Конспект урока по русскому языку на тему: «Что ты знаешь о словах?» (3 класс) УМКГармония
Конспект урока русского языка
в 3-ем классе
( М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. К тайнам нашего языка)Тема: «Что ты знаешь о словах?»
Цель: формировать умения различать слова по строению, по значению, решать орфографические задачи.
Задачи урока:
1. Образовательные:
-закрепление знаний о слове, обратив особое внимание на значение слов и их строение;
-продолжить обучение умению работать с орфографическим словарём с целью решения орфографических задач;
-продолжить обучение наблюдению за значением слов с целью познаваемости окружающего мира;
2. Воспитательные:
-способствовать трудовому и патриотическому воспитанию;
-продолжить работу по формированию коллектива;
-формирование коммуникативных качеств личности;
- воспитывать уважение к своим одноклассникам, взаимопонимание, умение слушать.
3. Развивающие:
- развитие логического мышления и обогащения речи учащихся;
-развитие мотивации;
-развитие самостоятельности мышления и умения отстаивать свою позицию.
Оборудование:
Русский язык. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко К тайнам нашего языка Часть 2, « Ассоциация 21 век» 2014
М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко Русский язык К тайнам нашего языка Тетрадь-задачник Часть 3 « Ассоциация 21 век» 2014
М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко К тайнам нашего языка. Методические рекомендации. « Ассоциация 21 век» 2014
Компьютер, проектор, экран, сигнальные карточки.
Ход урока
Групповая работа.
Учитель: Каждый ученик берёт карточку со словом и садится за тот стол, где находится семья слов.
стреластрелысо стрелойо стреле
стрелятьстрелоквыстрелкорм
о кормес кормомкормушкакормить
кормилецкормовойзверьзвери к зверюзверюшка зверёкзвериный
зверскийзимазимыо зиме
зимушказимовьеперезимоватьзимующиеНа столах карточки с корнями –стрел--корм--звер--зим-
Учитель: Проверьте, все ли слова правильно нашли свою семью?
Каждый ученик показывает слово своей группе, называет корень, остальные проверяют.
Учитель: Разделите слова на две группы.
Обучающиеся делят слова на две группы. В одну группу – слова однокоренные, в другую – формы слова.
На доске появляется два столбика слов:
стрелятьстрела
стрелокстрелы
выстрелсо стрелой
кормушкао стреле
кормиткорм
кормилецо корме
кормовойс кормом
зверюшказверь
зверёкзвери
звериныйк зверю
зверскийзима
зимушказимы
зимовьео зиме
перезимовать
зимующие
Дети поясняют их классификацию.
Учитель: где мы можем использовать умение изменять слово и подбирать к нему однокоренные? (При решении орфографических задач в слове)
Учитель: Что нужно сделать, чтобы решить орфографическую задачу в корне? (Подобрать проверочное слово.)
Учитель: Какое слово называется проверочным? (Проверочное слово – это однокоренное слово, в котором опасное место стало безопасным.)
Учитель: Как проверить букву безударного гласного в корне? (Надо подобрать проверочное слово, в котором безударный гласный стал ударным.)
Учитель: Как проверить букву парного согласного в корне? (Надо подобрать проверочное слово, в котором после парного согласного стоит гласный или сонорный.)
Решение орфографических задач.
Учитель: Решите орфографическую задачу в слове. Обоснуйте свой выбор.
Учитель показывает слово с пропущенной орфограммой. Обучающиеся определяют орфограмму, подбирают проверочное слово, определяют букву, пишут её на сигнальной карточке и показывают классу, обосновывая свой выбор.
улыкашмлинасоритьгрзнулянет ягообжал
Решая орфографические задачи, учащиеся испытали трудности в слове обежал.
Учитель: Кто решил орфографическую задачу в этом слове? Докажите.
Появились карточки с разными буквами О, И, Е.
Учитель: Почему слово одно, а буквы выбрали разные?
Учитель: Что интересного в этих словах? Что общего?
Учитель: Можно ли решить орфографическую задачу в этом слове? (Нет. Мы не знаем, какое это слово, его значение.)Учитель: Ребята, что же нужно сделать, чтобы узнать значение слова и решить орфографическую задачу? (Чтобы решить орфографическую задачу в этом слове, надо составить с этим словом словосочетание или предложение, чтобы было понятно значение этого слова.)
Учащиеся обсуждают проблему в группах и сообщают о своих решениях.
Учитель: Составьте словосочетания и решите орфографическую задачу.
обжал котёнка - обида – обижал.
обжал вокруг дома – бег – обежал.
Также разбирается вариант слова обожал без доказательства орфограммы.
Физкультминутка.
Учитель: Ребята, встаньте около стульев. Покажите действиями, жестами, мимикой слово обежал, слово обижал, слово обожал.
Игра « Ответь правильно».
Вопросы (их два) написаны на карточках.
Но один ученик должен ответить сам, а другой задать товарищу (на какой вопрос отвечать, а какой задавать, ребёнок решает сам). Карточки до урока дети берут на столе учителя, вопросы из тетради-задачника ч.3 (см.с. 44, упр. 560).
