Урок по математике на тему «Порядок выполнения действий. Скобки»
Урок по математике во 2 классе на тему:
«Порядок выполнения действий. Скобки»
УМК « Школа России»
Цель: -познакомить с порядком выполнения действий при вычислениях;
-учить находить значения выражений со скобками;
-развивать умения решать текстовые задачи и задачи логического
характера;
-совершенствовать вычислительные навыки.
Тип урока: открытие новых знаний.
Планируемый результат обучения:
Предметные:
Учащиеся научатся соблюдать порядок выполнения действий при вычислениях;
Находить значения выражений, содержащих скобки;
Метапредметные:
Понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
Планировать деятельность на уроке под руководством учителя;
Искать разные способы решения задачи;
Работать в паре и оценивать товарища;
Выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения;
Личностные:
Проявлять интерес к математике;
Осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на и взаимодействия с учителем;
Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;
Осваивать математический язык.
Оборудование:
Учебник «Математика», тетради, линейка, карандаш.
Ход урока.
Организационный момент:
Актуализация знаний
1.Индивидульная работа.
Карточка 1.
Сравни.
12 – 6 … 14 – 5 12 + 10 … 10 + 12
15 – 9 … 13 -- 916 – 8 … 11 – 3
Карточка 2.
Вычисли удобным способом.
7+8+3+218+11+2+9
6+2+8+417+5+5+3
Карточка 3.
Составь по краткой записи задачу и реши её.
Было – 6 кг и 9 кг
Продали – 8 кг
Осталось - ?Составь задачу, обратную данной и запиши её кратко.
Карточка 4.
В каждом из написанных слов, которые встречаются в учебниках математики, Петя пропустил гласные буквы. Запиши эти слова правильно.
Рзнсть, мнс, смм, чсл, квдрт, здч, тргльнк, прмгльнк.
2.Расшифруй слово.
Каждому ответу задачи соответствует буква. Если вы правильно решите задачи, то узнаете одно слово темы нашего урока.
На яблоне висело 15 зелёных яблок, а красных в 3 раза меньше. Сколько красных яблок? (5)
Росло 27 роз, а гвоздик в 3 раза меньше. Сколько росло гвоздик? (9)
Улитка проползла 4 см, а гусеница в 2 раза больше. Сколько см проползла гусеница? (8)
В автобусе было 25 пассажиров, вошло ещё 7.Сколько пассажиров в автобусе? (32)
Тыква весит 9 кг, а арбуз 3 кг. Во сколько раз тыква тяжелее арбуза? (3)
-Все уже догадались, какое это слово, хотя я ещё не произнесла последнюю задачу. Какую я могла задать задачу? Попробуйте сделать это за меня.
На первой полке было 42 книги, а на второй 7 книг. Во сколько раз меньше книг на второй полке, чем на первой? (6)
Шифр: 9 = о ; 5 = п ; 7 = с ; 11= в; 6 = н; 3 = д; 4 = у; 8 = р; 6 = к; 32 =я
Итак, первое слово «ПОРЯДОК»
-А какое второе слово, вы скажете мне через несколько минут.
Посмотрите на доску и восстановите порядок: включаю, губку, мою, вытираю, беру, моющее средство, выключаю.
-Что означают эти слова?
-В чём мы устанавливали порядок?
Порядок действий-это тема нашего сегодняшнего урока. По-другому порядок действий часто называют «АЛГОРИТМ»
-Составьте алгоритм развития «бабочки».
Яйцо- гусеница- куколка- бабочка
III. Открытие нового знания:
1.Самоопределение к деятельности.
Сегодня я приглашаю вас побывать в роли исследователей. Но так как исследовательская работа-это работа нелёгкая, то давайте договоримся высказывать своё мнение, не боясь, что оно может оказаться неверным.
Итак, вы готовы?
-А начнём мы исследование с простого жизненного примера.
