Просвещение, 2011.- 111с. (Стандарты второго поколения).