Презентация на научно — практическую конференцию учеников начальных классов и воспитанников детских садов (школьный этап) Мой словарь


государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской областисредняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Алексеевкамуниципального района Алексеевский Самарской областиШкольная научная конференция учащихся 1-4 классов и воспитанников СП-ДЕТСких садов Секция «руссКИЙ ЯЗЫК И литература»МОЙ СЛОВАРИКАвтор: Сысоева Вероника, учащаяся 2-Б классаГБОУ СОШ с. Алексеевка«Образовательный центр»Научный руководитель: Головачева Галина Викторовна,учитель начальных классовКонсультант: Зайцева Лидия Ивановна,учитель русского языкаАлексеевка 2014 год Проект«Мой словарик» Проблема расширения моего словарного запасаЦель - раскрыть роль толкового словарика в процессе овладения новыми словами на уроках чтения. Задачи 1.Уметь находить новые слова в различных текстах и объяснять их значения.2.Познакомиться с толковыми словарями и научиться работать с ними.3.Составить личный толковый словарик незнакомых слов.4.Познакомиться с различными играми, помогающими усваивать новые слова и активно использовать их в речи.5.Познакомиться с Интернет-ресурсами для детей по данной теме. А что говорят ученые о лексиконе? Словарный запас языка, или лексикон, – это набор слов, которым владеет человек. Словарь человека делится на активный запас слов и пассивный. Активный запас слов мы используем постоянно, в пассивный словарь входят слова, которые мы понимаем, но точного их значения мы не знаем. Словарный запас отдельного человека стал изучаться учеными недавно, всего лет 30-40. Этот вопрос на сегодня мало изучен. А что говорят ученые о лексиконе? Проблемой индивидуального лексикона занимаются в наше время доктор филологических наук Залевская Александра Александровна, доктор педагогических наук Львов Михаил Ростиславович, доктор педагогических наук Рамзаева Тамара Григорьевна. Они показали, как человек может пополнить свой лексикон новыми словами. В русском языке около 500 тысяч слов. Сколько из них за свою жизнь усваивает человек? Ученые говорят, что словарный запас первоклассника составляет две тысячи слов. Человек с высшим образованием знает 10 тысяч слов. А сколько слов знаю я? За работу!Первый шаг – выписываю незнакомые слова из учебника по чтению: исполин, диалог,берёста, летописец,ермолка, фольклор,колодезь, калики,логово, рать, грош, душегуб, ворог, тать, улещать, гривенник… Второй шаг –знакомлюсь со словарями Второй шаг –знакомлюсь со словарями Второй шаг –знакомлюсь со словарями Третий шаг – составление словарных статей в словарике Свой словарик я составляю по алфавиту. Некоторые слова сопровождаю иллюстрациями. Четвертый шаг – подбор родственных слов для объяснения лексического значения слова В былине «Три поездки Ильи Муромца» встретилось слово «душегуб»:« Выскочили перед ним на дороге три сотни татей-разбойников. Илья Муромец их копьем колол и мечом разил и не оставил в живых ни единого душегуба». Здесь два корня: душегуб – тот, кто душу свою губит. Пятый шаг - это составление кроссвордов с новыми словами 1.Полукруглый старинный женский головной убор.2. Повязка на больное место.3. Корзиночка для грибов и ягод.4. Странники.5. Колодец (устар.)ККККК Шестой шаг – это поиск Интернет-ресурсов Заключение1. За время работы над проектом я познакомилась с 30 новыми словами.2. Оформила свой толковый словарик.3. Научилась делать кроссворды.4. Стала пользоваться играми по чтению в Интернете. Спасибо за внимание!