-Мне надо сварить вот такой картофель (в мундире). Составьте алгоритм приготовления такого картофеля:
Мою, кладу в кастрюлю, варю, чищу.
-А теперь мне надо сварить вот такой картофель (уже очищенный, детям демонстрируется только конечный результат и набор действий). Составьте алгоритм.
Чищу, мою, кладу в кастрюлю, варю
-Итак, мы сварили картофель, действия, которые мы использовали, были одни и те же. Внимание: ответьте на вопросы:
-Что произошло?
-Почему произошло?
-Какой вывод можно сделать?
Итак, мы получили разный результат, т.к. поменяли порядок действий. Значит, от порядка действий зависит результат.
Итак, мы получили разный результат, т.к. поменяли порядок.
-Внимание: рассмотрите примеры, сравните. Чем они отличаются? Чем они похожи?
-Почему в этих примерах разные ответы?
-Оба они решены верно?
2+5х3=21
2+5х3=17
-Какой из примеров решён правильно? (второй)
-А кто уже знает, что нужно сделать с первым выражением, чтобы оно стало верным? (Необходимо как-то обозначить в записи порядок действий.
Поставить скобки)
2.Формулирование темы урока.
Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(Если дети затрудняются ответить, это говорит учитель.)
-Значит, ТЕМА урока – («Порядок выполнения действий. Скобки»)
(Учитель открывает тему на доске.)
-Какие цели поставите перед собой? (Учитель открывает цели на доске.)
(Познакомиться с правилом порядка действий; научиться обозначать в записи порядок действий; вывести алгоритм этих правил; применять новые знания на практике; закреплять знание таблицы умножения и деления; решать задачи.)
3.Знакомство а правилом.
-Давайте проверим, верны ли наши предположения.
-Откройте учебник на с. 38, прочитайте тему и задачи урока.
-Совпали ли наши предположения по теме, с выводами в учебнике?
(Учитель выставляет карточку с примером.)
10 – 5 + 2
- Прочитайте запись.
-Какое действие нужно выполнять первым? (Сложение).
-Почему? (Оно выделено)
-Как называется то, что записано в скобках? (Сумма)
(Из числа 10 мы вычитаем сумму.)
Для того чтобы выделить сумму и показать, что первым действием в данном примере будет сложение, в математике используют скобки. По-другому наш пример можно записать так:
10-(5+2).
(Учитель записывает пример на доске)
-Что показывают скобки? (Что данное действие нужно выполнять первым.)
Давайте вычислим ответ.
2 1
10-(5+2)=3
1)5+2=7;
2)10-7=3.
Можно не указывать порядок выполнения действий и укоротить запись, надписав результат, полученный в скобках, карандашом.
-Какие действия выполняются первыми, если есть скобки?
(Действия в скобках)
- А чтобы легче вам было запомнить эти правила, давайте прочитаем стих на доске.
Порядок действий в выражениях особый.
И в каждом случае, помни, он свой.
В порядке все действия ты выполняй.
Сначала в скобках все посчитай.
Потом чередом, умножай или дели.
И, наконец, вычитай или сложи.
- Давайте вместе составим алгоритм порядка выполнения действий.
- Какие действия мы выполняем первыми? Вторыми? И т.д. Расставьте карточки в нужном порядке.
На доске появляется памятка-алгоритм.
1) ( )
2) «х» или «:»
3) «+» или «-»
4.Работа по учебнику
-Прочитайте правило по учебнику с. 38
-Расскажите его соседу по парте. (Работа в парах)
С.38, №1.
Коллективное решение с комментированием. (Первый, второй столбик)
Самостоятельная работа (третий столбик). Взаимопроверка.
IV. Физкультминутка для снятия утомления с туловища.
(СанПиН)
1.И.п-стойка ноги врозь, руки за голову.
1- резко повернуть таз направо.
2- резко повернуть таз налево.
Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным.
