Реализация системно деятельностного подхода на уроках истории
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории
Актуальность использования системно-деятельностного подхода на уроках истории объясняется тем, что он является методологической основой ФГОС Основного общего образования. «Системно-деятельностный подход обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся»
Главная задача современной школы - подготовить школьника к жизни в постоянно развивающемся информационном обществе, а для этого необходимо формирование у ребенка опыта социального поведения, решения и анализа им социальных проблем.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные люди, принимающие ответственные решения в ситуации выбора, прогнозирующие их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью.
Для человека, проживающего в информационном обществе главное не запоминать большой набор готовых знаний, а уметь пользоваться знаниями, владеть навыками самостоятельного поиска необходимой информации, то есть в процессе обучения важно сформировать функционально грамотную личность.
Для современного человека важно уметь самостоятельно открывать «новое», делать выводы, принимать решения и отвечать за них. Уметь из большого объема информации выбирать главное.
В условиях перехода общеобразовательных школ к ФГОС второго поколения перед учителями ставятся задачи: формирование знаний в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне.
На мой взгляд, историческая наука стоит в ряду первых, отвечающих за результаты современного национального воспитательного идеала, который способен принимать судьбу Отечества как свою личную и осознавать ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Какова же цель современного образования? В концепции ФГОС второго поколения ответ на этот вопрос сформулирован так: «развитие личности – смысл и цель современного образования»
Дистервег А. еще в XIX веке сформулировал задачу современного педагога: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Задолго до этого Конфуций, сказал, «Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю», тем самым сформулировал принцип, в соответствии с которым обучение необходимо осуществлять через деятельность.
Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.
В соответствии с этим, свою задачу как учителя истории я вижу в создании собственной методической системы, основанной на системно-деятельностном подходе.
Я хочу представить методические рекомендации к проведению урока в рамках деятельностного подхода, продемонстрировать приемы и привести примеры организации таких этапов урока, как
1 Этап мотивирования к учебной деятельности
2 Этап постановки проблемы, цели урока и составления плана
3 Этап Открытие нового знания
4 Этап первичной проверки и закрепления знаний.
Предлагаемые образовательные приемы, в сочетании с современными информационными технологиями, позволяют развивать интерес к истории у школьников и достичь хороших результатов в обучении, а также создать благоприятный психологический климат в классе, поставить каждого ученика в ситуацию успеха, в полной мере раскрыть его способности.
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории начинается с этапа мотивирования учащихся к учебной деятельности.
Для того чтобы сформировать устойчивую мотивацию и познавательный интерес к теме и предмету в целом, каждый урок открытия нового знания построен с использованием следующих педагогических технологий:
(Технологии проблемного диалога;
(ИКТ.
Технология проблемного диалога подходит для работы в разных классах, как в среднем звене, так и в старших. Она позволяет поддерживать интерес к уроку, дети самостоятельно формулируют проблему, выдвигают гипотезы, строят планы, открывают новое знание, делают выводы. Роль педагога заключается в организации, координации и корректировке действий учащихся. Самое главное и одновременного самое трудное это создать проблемную ситуацию на уроке. Для себя я выделяю следующие приемы создания проблемной ситуации:
1. Предоставить учащимся два противоречивых факта:
Например, различные точки зрения при оценки исторической личности:
(О Николае I: «Вряд ли найдется в российской истории более одиозная фигура, чем Николай I. Историки единодушно считают его царствование периодом самой мрачной реакции» (Т. Капустина)./ Неверным «представлять Николая как тупого солдафона, бесчувственного и жестокого гонителя и реакционера» (А. Б. Каменский)
(О Петре I: "Петр - великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации".В.Татищев / "Петр - разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были "блестящей ошибкой". М.Щербатов
Различные точки зрения при оценке исторических событий
(«В начале ХХ века русская культура переживала упадок»/ «В России в начале ХХ века был самый настоящий культурный ренессанс»
(«Не будь проигрыша в Русско-японской войне, то царский режим, существовавший до 1905 года, сохранился бы еще на многие годы»/ «Революция 1905 года была вызвана внутренними причинами»
(«Столыпинская аграрная реформа полностью провалилась»/ «Столыпинская аграрная реформа достигла своих целей, произошло повышение производительности и товарности крестьянских хозяйств»
2. Проблемную ситуацию можно создать с помощью исторической карты:
3. Предложить учащимся для анализа данные сравнительных таблиц (развитие стран в начале 20 века)
К уроку в 9 классе по теме «Мир в начале XX века» проблемную ситуацию можно создать с помощью сравнительной таблицы экономического развития стран в второй половины XIX – н. ХХ вв., в которой представлены показатели доли ведущих стран в промышленном производстве.
