Реализация проблемного обучения через формирование навыков экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ


Реализация проблемного обучения через формирование навыков экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Хорошо известно высказывание Л.С. Выготского о том, что «обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в его хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний» [1, с. 148]. Какое же обучение способно заглянуть в будущее? Анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что весьма перспективным на современном этапе становится использование проблемного обучения:
В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключениям, абстракции. Психологами доказано, что у детей первых семи лет мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно-научного и экономического образования. Для тог, чтобы педагогический процесс в детском саду был эффективен, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.
Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, труде, на прогулках, занятиях, в общении с взрослыми и сверстниками. Экспериментирование, как одна из форм организации детской деятельности, побуждает ребенка к активности и самостоятельности, к открытию новых знаний и способов познания.
Разработанная технология формирования навыков экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ на основе рекомендаций авторского коллектива под руководством Л.А. Венгера [2], А.И. Савенкова [3] направлена на развитие интеллектуально-познавательных способностей, творческой активности старших дошкольников средствами физического эксперимента. По ее идеологии, ребенок находится в центре образовательного процесса, являясь его активным участником, так как в системе занятий акцент смещается с репродуктивной деятельности и пассивного усвоения знаний на индивидуальную исследовательскую практику.
Цель: Создать условия для развития и саморазвития интеллектуально-творческих способностей ребенка и формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Задачи:
1. Расширять представления о физических свойствах:
– знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т. д.);– знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
– развивать представление об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.).
2. Формировать способы и приемы исследовательской деятельности:
– умение видеть проблемы;
– умение вырабатывать гипотезы;
– умение наблюдать;
– умение проводить эксперименты;
– умение давать определения понятиям.
3. Развитие логического мышления, познавательной активности, любознательности, концентрации внимания, памяти в процессе экспериментирования.
4. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
5. Формировать у детей представления о назначении приборов в экспериментальной деятельности, умения выполнять правила техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Ознакомление дошкольников с явлениями живой и неживой природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его процесс поиска причины того или иного явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий. Результатом работы над детским экспериментированием является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
Совместную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста я провожу в специально оборудованной лаборатории 1 раз в неделю по 25-35 минут небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.
В группе была проведена работа по созданию среды. Совместно с родителями я оборудовала уголок экспериментальной деятельности, где накоплен богатый материал. В уголке экспериментирования находится природный материал (песок, вода, глина, камушки, ракушки, разная по составу земля, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья.); сыпучие продукты (горох, мука, соль, сахарный песок, крахмал); емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито; микроскоп, лупы, песочные часы.В ДОУ имеется «Зеленая зона» где находятся и живые объекты для наблюдений: «Дом для червей», позволяющий наблюдать за дождевыми червями и «Прозрачный горшок», для наблюдения за ростом корней растений. Все эти материалы достаточно просты в использовании и безопасны.
Детям предлагаются модели знакомых экспериментов, игр позволяющих им повторить пройденный материал или изменить его, закрепить в естественной игровой среде.
В старшем возрасте у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Моя роль, как умного друга и советчика, возрастает. Нельзя навязывать ребенку свои советы и рекомендации, а надо ждать, когда он, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью.
В старшей группе я даю задание по прогнозированию результатов. Например: «Ребята, сегодня мы с вами посеяли семена, из которых вырастут новые растения. Как вы думаете, какими они будут через 10 дней?» Дети рисуют рисунок, в котором отражены представления. Через 10 дней, сверяя рисунки и реальные растения, устанавливают, кто из ребят оказался наиболее близок к истине.
При проведении опытов, работу мы чаще всего осуществляем по этапам: выслушав и выполнив одно задание, ребята получают следующее.
Этапы организации поисково-познавательной работы.
1. Подготовительный.
2. Функциональный.
3. Поиск самостоятельных действий. Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов я начинаю с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбираю объект, знакомлюсь с ним заранее и на практике, и по литературе.