Повторить 6-8 раз. Темп средний.
«Мы чертёжники».
-Начертите глазами луч (на стене найдите точку и отправьте луч далеко сквозь окно), кончиком носа - окружность, правой рукой - отрезок, а левой- кривую! Чертите аккуратно! Левой ногой - квадрат, а правой прямоугольник.
V. Первичное закрепление.
Работа по учебнику.
№2 (с.38).
-Решите первый пример. Проверьте, получим ли мы нужный результат, если вычисления будем выполнять по порядку.
(Не получим.)
-Измените порядок действий. Какое действие выполним первым?
(Сложение.)
-Вычислите. Получился ли у вас нужный результат? (Да.)
-Поставьте скобки.
(Остальные примеры разбираются аналогично. Обратить внимание на то, что, если скобки не меняют порядок действий, их можно не ставить.)
№3(с.38).
(Один ученик выполняет на доске с комментированием, остальные-в тетрадях)
№4(с.38).
-Рассмотрите рисунок.
-Составьте задачу по первому решению.
(В лодке плыли 5 детей и 1 взрослый. Сколько всего человек плыло в лодке?)
- Составьте задачу по второму решению.
(В лодке было 6 человек. На берег вышли 2 человека. Сколько человек
осталось в лодке?)
-Можно ли задачи назвать обратными? (Нет.)
-Почему? (Условия задач и данные в задачах не совпадают.)
-Составьте задачи, обратные данным по вариантам.
В лодке плыло 6 человек. Из них 1 взрослый, остальные дети. Сколько плыли в лодке?
В лодке плыло 6 человек. Из них 5 детей, остальные взрослые. Сколько взрослых плыли в лодке?
В лодке плыло 6 человек. Когда несколько человек вышли на берег, в лодке осталось 4 человека. Сколько человек вышли на берег?
В лодке плыло несколько человек. Когда 2 человека вышли на берег, в лодке осталось 4 человека. Сколько человек было в лодке сначала?
№5(с.39).
(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу на листочке, который находится у учителя.)
-Прочитайте задачу про себя и рассмотрите схему задачи.
-Что обозначает на схеме число 100м? (длина дорожки)
-Что обозначает число 60? (Столько проплыл Коля)
-Что нужно узнать в задаче? ( Сколько метров осталось проплыть Коле?)
-Решите задачу самостоятельно.
Проверка осуществляется с доски по карточке учителя:
100-60=40(м)
Ответ: 40м дорожки осталось проплыть Коле.
-Составьте задачу обратную данной и сделай схематический чертёж.
(Коля уже проплыл 60м, ему осталось проплыть ещё 40м. Какова длина дорожки в бассейне?)
Проверка у доски. (Один ученик делает чертёж у доски, а другой записывает решение.)
60+40=100(м)
Ответ: 100м длина дорожки в бассейне.
Рефлексия:
«Проверь себя» (Учебник С.39) Самостоятельное выполнение задания под чертой. (стр. 39) Коллективная проверка.
Можно использовать тетрадь для самостоятельных и контрольных работ (самостоятельная работа 7, с.20-21).)
-В каком выражении порядок действий был определён неверно? Почему?
( Действия, записанные в скобках выполняют первыми)
-В каких выражениях порядок действий был определён верно? Почему?
Прочитайте эти выражения.
(Учитель выставляет карточки 16 + (20 – 10) 45 – (39 + 1)
-Назовите значение этих выражений.
Итог урока:
-Что нового вы узнали на уроке?
-В каком порядке нужно выполнять действия, если есть скобки?
Домашняя работа:
-Откройте свои дневники. Запишите домашнее задание.
1.Учебник: №6 (с.39)
2.Тетрадь с печатной основой: №27 (с.37)
И задание по выбору:
- придумать стишок про скобки;
- придумать примеры со скобками;
- придумать математическую задачу, решая которую используем скобки.
Оценки за урок.