статья Применение эдоровьесберегающих технологий в начальных классах в коррекционной школе 8 вида

областное государственное образовательное учреждение
для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа–интернат для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья п. Илир




«Применение здоровьесберегающих
технологий в учебном процессе
в начальных классах коррекционной
школы VIII вида»






























Учитель начальных классов
Сидоренко Нина Вениаминовна

За последние годы рост числа заболеваний среди школьников стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности организации здоровьесберегающего обучения школьников. На современном этапе актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся.
Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья.
Одна из задач, которую поставит перед собой в последние годы наша школа, можно озвучить так: “Формирование потребностей личности в сохранении и укреплении здоровья”. Понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно.
Основная цель образования – развитие ребёнка при сохранении здоровья, т. е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности. Каждый учитель ставит перед собой цель – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать знания в повседневной жизни.
В процессе обучения в соответствии с целью здоровьесберегающих технологий мы ставим следующие задачи:
1. сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни в учебном процессе,
2. научить применять полученные знания в повседневной жизни.
В своей работе учителя начальных классов придерживаются следующих принципов:
1. учет индивидуальных, возрастных и физических особенностей ребёнка;
2. учёт медицинских показателей (паспорта здоровья);
3. соблюдение санитарных норм в кабинетах (маркировка в соответствии с возрастом, освещение, оформление, проветривание, гигиена);
4. соблюдение охранительного режима во время урока (смена форм деятельности во время урока, рациональная организация учебной деятельности, физкультминутки, динамические паузы, осанка детей, и т.д.);
5. введение в уроки здоровьесберегающих элементов с помощью разнообразных форм, методов и средств обучения.
Работа педагогического коллектива по формированию здорового образа жизни в школе ведется по нескольким направлениям.
1.   Укрепление здоровья средствами культуры и спорта.
2.   Гигиеническое обучение и воспитание.
3.   Питание учащихся.
4.   Медицинское обслуживание.
5. Психолого- педагогическое сопровождение
6.   Пропаганда и формирование здорового образа жизни.
Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности.
Педагогами нашей школы решено так построить учебный процесс, чтобы можно было предупредить соматические и эмоциональные перегрузки младших школьников. Если дети будут меньше болеть, то это повлияет на успешность обучения.
Физическая культура – это естественно-биологический метод. Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирования организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживает и развивает их, способствует повышению общего тонуса.
В течение ряда лет, педагогический коллектив, работая над темой здоровьесохранения воспитанникав, постоянно совершенствует методы и приёмы. Педагоги работают, учитывая индивидуальные особенности воспитанников, реализуя учебно-воспитательный процес по двум уровням обучения. Индивидуальную работу проводят логопед, психолог.
С целью вовлечения всего педагогического коллектива и повышения их ответственности по работе с новейшими технологиями проводятся: специальные семинары, методические заседания, педагогические советы, на которых происходит обмен опытом. Потом принимаются решения, прослеживается выполнение этих решений, добиваемся результативности от каждого педагога – выход с обобщением личного опыта или накопление материалов и использование их в своей работе.
В своей работе педагоги используют такие виды уроков, как:
урок- путешествие, урок- аукцион, сюжетно – ролевой, урок -соревнование, урок- экскурсия, проводится обыгрывание стихов и потешек, сказкотерапия, игротерапия, способствующие высокой мотивации обучения и рациональной организация учебного процесса, которая необходима для предотвращения перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровье. От правильной организации уроков, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности и преждевременного наступления утомления. Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые также влияют на состояние здоровья не только учащегося, но и учителя. Критерии здоровьясбережения на уроке их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности представлены в таблице:
Критерии здоровьесбережения
Характеристики

Обстановка и гигиенические условия в классе
Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители

Количество видов учебной деятельности
Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание.

Количество видов преподавания
Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа

Наличие и место методов, способствующих активизации
Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действий, свобода творчества). Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и саморазвитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)

Место и длительность применения мультимедио
Умение учителя использовать мультимедио, как средство для дискуссии, беседы, обсуждения.

Поза учащегося, чередование позы
Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления
Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.

Наличие мотивации деятельности учащегося на уроке
Внешняя мотивация: оценка, похвала, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

Психологический климат на уроке
Взаимоотношения на уроке: учитель-ученик (комфорт-напряжение, сотрудничество-соперничество, дружелюбие-враждебность, активность-пассивность, заинтересованность-безразличие)

Эмоциональная разрядка на уроке
Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картина, поговорка, музыкальная минутка.