Предлагая детям поставить опыт, сообщаю им цель или задачу, которая должна быть решена, даю время на обдумывание и затем привлекаю детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Нельзя детей лишать инициативы и свободы воли. Также нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей. Дети должны проговаривать свои действия и увиденные результаты. Нельзя выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Это можно сделать в словесной форме, иногда избирать другие способы. После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место.
Эксперименты как ответ на детские вопросы. Помимо запланированных и случайных экспериментов, существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, я не отвечаю на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложные наблюдения. В дальнейшем, если работа не сложна, она проводится как случайный эксперимент; если же требуется значительная подготовка, ее осуществляем в соответствии с методическими рекомендациями, описанными для плановых опытов.
Ребятам старшей группы становится доступным и двух, и трехчленные цепочки причинно-следственных связей. Поэтому чаще я задаю вопрос «Почему?». И сами дети в этом возрасте становятся почемучками. Это свидетельствует об определенных сдвигах в развитии логического мышления.
Дети 7-го года жизни уже способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений. Поэтому я даю детям более сложные задания позволяющие задумать опыт, самим продумать методику и распределить обязанности между собой.
Для создания поисковой деятельности ребенка я стараюсь продумать ситуацию, при которой происходит столкновение мнений детей и моего мнения.
Организация поисковой деятельности ребенка предполагает наличие коммуникативных компонентов, которые характеризуют направленность общения на получение определенных результатов.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Экспериментирование обеспечивает развитие двух типов активности: собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.
Очень важно увязать исследовательскую работу с другими видами детской деятельности: наблюдениями за живой и неживой природой, чтением, игрой, занятиями изобразительным искусством. Экспериментирование положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Формы исследовательской деятельности:
– игра-экспериментирование;
– наблюдение в природе;
– организованный эксперимент;
– спонтанный эксперимент.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнивая классификации, обобщения и экстраполяции.
Необходимость давать отчет об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, а также на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениям и законами) занимает особое место в систем е разнообразных знаний об окружающем, что, в свою очередь, является одним из средств обеспечения преемственности непрерывного образования.
Для отслеживания результатов деятельности в ДОУ создан мониторинг уровня развития познавательных способностей старших дошкольников через использование метода экспериментирования. Данные мониторинга за последние пять лет свидетельствуют о том, что положение о развивающем влиянии метода экспериментирования на познавательное развитие старших дошкольников подтвердилось.
Устойчивое повышение результатов связано с организацией условий, способствующих интеллектуальному развитию детей в рамках про-граммы ДОУ, осуществлением индивидуального подхода и ранней коррекцией отклонений в познавательной сфере детей по проблемным направлениям:
– снижение восприятия, наглядно-образного мышления дошкольников и, связанной с этим, неспособностью соотнесения предмета с эталонами;
– трудности перцептивного моделирования (при конструировании по образцу, схеме)
– низкий уровень воображения и логического мышления.
А также координированной работе воспитателей, родителей, специалистов, направленной на развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Результаты диагностики познавательного развития детей
Познавательные процессы Сентябрь Май
Восприятие Норма – 79,3%
Отклонение – 20,7% Норма – 92,4%
Отклонение – 7,6%
Мышление Норма – 78,2%
Отклонение – 21,8% Норма – 93,7%
Отклонение – 6,3%
Память Норма – 77,7%
Отклонение – 22,3% Норма – 80,6%
Отклонение – 19,4%
Воображение Норма – 80%
Отклонение – 20% Норма – 94%
Отклонение – 6%
Общий уровень Норма – 78,8%
Отклонение – 21,2% Норма – 90,2%
Отклонение – 9,8%
5080-1407795005080-1276350005080-1021715005080-767715005080-513080005080-258445005080-3810006216650-1407795006216650-1276350006216650-1021715006216650-767715006216650-513080006216650-258445006216650-381000
15119354000500
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Выготский Л.С. Мышление и его развитие в детском возрасте // Собр. соч. в 6 т. – Т. 2. – М., 1984.
Знакомимся с программой «Развитие»: пособие для воспитателей и родителей / под ред. О.М. Дьяченко, Н.С. Денисенковой. – М.: ООО «Издательст-во ГНОМ и Д», 2001.
Савенков А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников. – СПб.: Питер, 2004.