Актуализация опорных знаний.
4.Логическое задание . (Учащиеся работают на магнитной доске.)
а)Учитель: Какое слово лишнее? Почему? ( Ракета - лишнее слово. Слова : космос, космонавт, космический являются однокоренными с корнем косм, а слово ракета к ним не относится.)
Учитель: Кто и когда стал первым космонавтом? Сколько времени длился полёт?
Учитель: Придумай однокоренные слова к слову ракета. Какую гласную в корне слова следует запомнить?
Учитель: Найдите в орфографическом словаре ещё слова по теме «Космос» ( дети работают в парах) и выпишите их на доску.
б) Учитель: Соедини слова в пары мелом на доске. (Слова на доске расположены в беспорядке). Названия каких животных мы вспоминаем, чтобы назвать:
храбреца (орёл)
задиру (петух)
хитреца (лиса)
увальня (медведь, тюлень)
безбилетника (заяц)
Учитель: Какими синонимами из 4 букв можно заменить такие слова? (На экране столбик со словами и карточки с буквами, которые нужно двигать для составления нужных слов)
приятель (друг)
противник (враг)
солдат (воин, боец)
шагать(идти)
красный (алый)
печаль (горе)
работа (труд, дело)
5.Физминутка (упражнения для глаз)
6. Работа с заданием упр. 561.
( См. М.С Соловейчик, Н.С. Кузьменко. Русский язык . К тайнам нашего языка . Часть 2, « Ассоциация 21 век» 2014). Работа выполняется в тетрадях.
Предполагается повторение того, что среди слов бывают синонимы и антонимы.
Учитель: Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?
Учитель: Что можно сказать о выделенных парах слов в каждом предложении? (маленькая и большая - синонимы, бегут и несутся – антонимы).
Учитель: Какие слова мы называем синонимами, а какие – антонимами?
Учитель: Какие орфографические задачи вы решали при списывании предложений?
7. Коллективная работа
над пониманием значения слов. Работа выполняется на доске.
Учитель: Напишите для слов с пропусками глаголы, которые отражают смысловое значение данных слов, поставив гласную в сильную позицию:
Зап . вать ( ) лекарство.
Зап . вать ( ) песню.
Птичка св . ла ( ) гнездо.
Мама св . ла ( ) дочку по ступенькам.
Мальчик сл . зал ( ) с крыши.
Кот сл . зал ( ) сметану.
Учитель: Как вы считаете, помогает ли понимание значения слов разобраться в их написании?
8. Самостоятельная работа
с последующей взаимопроверкой в парах: упр.562 (см. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко Русский язык К тайнам нашего языка Тетрадь-задачник Часть 3 « Ассоциация 21 век» 2014, с 44-45).
Учитель: Реши орфографические задачи и рядом ещё раз запиши слова; если нужно, записывай несколько слов с разными значениями.
9. Решение проблемной ситуации с последующим обсуждением и опорой на орфографический словарь: работа над строением слов и исправлением допущенных ошибок: упр. 564 (см М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко Русский язык К тайнам нашего языка Тетрадь-задачник Часть 3 « Ассоциация 21 век» 2014, с. 46).
Учитель: О чём мы должны всегда помнить при проверке любой части слова?
( Читаем напоминание в учебнике, с.98).
Учитель: Написание каких слов мы запомнили с опорой на орфографический словарь?
( Земляника, полевой).
Учитель: Какое напоминание помогло правильно решить орфографические задачи? (Любую часть слова можно проверить только той же частью слова).
10. Работа по алгоритму с опорой на схему.
Упражнение 563 . (см М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко Русский язык К тайнам нашего языка Тетрадь-задачник Часть 3 « Ассоциация 21 век» 2014, с.45-46). (Работа выполняется в тетрадях-задачниках с комментированием.)
Учитель: Какими способами можно проверить безударную гласную в корне слова? Составьте алгоритм такой работы.
Под руководством учителя составляется схема:
Безударная гласная
изменение формы подбор родственного подбор родственного
слова слова той же части слова другой части
речи речи
чтобы эта гласная была под ударением
11) Итог урока.
Учитель: Какие виды деятельности помогли нам на уроке решить все орфографические задачи? ( Работа с орфографическим словарём, определение значения слов и их строения, работа над безударной гласной в корне слова по алгоритму) знание.
Учитель: Чем нам помогает понимание значения слова и знание его строения при решении орфографических задач?
( Понимая значение и зная строение слова, мы можем правильно подобрать однокоренные проверочные слова).
Учитель: Какое напоминание нужно помнить, чтобы писать грамотно? ( Любую часть слова можно проверить только той же частью слова.)
Учитель: Подсчитайте полученные бонусы ( анализ работы учащихся на уроке).
12) Домашнее задание: упр. 566 ( См. М.С Соловейчик, Н.С. Кузьменко Русский язык К тайнам нашего языка Часть 2, « Ассоциация 21 век» 2014).