ПРОЕКТ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Ульяновский педагогический колледж №4









ПРОЕКТ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ











Выполнила:
Студентка 33 группы
3 курса
Матысюк Инна Александровна
Специальность 050146
«Преподавание в начальных классах»


Руководитель:
Звягина Е.А.












Ульяновск
2014
ПРОЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ
ДЛЯ 2 КЛАССА
УМК «Планета знаний» Тема урока: «Имя существительное»
I. Оргмомент
Раз, два – выше голова,  Три, четыре – плечи шире, Пять, шесть – тихо сесть. Долгожданный дан звонок, Начинается урок.
II. Актуализация опорных знаний
А какой урок у нас начинается?
Правильно, урок русского языка.
Откроем тетради и запишем сегодняшнее число, классная работа.
Выделим все известные нам орфограммы. (Один ученик комментирует выполнение работы, объясняя встретившиеся орфограммы.)
a. Минутка чистописания
Посмотрите внимательно на записанные нами слова. В одном из этих слов есть буква, которая встречается в нём 2 раза. В 1 слоге и последнем. В первом слоге она обозначает 1 звук, а в последнем слоге она обозначает 2 звука. Что это за буква? (Е)
Вспомним, как пишется буква “Е”. Из скольких элементов она состоит?
(Заглавная буква “Е” состоит из 2 элементов, а строчная буква “Е” состоит из одного элемента)
Начинаю писать чуть ниже верхней линии строки. Пишу маленький полуовал, затем большой полуовал, среднее соединение и начинаю писать строчную букву. Выполняю верхнюю петельку и веду вниз наклонную линию с закруглением вправо.
Посмотрите внимательно на доску и в тетрадь. Перед вами цепочка. Определите последовательность написания букв в этой цепочке.
Еес Ееу Еещ Еее .
(Первые две буквы повторяются, а последние буквы, если соединить вместе образуют слово “СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ”)
Какую букву надо дописать в мою группу?
Запишите эту цепочку самостоятельно.
Написание, какой буквы мы повторили сегодня на минутке чистописания? Ещё раз вспомним всё, что мы знаем об этой букве.
(Гласная буква “Е” может обозначать один звук Э, когда стоит после согласной буквы, а может обозначать два звука Й/Э, когда стоит в начале слова, после гласной буквы, после мягкого и твердого знаков.)
b. Формулирование темы и цели урока
Как вы думаете, почему на минутке чистописания мы встретили слово “существительное”?
Определите тему и цель нашего урока.
Итак, тема нашего урока – имя существительное. Наша цель сегодня повторить всё то, что мы о нём узнали.
c. Словарная работа
Знакомство со словарным словом
Какие ещё буквы могут также как и буква “Е” обозначать два звука и один звук? Уберите эти буквы из строчки, и у вас получится новое словарное слово, с которым мы познакомимся сегодня на уроке.
ЯПЕАЁЛЬЮТЯОЕ
Что за слово спряталось? Что оно обозначает?
Пальто – верхняя одежда, обычно ниже колен. Слово заимствовано из французского языка. Во французский язык попало из латинского. Произошло от латинского слова ПАРРА – “верхнее платье”.
Запись в тетрадь нового словарного слова
Запишите с красной строки слово “пальто” один раз. Поставьте ударение. Выделите опасное место.
Запись в тетрадь словосочетаний
Придумайте словосочетания с этим словарным словом.
Это слово всегда стоит в единственном числе, оно не склоняется и всегда пишется одинаково. Запишем в тетрадь после запятой словосочетание:
два пальто, говорить о пальто.
Обобщение знаний о новой группе словарных слов
Сколько словарных слов мы уже изучили? Прочтём их ещё раз, так как они написаны.
III. Закрепление изученного материала
a. Обобщение знаний об имени существительном
Что общего у всех этих словарных слов? (Все словарные слова являются именами существительными.)
А что такое имя существительное?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Вот я сейчас посмотрю, как быстро вы можете находить имена существительные. Если я произнесу имя существительное, то вы хлопаете в ладоши, если другую часть речи, то вы подпрыгиваете.
ДОМ, КРАСИВЫЙ, МАЛЬЧИК, ИГРАЕТ, ШКОЛА, ДОБРЫЙ, УЧЕНИК, КОШКА, ОКНО, ПОЁТ, ДЕВОЧКА.
b. Число имён существительных
Молодцы! Справились с моим заданием. А что ещё вы знаете об имени существительном?
(Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые, могут изменяться по числам.)
Когда имя существительное употребляется во множественном числе? А когда в единственном числе?
Самостоятельное изменение слов и запись в тетрадь
Самостоятельно измените слова записанные на доске, поставив их во множественное число и запишите их в тетрадь с “красной” строки через запятую.
Дома, мальчики, кошки, окна, девочки.
c. Орфографическая минутка
В каких словах встретились орфограммы? Что это за правила?
Когда необходимо писать мягкий знак между согласными? Какую роль он выполняет в словах? Почему в слове “девочка” мы мягкий знак писать не стали?
Взаимопроверка
Поменяйтесь тетрадями в парах и выполним взаимопроверку.
c. Обобщение знаний о родственных словах
Понятие “родственные слова”
Что можно сказать о словах “девочка” и “девочки”?
Можно ли эти слова назвать родственными? Почему?
Правильно это не родственные слова это одно и тоже слово, но которое стоит в разных числах. В первом случае в единственном числе, а во втором случае во множественном числе.
Поиск родственных слов
Найдите среди 2 групп слов, ту группу, которая содержит родственные слова.
КОШКА – КОШКИ
ДОМ – ДОМАШНИЙ
Итак, ребята, не путайте родственные слова с разными формами одного итого же слова. Это очень сложное задание и мы будем ещё не раз возвращаться к нему.
c. Род имён существительных
Обобщение знаний о роде имён существительных
А на какие 3 группы можно разделить все имена существительные? Какие существительные относятся к женскому роду, мужскому роду, среднему роду?
Работа по группировке существительных
Возьмите круг-сигнал покажите нужный цвет, соответствующий м.р., ж.р., ср.р.
ДОМ
МАЛЬЧИК
КОШКА
ДЕВОЧКА
ОКНО

(Дети показывают правильный цвет, а учитель прикрепляет слово в нужную группу.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
f. Взаимодиктант
Берем ручки в руки, ваш сосед по парте читает вам существительные, а вы записываете его, разделяя на слоги. Далее мы меняется. После каждый из вас проверяет тетрадь соседа.
№1. Стройка, волейбол, прутья,
Ульяна, жильё, зайчата, воробьи,
перья, майка, поют.
№ 2. Вьюга, майский, Илья,
семья, чайник, друзья, сучья, льют,
зайка, Васильевна.

IV. Домашнее задание
Молодцы! Ребята, а как вы думаете, мы сегодня хорошо работали на уроке? Ваше домашнее задание на доске. Вам надо будет списать стихотворение. Найти и подчеркнуть имена существительные во множественном числе одной линией. А чтобы вы не ошиблись, мы сейчас устно выполним это упражнение. Я читаю строчку, а вы, если услышите существительное во множественном числе, хлопайте в ладоши.
V. Итог
Вот и подошёл к концу наш урок. Давайте ещё раз вспомним, какая тема сегодняшнего урока? Какие цели мы ставили перед собой? Смогли мы повторить всё, что знали и изучали об имени существительном? Всё ли вы запомнили?
Молодцы! Урок окончен