Доля ведущих стран в мировом промышленном производстве (%)
Государство
1870 год
1900 год
1913 год
США
23,3
30,1
35,8
Германия
13,2
16,6
5,7
Великобритания
31,8
19,9
14
Франция
10,3
7,1
6,4
Италия
2,4
2,7
3,1
Россия
3,7
5
5
Япония
-
0,6
1
В результате анализа данных таблицы становится, очевидно, что на рубеже XIX-XX веков лидерство в мировой экономике от Великобритании перешло к США, а темпы роста Германии после 1900 года заметно снизились.
Возникает вопрос, почему Великобритания уступила место лидера, а показатели Германии заметно упали?
3. Проблемную ситуацию можно создать с помощью иллюстраций, сравнивая два памятника архитектуры.
Например, на уроке по теме «Культура Средневековья», учащимся предлагается сравнить две иллюстрации: здание, которое построено в романском стиле и здание, относящееся к готическому стилю.
- Сравните два изображения, чем отличаются здания? ( романский стиль –Это невысокие здания, толстые стены и т. д. Готический – это острые крыши, устремленные вверх и т д.)
- Есть ли противоречие между этими изображениями? Какой возникает вопрос?
Почему так сильно изменился стиль в архитектуре и с чем были связаны эти изменения?
Большое значение на данном этапе урока я отвожу использованию ИКТ. Что же дает использование ИКТ на уроке истории на этапе мотивирования к учебной деятельности? Применение цвета, графики, звука, видео позволяет воздействовать на все органы чувств ребенка: зрение, слух, моторную память; формировать наглядные образы исторических памятников культуры, исторических событий, социальных процессов и явлений; воспитывать чувство гордости и любви к Родине. Учащиеся просматривают презентацию учителя, участвуют в дискуссиях, решают кроссворды слушают аудиофайлы и знакомятся с видеофрагментами. Наличие в моем кабинете мультимедийного проектора сделало презентацию средствами Microsoft PowerPoint неотъемлемой частью любого урока. В настоящее время создаю собственную медиатеку, накапливаю материал для дальнейшей работы, в этом часто помогают старшеклассники. Часто презентация является домашним заданием для них, предпочтение отдаю самостоятельно изготовленным презентациям. Презентацию на уроке я использую совместно с технологическими картами. Каждый слайд – иллюстрация того или иного тезиса, вопроса, утверждения, понятия.
После того как сформулирована проблема и поставлена цель урока, второй этап-выдвижение гипотез («Какие у Вас есть предположения?») На данном этапе в коммуникативной форме проходит обсуждение, на доске записываются все версии учеников. Переход к составлению плана урока начинается с вопроса: «Что мы должны узнать, чтобы решить проблему и проверить правильность гипотез?».
Для того чтобы учащиеся научились самостоятельно планировать свою деятельность на уроке и ставить задачи к уроку в качестве алгоритма я составила памятки (планы ответа) для характеристики различных исторических событий и явлений (войн, реформ, исторических личностей, революций и т д).
