Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессеПрезентацию подготовил:учитель физической культуры МБОУ СОШ №2 им. С.И. Руденко п. Монино Щёлковского муниципального района Московской области Казанский Евгений Александрович Школьные факторы риска Стрессовая педагогич.тактикаНесоответствие методик и технологий обучения возрастным функциональным взможностям школьниковНесоблюдение физиологических и требований к организации учебного процессаИнтенсификация учебного процесса Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровьяФункциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровьяОтсутствие системной работы по формированию ценности здоровьяОтсутствие служб школьного медицинского контроля Здоровьесберегающие технологии Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В тоже время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.Нет какой-то единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Классификация ЗОТ Медико – гигиенические (МГТ)Физкультурно – оздоровительные (ФОТ)Экологические (ЭЗТ)Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ)Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) Здоровьесберегающие образовательные технологии: 1. Психолого – педагогические (ППТ)2. Организационно – педагогические (ОПТ)3. Учебно – воспитательные (УВТ) Гигиенические условия, факторы шум, освещенностьвоздушная средаразмер помещений, кубатурадизайн, цвет стен мебель: размеры, размещение в помещениивидеоэкранные средства – компьютеры, телевизорыпищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания, качество питьевой воды экологическое состояние прилегающей к школе территории состояние сантехнического оборудования Учебно- организационные факторы объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьникарасписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.)объем физической нагрузки – по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время) стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали»психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали» Психолого - педагогические психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок стиль педагогического общения учителя с учащимися характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценокстепень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам особенности работы с «трудными подростками» в классесоответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьниковличные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявленийсостояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью Задачи, решаемые на здоровьесберегающем урокеВключить в цели урока элементы оздоровительной направленности;2. Отслеживать соответствие санитарно – гигиенических условий обучения требованиям СанПиНов: - чистота в классе; - оптимальность светового и воздушно-теплового режимов; - проведение контроля проветривания кабинетов;3. Обеспечивать настройку учеников на урок, их психологическое погружение в пространство школы на позитивной волне; 4. Учитывать естественные биоритмы, индивидуальные особенности учащихся при их врабатывании в учебный процесс;5. Обеспечивать на уроке оптимальный темпо – ритм, правильное соотношение между темпом и информационной плотностью, с обязательным учётом физического состояния и настроя учащихся;6. Планировать, обоснованные с точки зрения сохранения здоровья, переходы от одного этапа урока к другому, чередование труда и отдыха, смена одних форм труда другими; Проводить на каждом уроке физкультминутки и паузы обучающего и специального воздействия;Постоянно обращать внимание на охрану зрения: рассадка учеников с учётом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения;Соблюдать гигиенические требования к посадке учащихся, систематически контролировать осанку учащихся на уроке; 10. Соблюдать нормы объёма домашнего задания, предусмотренные СанПиНами (недопущение перегрузок).Домашние задания даются обучающимся с учётом возможности их выполнения в следующих пределах: 11. Обеспечивать дифференцированный подход к учащимся, особенно к детям группы риска и больным. класс время выполнения 1 до 1 часа 2 до 1,5 часа 3-4 до 2 часов 5-6 до 2,5 часов 7-8 до 3 часов 9-11 до 4 часов Оптимизация учебной нагрузки на учащихся Нагрузка дополнительных занятий в школе
