Разработка классного часа на тему Воспитание в Древней Индии, или Воспитание по-индийски
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 9»
РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ «ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ, ИЛИ ВОСПИТАНИЕ ПО – ИНДИЙСКИ»
Подготовила: Родина Юлия Демьяновна
классный руководитель 6 б класса
г. о. Коломна
2016 год
Час общения на тему «Воспитание в Древней Индии, или Воспитание по-индийски»
Цель: способствовать расширению кругозора, словарного запаса.
Задачи: пробудить познавательную активность учащихся; развивать любознательность, смекалку; развивать коммуникативные навыки, эстетический вкус; формировать приемы творческого мышления.
Подготовка мероприятия: учащиеся выступают в качестве ведущих, рассказывают классу о воспитании Древней Индии (подготовлено заранее). К классному часу необходимо подготовить презентацию с иллюстрациями и основными положениями сообщений учащихся, которая будет показана во время их выступлений. Кроме того, учитель подбирает видео фрагменты, соответствующие теме классного часа. Один из учащихся готовит творческую работу (эссе) по теме.
Оборудование: проектор, ноутбук, иллюстрации, раздаточный материал.
План классного часа:
I.Вступительное слово.
II. Информационный блок (выступления учащихся).
III.Просмотр видео фрагментов.
IV. Игра «Правда или ложь? »
V. Проблемная ситуация «Что за сражения?»)
VI. «Лучший журналист» (чтение эссе учащегося)
VII. Заключительное слово.
Ход классного часа
I.Вступительное слово.
Классный руководитель. В России сейчас возрождается интерес к восточной культуре, к ее особенностям и традициям. Противостояние «Запад-Восток» не теряет своей актуальности до сих пор. Давайте попробуем выяснить, какая система воспитания была характерна для Древней Индии, отличается ли эта система от современной.
История Древней Индии распадается на две главные эпохи, рубежом между которыми является VI в. новой эры: дравидско-арийскую и буддийскую.
Воспитание и обучение в дравидско-арийскую эру носило семейно-сословный характер, причем роль семьи была первостепенной.Школьное образование в долине Инда, скорее всего, появилось в доарийский период (3 – 2 тысячелетие до н. э. История сохранила об этой культуре мало сведений. Несколько сотен печатей с надписями на своеобразном письме, глиняные чернильницы для письма – вот, пожалуй, и все вещественные памятники образования тех времен.В течение 2 – 1 тысячелетий до н. э. территория Индии была освоена арийскими племенами. На базе отношений коренного населения с завоевателями-ариями возник кастовый строй. Население было поделено на четыре основные касты. Три высших касты составили потомки ариев: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы-общинники, ремесленники, торговцы). Четвертой – низшей кастой – являлись шудры (наемные работники, слуги, рабы). Наибольшими социальными привилегиями пользовались брахманы. Кшатрии – профессиональные воины – в мирное время содержались за счет государства. Вайшьи относились к свободной трудовой части населения. Шудры не имели никаких прав, а лишь одни обязанности. Совершенно жалкое существование влачили потомки дравидов – т. н. парии.Кастовость наложила специфический отпечаток на развитие воспитания и обучения в Древней Индии.II. Информационный блок (выступления учащихся).
1-ый учащийся. Другим не менее важным фактором воспитания и образования стала религиозная идеология: брахманизм (индуизм).
Каждый должен развивать свои нравственные, умственные и физические качества так, чтобы сделаться органичным членом своей касты. У брахманов ведущими качествами считались интеллектуальные достоинства, у кшатриев – сила и мужество, у вайшьев – трудолюбие и терпение, у шудров – покорность.Сформировался и взгляд на идеальное воспитание (претендовать на него могли лишь высшие касты), согласно которому человек рожден для насыщенной счастливой жизни. Воспитание предусматривало умственное развитие (ясность суждений и рассудочное поведение), духовность (способность к самопознанию), физическое совершенство (закаливание, владение собственным телом), любовь к природе и прекрасному, самообладание и сдержанность. Наивысшим проявлением нравственного поведения считалось содействие общему благу.
2-ой учащийся. Развернутые характеристики такого идеального воспитания мы находим в древнем эпосе. Так, в сказании индоарийцев «Бхагавата-пурана» дано подробное описание образцов воспитания божественного и мудрого Кришны. Эпический царь – воин и пастух – рос среди сверстников в совместных играх и труде. Позже родители отдали его в учение мудрому брахману. Вместе с друзьями Кришна более двух месяцев усердно изучал веды, сделавшись знатоком всяческих разнообразных умений и искусств и овладев людской премудростью.
III.Просмотр видео фрагментов «Уроки Кришны» (2-3 фрагмента).