Этап открытия нового знания чаще всего я организую через работу с текстом учебника или подготовленным документально-методический комплект источников - кейсом. Одной из первостепенных задач, решение которой я ставлю перед собой – это сформировать у учащихся навык работы с различными видами информации. В связи с этим систематически изучение нового материала проходит через анализ текста, данных сравнительных, хронологических таблиц, диаграмм, видео и аудио-фрагментов
При проведении уроков в старших классах открытие нового знания происходит через работу в группах или индивидуально документально - методическим комплексом (ДМК), что способствует развитию критического мышления.
Основным приоритетным направлением в обучении старшеклассников остается развитие критического мышления. Необходимость в нем продиктована сегодняшним временем: уметь быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, уметь осмыслить и применить полученную информацию. Развитие критического мышления ориентировано на выработку таких качеств личности, как рефлективность, самостоятельность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
На своих уроках я часто применяю отдельные приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП).
(Одним из них является ИНСЕРТ - маркировка текста значками по мере его чтения. В процессе чтения текста ученик карандашом или маркером делает пометки на полях: “V” - уже знал, «+»- новое, «-» - думал иначе, «?»- не понял, есть вопросы. Этот приём можно использовать при работе с текстом исторического источника. В 10 классе учащиеся при изучении темы «Восточные славяне в древности» при работе с текстом летописи «Повесть временных лет» узнают о территории расселения восточных славян, о религии, хозяйстве. Так как первое знакомство с этим источником происходит в 6 классе, в 10 классе, используя условные значки можно проверить свои предположения («v»), осознать новые знания («+»), исправить неверные предположения («-»), пробудить дальнейший интерес к теме («?»). Учитель выступает в роли помощника, комментируя непонятные отрывки текста, отвечая на вопросы учеников.
( Приём графического оформления текста. Это сводная таблица: «Плюс. Минус. Интересно» (ПМИ) Соответствующие знаки ставят прямо в тексте учебника или заполняют таблицу. Например, разбирая тему «Россия в XVII веке. Правление Алексея Михайловича» получилась такая таблица
«+» (факты носят положительный характер)
«- » (отрицательное значение)
«?» (мне это интересно)
1.Появление мануфактур
2.Складывание всероссийского рынка
1.Юридическое оформление крепостного права
2.Церковный раскол
1.Конфликт царя и патриарха
Этап первичного применения и закрепления знания чаще всего я организую через использование интерактивных методов в обучение, таких как проведение дискуссии, создание игровой ситуации, метод синквейна. Хороший эффект для понимания, усвоения и закрепления нового материала дает использование на уроках видеофрагментов.
Синквейн - это стихотворение, которое состоит из 5 строчек и составляется по определенным правилам.
1 строка – Существительное (название темы)
2 строка – Два прилагательных (определение темы)
3 строка – Три глагола, показывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме.
5 строка – вывод, завершение темы, выраженной любой частью речи
Например, по теме «Военный коммунизм»
-Военный коммунизм
-жестокий, экономический
-Отбирает, мобилизует, запрещает
-Помог большевикам удержать власть
-Временная политика большевиков на время гражданской войны.
Учащимся нравится составлять синквейны, это дает им возможность в творческой форме проявить себя, а для учителя еще раз обратить внимание на основные характерные черты изучаемого явления.
В старших классах, данный этап урока проходит в форме дискуссии. Учащиеся возвращаются к проблемному вопросу урока и высказывают свое мнения, опираясь на изученный учебный материал. Например, на уроке по теме «Реформы Петра I»: В чем вина Петра I, по Н.Карамзину?
а) в том, что стали гражданами мира;
б) в том, что в некоторых случаях перестали быть гражданами России;
в) в том, что стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России.
Данную систему организации уроков я реализую на протяжении последних четырех лет.
Анализируя опыт работы по использованию современных педтехнологий в учебно-воспитательном процессе можно с уверенностью сказать, что их применение позволяет:
(активизировать познавательную деятельность учащихся;
(обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
(повысить объём выполняемой работы на уроке;
(рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
(формировать навыки исследовательской деятельности;
Таким образом, применение системно-деятельностного подход в обучении истории отводит ученику роль не объекта, а субъекта учебного процесса и способствует формированию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций.
15