Песочная анимация в профилактике нарушений психоэмоционального состояния дошкольников.


МБДОУ - детский сад «Малыш», РХ, г. Саяногорск, рп. ЧеремушкиПедагог-психолог Соколова Н.В.
Песочная анимация в профилактике нарушений психоэмоционального состояния дошкольников.
Рисование в дошкольном возрасте – это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. Рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе отрицательных или негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний. «Художественное самовыражение» используют в работе с детьми с целью профилактики и коррекции их негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоционально-волевой сферы личности, способствующих как духовно-нравственному, так и физическому оздоровлению, представляя такую систему здоровьесберегающих воздействий, которая основана на занятиях изобразительной деятельностью, а также применяется с целью сохранения или восстановления здоровья детей. Одним из методов арт – терапевтической работы является песочная анимация.
Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sand art, т. е. "искусство песка". Песок - та же краска, только работает по принципу "света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира.
Появилась песочная анимация благодаря канадскому режиссеру-мультипликатору Кэролин Лиф, именно она первая придумала мультфильмы, созданные с помощью нанесения краски на стекло, а затем начала использовать и песок.
В песочной анимации картины создаются из сыпучего материала, который тонкими слоями наносится на стекло и с помощью диапроектора или световой доски изображение передается на экран. На подобных занятиях дети знакомятся со свойствами различных сыпучих материалов. Рисование песком доступно и полезно всем детям. В отличие от обычного рисования, песочная анимация предполагает работу одновременно обеими руками. Это способствует развитию взаимосвязи между полушариями головного мозга.
Каждое занятие песочной анимацией - путешествие в сказку. Поэтому эти занятия развивают не только тонкую моторику и фантазию, но и речь детей. Овладев основами песочной анимации, дети начинают сами придумывать и оживлять сказочные сюжеты.
Использование арт-терапии в развивающей работе с детьми дошкольного возраста позволяет глубже понять внутреннее состояние ребенка, помогает отреагировать на негативные переживания и снять возникшее психоэмоциональное напряжение (например, агрессию, тревожность, застенчивость).
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Белоусова О.А. Обучение дошкольников рисованию песком. – Журнал «Старший воспитатель» No5/2012г.
Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. -СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.- 50 с.
Зейц Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница -М: ИНТ, 2010 – 94с.