РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ ДШИ ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ ДШИ ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В Послании Главы государства народу Казахстана ставится задача модернизации методик образования. Модернизация казахстанского образования состоит в его содержательном и структурном обновлении. Модернизация образования открыла новые перспективы перед учреждениями образования, прежде всего – использование их широких возможностей для реализации предпрофильного обучения. В дополнительном образовании детская школа искусств является основной ступенькой предпрофессиональной подготовки в едином образовательном пространстве. Именно Детская школа искусств дает соответствующую подготовку и профессиональную ориентацию нашим детям. Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей является одной из приоритетных задач Детской школы искусств. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в образовательном процессе ДШИ, а именно применение проектной деятельности.
В современном обществе проектирование все шире применяется в разных сферах деятельности человека и становится стилем жизни, поэтому термин и понятие «проектная деятельность» является поистине феноменом века. Таким образом, проектная деятельность предстает как образовательная тенденция будущего.
Само слово «проект» с латинского языка на русский язык переводится как «брошенный вперед».
Метод проектов зародился во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (18591952).
Проектная деятельность ГККП «Детская школа искусств» ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района» представлена широким спектром долгосрочных и краткосрочных проектов, охватывающих все сферы деятельности детской школы искусств.
Проект «Арт-бопе» основан на сотрудничестве с детскими садами г. Житикары , организации и проведении музыкальных занятий, игр, развлечений для детей дошкольного возраста.
Проект «Детская музыкальная филармония» как фактор творческого развития учащихся ДШИ разработан с целью выявления способных, талантливых детей и повышения качественного уровня профессионального мастерства по музыкальным специальностям. В данном проекте особое место занимает конкурсная деятельность. Реализация этого проекта происходит через подготовку и участие в конкурсах различного уровня.
Концертная деятельность в детской школе искусств является серьезной поддержкой для творчески одаренных детей и неотъемлемой частью обучения и воспитания учащихся, оказывает благотворное влияние на развитие музыкально-эстетических вкусов, способствует развитию творчески-гармоничной личности. Подготовку и проведение различных концертов, сотрудничество с организациями и социумом осуществляет проект «Музыкальный калейдоскоп»
Проект «Искусство- детям» в Детской школе искусств стартовал в 2009 году. Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, выстраивание партнерских отношений между ними, за счет проведения занятий, мероприятий, встреч с воспитанниками образовательных учреждений. Проект включает в себя концертно-развлекательные, познавательные, музыкально-игровые программы. Особенность данного проекта заключается в совмещении отдыха детей с реализацией их творческих способностей и знаний, накопленных за период обучения, а также получение новой полезной информации в легкой , доступной форме широким круга слушателей.
Основным средством формирования творческой личности учащихся художественного отделения является организация и проведение выставок – творческих работ учащихся. Проект «Вернисаж» способствует формированию творческой культуры учащихся , а также предполагает, что дети научатся ценить и понимать прекрасное в природе; участвовать в процессах поддержания и обновления общественной культуры путем совершенствования своей личности и собственного участия в культурной жизни школы искусств. Выставки проекта «Вернисаж» проводятся не только для учащихся детской школы искусств, но и для образовательных и городских учреждений района.
В рамках инклюзивного образования на художественном отделении ДШИ реализуется проект «Под парусом надежды», который направлен на организацию рабочего и социо-культурного пространства для развития творческого потенциала детей с ограниченными возможностями. Обострение экономической ситуации в стране, резкое ухудшение экологической ситуации в целом и множество иных факторов привело наше общество к увеличению роста числа детей - инвалидов. Общеизвестным фактом является то, что эти дети живут в большинстве своём изолированно от общества, общаясь с узким кругом детей с подобными отклонениями в здоровье, семьёй, педагогами, работающими с ними в специализированных учебных заведениях. Основываясь на опыте работы, учителя художественного отделения пришли к выводу, что при попадании в обычную группу детей ребёнок с ограниченными возможностями очень легко проходит процесс адаптации в условиях единого творческого процесса. Резко возрастает способность детей с отклонениями воспринимать информацию, у детей открываются новые способности. Конечный же результат такой работы порой бывает просто ошеломляющим: творческие работы детей с ограниченными возможностями порой ничем не отличаются от работ обычных учащихся.
Основной целью проекта «Разноцветная карусель» является обеспечение реализации комплекса мер по созданию открытого информационного, образовательного, социального пространства для самореализации, готовности к участию в познавательной и творческой деятельности детей и молодёжи. В данном проекте особое место занимает конкурсная деятельность учащихся художественного отделения.
Проектная деятельность - это основная возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, ведь в творческих работах у детей максимально раскрывается характер и отношение к миру.
Таким образом, реализуется одна из задач музыкально – эстетического воспитания - развитие творческого потенциала учащихся Детской школы искусств посредством реализации проектной деятельности. Этот вид деятельности интересен как учителям, так и учащимся детской школы искусств. Поэтому работа в данном направлении будет вестись и дальше. И девизом проектной деятельности всегда будут слова из древней китайской пословицы «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, вовлеки - и я пойму»
Оксана Суходольская
заместитель директора
по методической работе
15