Экологическое образование и воспитание в школе


Экологическое образование и воспитание в школе Автор: учитель изобразительного искусства Андреева Лариса ВалерьевнаМБОУ «Наушкинская СОШ» Цели:формировать у детей бережное отношение к природе;воспитывать нравственную культуру;обогащать представление о добре и зле, положительном и отрицательном воздействии человека на природу;формировать опыт разумного и гуманного поведения в природе;формировать новые знания об оказании помощи природе. Цели и задачи экологического воспитания учащихся Задачи: углубление и расширение экологических знаний;привитие навыков исследовательской, проектной работы;привлечь население поселка к экологической работе и решению экологических проблем своей местности, основанную на проведении совместных мероприятий экологической направленности;развитие познавательной, творческой и общественной активности школьников;формирование (воспитание) чувства бережного отношения к природе родного края. сознательность;одобрение и поддержка;научность;активность;систематичность;доступность;межпредметная связь;учет возрастных особенностей;самоконтроль. Принципы экологического воспитания учащихся: 1. Проводим акции на самый чистый и зеленый класс.2. В осенне - весенний период ухаживаем за закрепленными участками.3. Ведем постоянную работу по озеленению школьного двора.4. Ведем работы по очистке парка отдыха.5. Проводим экологические маршруты здоровья, отдыха, знакомясь с природой.6. Проводим неделю экологии.7. И как итог работы – проект, выставка цветов, поделки из природного материала. Мероприятия, проводимые в рамках данного проекта: Воспитание экологической культуры школьников – это целостная система уроков и внешкольных мероприятий, которые направлены на достижение поставленной цели и решение многих воспитательных задач. Это большой труд учителя с коллективом класса и учащихся школы, дающий определённые результаты. Реализация личностно развивающего подхода в обучении через организацию и предъявление учебного материала различного уровня трудности. Проект как технология направлен на поиски путей развития активного самостоятельного мышления ребёнка. Наиболее педагогически ценным в этой технологии является то, что все теоретические знания, получаемые при обучении, ребёнок должен уметь реализовать на практике. Проектная технология Портфолио Проектирование(планирование) Проблема Поискинформации Презентация Продукт Раздел I. Основные компоненты проектной деятельности учащихся.Проект Проект на уроке изо Предмет ИЗО, хотя и не так связан с наукой, носит в значительной степени интегрированный или прикладной характер. Кроме того он тесно связан с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников. Преподавание изо требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся. Раздел II.  Методические аспекты использования метода проекта, применяемого на уроках изобразительного искусства  Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной  деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Проект Прикладной Ролевой Творческий Поисковый Исследовательский И другие Проект По содержанию проект учащегося может быть монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета) и межпредметным  (интегрируется смежная тематика нескольких предметов). По продолжительности выполнения проекты бывают краткосрочными, средней продолжительности (от недели до месяца) и долгосрочными. Проект может быть индивидуальным и групповым. Этапы проекта Подготовка Защита Самооценка Классификация проектов         Мини-проекты могут укладываться в один урок, индивидуальные и мини-работа в группах.Индивидуальные проекты:- «В царстве Флоры (символика цветов в мировой художественной культуре)»; - «Единство конструкции и декора в народном жилище»;- «Памятники животным»;- «Цветы России (народные художественные промыслы) и др. Краткосрочные проекты требуют выделения 1-2  уроков. Проектная деятельность заключается в замене традиционного урока уроком по созданию проекта: коллективной творческой работы. Коллективные  проекты на уроках изобразительного искусства: -«Моя деревня»;- «Березовая роща»;- «Сохраним лес от пожара» и др. Классификация проектов Проект «Моя деревня» Коллективная работа 5 класса Проект «Березовая роща» Проект «Сохраним лес от пожара» Недельные проекты выполняются в группах, по классам  в ходе  предметных декад эстетического цикла. Годичные или четвертные   проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы презентации (защиты) выполняются на уроке и  во внеурочное время.   Итогом такого проекта является живописная или графическая композиция  или альбом по темам бытового, исторического и библейского жанра, в том числе и экологического характера. Проект «Натюрморт». 6 класс Проект Проект ««Единство шрифта и содер­жания в плакате» 8 кл. 5 класс – «Увлекательное путешествие в мир гербов и эмблем» При изучении народного искусства в 5 классе Мотивы народного искусства подсказаны самой природой: это и цветы, и птицы, и образ мирового древа. В 6 классе при изучении темы «Человек и пространство. Пейзаж» представлен комплекс уроков по изучению общей экологической проблемы. Серия уроков посвящена теме «Все народы объединяет забота об охране природы». На уроках ребята знакомятся с основными экологическими проблемами, изучают пагубное влияние человека на окружающую среду. Ученикам предлагается нарисовать рисунок с трагическим сюжетом на тему «Планета заболела», «Человек – хозяин природы?» и др. Внеурочная деятельность Кружковая работа 2-3 классы. Проект «Берегите птиц». К Всемирному дню водных ресурсов проект «Подводный мир». «Вторая жизнь бумаги».Вместе с детьми обсуждает весь «путь» бумаги от дерева до мусорного ведра. Дети наглядно видят связь между количеством деревьев в лесу и количеством производимой бумаги. Чем экономнее мы используем этот материал, тем больше елей и берез остается в лесу. Дети могут предложить свои варианты экономии и вторичного использования бумаги. Работа с одаренными детьми. НПК «Шаг в будущее». Экологическое воспитание в стенах школы недостаточно. Ребенок должен видеть бережное отношение и уважение к природе со стороны родителей и государства. Я думаю, что люди начинают понимать, что человечество неотделимо от природы, что Земля – наш общий дом, который надо сохранить  для потомков. Заключение Литература1.    Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.2.    Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.3.    Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.4.     Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.5.    Селевко Г.К.Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М.: Народное образование,1998.-256с.6.    Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003. Спасибо за внимание