Нагрузка от занятий активно-двигательного характера Объём учебной нагрузки Главный девиз нашей школы: «Расписание уроков, удобное для детей, а не преподавателей!» Рациональное расписание учебных занятий Расписание учебных занятий должно быть составлено с учетом шкалы трудности учебных предметов (Сивков, 1988): Математика, русский язык (для национальных школ) 11 Иностранный язык 10 Физика, химия 9 История 8 Родной язык, литература 7 Естествознание, география 6 Физкультура 5 Труд 4 Черчение 3 Изобразительное искусство 2 Музыка 1 Балл Учебный предмет 0 5 10 15 20 25 30 35 40 пн вт ср чт пт сб График наиболее благоприятного школьного расписания при шестидневной учебной неделе (по вертикали указана сумма баллов по шкале трудности учебных предметов) Гигиенические условия в классе (кабинете): чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п. Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий. Число видов учебной деятельности, используемых учителем: Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости. опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности Ориентировочная норма: 7-10 минут Число использованных учителем видов преподавания: словесныйнаглядный аудиовизуальныйсамостоятельная работа и др. Норма - не менее трех за урок Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся Метод свободного выбора Активные методы Методы, направленные на самопознание и развитие Классы Длительность просмотра (мин.) Диафильмов, диапози-тивов Кино-фильмов Теле-передач 1-2
7-15
15-20
15
3-4
15-20
15-20
20
5-7
20-25
20-25
20-25
8-11
-
25-30
25-30
Длительность занятий на ПК Класс Количество минут 1 класс 10 минут 2-5 классы 15 минут 6-7 классы 20 минут 8-9 классы 25 минут 10-11 классы на 1 часе 30 минут 10-11 классы на 2 часе 20 минут Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Физкультминутки и физкультпаузы Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке
Оценка Похвала Поддержка Соревновательный момент Благоприятный психологический климат на уроке Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Наличие на уроке эмоциональных разрядок Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т.д. Плотность урока Норма: не менее 60 % и не более 75-80 % Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока. Темп окончания урока: БыстрыйСпокойное завершение урокаЗадерживание учащихся после звонка в классе Гигиенические критерии рациональной организации урока Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока Рациональный Недостаточно рациональный Нерациональный Плотность урока Не менее 60% и не более 75-80%
85-90%
Более 90% Число видов учебной деятельности
4-7
2-3
1-2
Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока Рациональный Недостаточно рациональный Нерациональный Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности Не более 10 мин. 11-15 мин. Более 15 мин. Частота чередования различных видов учебной деятельности Смена не позже чем через 7-10 мин. Смена через 11-15 мин. Смена через 15-20 мин. Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока Рациональный Недостаточно рациональный Нерациональный Число видов преподавания Не менее 3 2 3 Чередование видов преподавания Не позже чем через 10-15 мин. Через 15-20 мин. Не чередуются Наличие эмоциональ-ных разрядок (число)
2-3
1 Нет Место и деятельность применения ТСО В соответствии с гигиеничес-кими требо-ваниями С частичным соблюдением гигиенических норм В произвольной форме Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока Рациональный Недостаточно рациональный Нерациональный Чередование позы Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся. Имеются случаи не соответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся. Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем. Физкульт-минутки Одна, две за урок, состоящие из 3 лёгких упражнений, по 3-5 повторений каждого 1 физкульт-минутка за урок, с недостаточной продолжитель-ностью. Отсутствуют Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока Рациональный Недостаточно рациональный Нерациональный Психологичес-кий климат Преобладают положительные эмоции. Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок, эмоционально индифферентный. Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок, эмоционально индифферентный. Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности. Не ранее чем через 40 мин. Не ранее чем через 35-37 мин. Менее чем через 30 мин. Оптимально устойчивая работоспособность Наш принцип: «Физкультура без освобождённых!» Сколиоз Близорукость «Школьные болезни» Профилактика близорукости: Рассадка детей с учётом состояния их зрения Рациональная организация режима учебных занятийПроведение на уроке специальных упражнений гимнастики зренияКонтроль за гигиеной чтения школьниковРациональная организация освещения учебных кабинетовПравильное использование ТСОИнструктаж родителей по правилам гигиены зрения Профилактика нарушений осанки: Ранняя диагностика отклонений в осанкеАктивное формирование правильной осанки за счёт укрепления мышц спины, плеч, живота, шеиКонтроль учителя за правильной позой школьника на урокеПравильная организация режима учебных занятийЕжедневное использование активного отдыха на уроках физической культуры, переменах, во внеурочное время. Основная задача школы: Обучение, воспитание и развитие здорового подрастающего поколения Будьте здоровы!