II. Информационный блок (выступления учащихся).
3-й учащийся. Своеобразной священной и одновременно учебной книгой была также «Бхагавадгита» (1-е тысячелетие до н. э.). В ней предлагались образцы содержания и путей воспитания и образования. «Бхагавадгита» написана в виде собеседований мудрого учителя с учеником. В образе наставника предстает божественный Кришна, в образе ученика – царский сын Арджуна. Попадая в сложные жизненные обстоятельства, Арджуна ищет и находит у Кришны разъяснения для выхода из создавшегося положения, каждый раз поднимаясь на новый, более совершенный уровень познания и поведения. Сначала учитель излагает новые знания, затем –анализирует; раскрытие абстрактных понятий сопровождалось обсуждением конкретных примеров.Суть обучения по «Бхагавадгите» состояла в следующем: Кришна ставил перед Арджуной различные цели, расширяя и углубляя их таким образом, чтобы побудить ученика к самостоятельному поиску истины, научить его приемам и методам познания. Процесс обучения сравнивался со сражением, побеждая в котором Арджуна поднимался к совершенству.
Просмотр видео –фрагмента «Уроки Кришны» (1-2 фрагмента).
4-й учащийся. К середине 1-го тысячелетия до н. э. в Индии сложилась определенная традиция семейно-общественного воспитания. На первой ступени – в семье – систематическое обучение не предусматривалось. Для трех высших каст оно начиналось после особого ритуала посвящения во взрослые и ученики – упанаямы. Не прошедшие инициацию становились отверженными, их лишали Права иметь супругом представителя своей касты, получать дальнейшее образование. Так, в индоарийском обществе контролировались результаты семейного воспитания, складывалось отношение к ученичеству как закономерному этапу в жизни человека. Порядок упанаямы, содержание дальнейшего обучения для представителей трех высших каст не были одинаковыми. Для брахманов срок инициации приходился на 8-летний возраст, для кшатриев – на 11-летний, для вайшьев – на 12-летний. Программа образования брахманов была более полной. У кшатриев и вайшьев программа была менее насыщенной, но профессионально направленной. Кшатрии обучались военному искусству, вайшьи – сельскохозяйственным работам и ремеслам. Длительность обучения обычно не превышала восьми лет. Но в исключительных случаях оно продлевалось еще на 3 – 4 года.Программа обычного обучения состояла прежде всего в пересказах вед, обучении чтению и письму. Повышенное образование получали немногие юноши. В программу повышенного образования входили: поэзия и литература, грамматика и философия, математика, астрономия. Содержание повышенного образования было для того времени весьма сложным. В Древней Индии впервые были введены ноль и счет с помощью десяти знаков, которые в дальнейшем заимствовали арабы и европейцы. Порядок обучения в доме учителя во многом строился по типу семейных отношений: ученик считался членом семьи учителя и, помимо приобретения образования, осваивал правила человеческого общежития.Обучение проходило на открытом воздухе. Появились своеобразные семейные школы, где мужчины обучали молодежь, устно передавая знания. Ученики выслушивали, заучивали и анализировали тексты.Учителя поначалу не получали вознаграждения. Подарки имели, скорее, символическую ценность. Основным способом компенсации за обучение была помощь учеников семье учителя по хозяйству.Приобретавшие повышенное образование юноши посещали известного своими познаниями учителя – гуру (чтимый, достойный) либо участвовали в спорах и собраниях ученых мужей. Вблизи городов начали возникать так называемые лесные школы, где вокруг гуру-отшельников собирались их верные ученики.
5 –ый учащийся. В середине 1-го тысячелетия н. э. в истории древнеиндийской цивилизации начинается новая эпоха. Зарождается новая религия – буддизм.У истоков буддийской традиции обучения стоит Будда, или Шакья-Муни (623 – 544 до н. э.). Он выступал против монополии брахманов в религиозном культе и за уравнивание каст в религиозной жизни и воспитании, проповедовал непротивление злу и отказ от всех желаний (нирвана). Буддизм отверг принцип неравенства каст, обратился к отдельной личности, провозгласил равенство людей по рождению. В буддийские общины принимали представителей любой касты.Согласно буддийскому учению, главной задачей воспитания является совершенствование души человека, которую следует избавить от мирских страстей через процесс самопознания и самосовершенствования.В буддийскую эпоху происходят изменения в учебной программе. Главное внимание начали уделять обучению грамматике санскрита, который с I в. н. э. стал ведущим языком Северной Индии. К этому времени создан древнейший индийский слоговой алфавит – брахми.