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности
Момент наступления и снижения учебной активности

Темп окончания урока


Для рациональной организации учебной деятельности учащихся используются на уроке видеоматериалы, они способствуют развитию дискуссии, стимулируют познавательный интерес учащихся; обеспечивают индивидуальный и дифференцированный подход . Применяются тестовые задания разноуровневого характера. Такой подход способствует формированию положительных познавательных мотивов у детей, снижению у них уровня тревожности.
Отсюда вытекают четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий:
Правильная организация урока;
Использование каналов восприятия;
Учет зоны работоспособности учащихся;
Распределение интенсивности умственной деятельности.
Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока
Часть урока
Время
Нагрузка
Деятельность

1-ый этап. Врабатывание.
5 минут
Относительно невелика
Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение.

2-ой этап. Максимальная работоспособность.
20-25 минут
Максимальное снижение на 15-ой минуте
Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом.

3-ий этап. Конечный прорыв.
10-15 минут
Небольшое повышение работоспособности.
Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного.

С целью предупреждения утомления и усталости учащихся учителями применяются динамические паузы, на уроке используются опорные схемы, блок- схемы и рабочие тетради по предметам, которые благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу школьников, укрепляют психологическое здоровье школьников и способствуют проявлению благоприятного психологического климата и создания ситуаций успеха для учащихся. С целью создания ситуаций успеха на уроке разрешается при ответе пользоваться опорным конспектом или схемой. Применяемые в опорном конспекте знаки, кратко передают значение какого-либо понятия, позволяют учащимся не только запоминать, но и осмысливать графическую информацию. Такой вид работы развивает логическое мышление, систематизирует полученные знания, активизирует познавательную деятельность.
Выполняя решения педагогических советов, учителями собраны материалы по физминуткам, подвижным играм на перемене, которые регулярно используются на практике. Учитывая, с каким трудом на занятиях детям дается долгое пребывание в статическом положении, учителя на уроках, а воспитатели на самоподготовке проводят корригирующие и активизирующие физминутки, упражнения для мелкой моторики, кинезиологические упражнения, точечный массаж, хореокоррекцию, релаксацию, динамизацию поз.
Виды физкультминуток:
Упражнения для снятия общего или локального утомления;
Кинезиологические упражнения, упражнения для кистей рук;
Гимнастика для глаз;
Гимнастика для слуха;
Упражнения, корректирующие осанку;
Динамизация поз;
Тренажи для расширения зрительных горизонтов;
Зрительно-кординаторные тренажи.

Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность. Физминутки проводим на начальном этапе утомления.
При подборе физминуток с речетативом мы обращаем внимание на следующее:   - важно, чтобы содержание текста сочеталось по возможности с темой урока; - преимущество отдаётся стихам с чётким ритмом;
- текст произносится учителем или воспроизводится в записи, т. к. при произношении текста детьми у них может сбиваться дыхание.
Если на уроке преобладает вид деятельности– письмо, то в процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а всем “телом”. Мышцы ребёнка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статического напряжения.
Поэтому проводятся: - упражнения для снятия общего или локального утомления; - упражнения для кистей рук.
Объективно оценивая тот факт, что основная тяжесть учебных нагрузок приходится на орган зрения, и что школьная близорукость стала самой распространенной патологией, возникающей у детей и подростков в процессе учебы, возникла необходимость изучить исследования В.Ф. Базарного. Мы пришли к выводу, что наиболее эффективными упражнениями, повышающими физическую и психическую активность детей на уроках, в том числе, и предупреждающими их утомление, оказались те, которые были сориентированы на активизацию мышечно – телесного и зрительного чувства координации.
Отличительные их особенности:
- все упражнения выполняются в позе свободного стояния;
- каждое упражнение базируется на зрительно-поисковых стимулах;
- в процессе такого поиска дети совершают сочетанные движения головой, глазами, туловищем; - продолжительность таких упражнений 1.5-2 минуты.
Наибольший эффект по поддержанию активности детей на уроках от этих упражнений тогда, когда они выполняются в середине каждого урока, а при двукратном проведении - через каждые 15 минут.
Отдых на переменах носит произвольный характер. Дети сами, соответственно, своим интересам, выбирают игры и упражнения. Ненавязчивая помощь и контроль взрослых способствуют уменьшению конфликтных ситуаций, соблюдению правил игры и поддерживают дисциплину. Чаще всего мы используем простые, уже знакомые детям игры средней и малой интенсивности, в которых можно быстро менять состав участников и так же быстро выявлять победителей.
В результате работы по направлению здоровьесбережения учащихся удается
повысить уровень знаний, умений и навыков школьников в учебном процессе;








Используемая литература:

1.Харитонова Л.А. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
1-4 классы-М:Феникс, 2011. -187с.







15