6-й учащийся. Элементарное образование получали в религиозных школах вед и светских учебных заведениях. В школах вед обучение носило сословный характер, будучи адресовано представителям трех ведущих каст. В светских школах учеников набирали независимо от кастовой и религиозной принадлежности, обучение носило более практический характер. В школах вед акцент был сделан на интеллектуальное образование с элементами религии.В некоторых буддийских монастырях давали повышенное образование. В этом случае в программу обучения входило изучение древних трактатов по философии, математике, медицине и пр.В учебных заведениях наставник занимался с каждым учеником отдельно, учителя получали денежное вознаграждение.Во II – VI вв. происходит возрождение индуизма. В этот период, получивший название «необрахманского», взгляды на воспитание претерпевают значительные изменения. Увеличивается число школ. Воспитание рассматривается как способ помочь человеку научиться различать сущностное и преходящее, достигать душевной гармонии и покоя, пренебрегать суетным и бренным, добиваться «плодов дела».В школах при индуистских храмах, кроме санскрита, обучали чтению и письму на местных языках. Определились два типа учебных заведений толь (начальная школа) и аграхар (учебное заведение более высокого уровня). Аграхары представляли собой своеобразные сообщества гуру и учеников Программы аграхаров постепенно приближались к жизненным потребностям Доступ в толи и аграхары был расширен для представителей разных каст. С притоком кшатриев и особенно вайшьев в аграхары увеличился объем преподавания географии, математики, языков, а также врачевания, ваяния, живописи.Таким образом, можно утверждать, что организованное воспитание и обучение в Древней Индии прошло длительный путь развития. Постепенно программа обучения приближалась к практике жизни, становилась более доступной, расширялся социальный круг учащихся.
IV. Игра «Правда или ложь? »
Учащимся предлагается ответить на вопросы односложно – «правда/ложь». Если учащийся согласен с утверждением, то он поднимает табличку «правда», если возражает- «ложь». Эта игра способствует проверке учащихся на внимательность.
Примерные утверждения.
1.История Древней Индии распадается на две главные эпохи, рубежом между которыми является VI в. новой эры: дравидско-арийскую и буддийскую (правда)
2. Кастовость наложила специфический отпечаток на развитие воспитания и обучения в Древней Индии (правда)
3. У брахманов ведущими качествами считались сила и мужество, у вайшьев – интеллектуальные достоинства (ложь)
4. Наивысшим проявлением нравственного поведения считалось покорность (ложь)
5. Своеобразной священной и одновременно учебной книгой была также «Бхагавадгита» (правда).
6. «Бхагавадгита» написана в монологической форме (ложь).
7. Программа обычного обучения состояла прежде всего в пересказах вед, обучении чтению и письму (правда).
8.В Древней Индии впервые были введены ноль и счет с помощью десяти знаков, которые в дальнейшем заимствовали арабы и европейцы (правда).9.Обучение проходило в специально отведенных для этого зданиях (ложь).
10. Приобретавшие повышенное образование юноши посещали известного своими познаниями учителя – гуру (чтимый, достойный) либо участвовали в спорах и собраниях ученых мужей (правда)
11. В середине 1-го тысячелетия н. э. в истории древнеиндийской цивилизации начинается новая эпоха. Зарождается новая религия –ислам (ложь).
12. В буддийские общины принимали представителей любой касты (правда).
13. Согласно буддийскому учению, главной задачей воспитания является совершенствование души человека, которую следует избавить от мирских страстей через процесс самопознания и самосовершенствования (правда).
14. В учебных заведениях наставник занимался со всеми учениками (ложь).
15.Во II – VI вв. происходит возрождение индуизма. В этот период, получивший название «необрахманского», взгляды на воспитание претерпевают значительные изменения (правда).
V. Проблемная ситуация «Что за сражения? »
Учитель показывает учащимся видео вопрос (исполнителем может быть учитель истории и обществознания).
Содержание вопроса.
Два индийца сидят за низким столом друг против друга. Судя по их разговору, они – злейшие враги, но почему-то они улыбаются, нет ненависти на их лицах.
- Это было лучшее из выигранных мною сражений! – хвастается один. – Помнишь, как мой любимец слон топтал твою пехоту?
- Все было так, но в этот момент моя конница прорвалась в твой тыл и уничтожила твои колесницы, – ответил второй.
- Совсем ненадолго,- возражает первый. – Притворным отступлением я заманил в ловушку твоего царя, и ты вынужден был сдаться.
О каких сражениях идет речь?
Ответ: игра в шахматы, которая была придумана в Индии.
VI. «Лучший журналист» (чтение эссе учащегося)
Один из учащихся к классному часу подготовил свое небольшое размышление по теме, написанное в форме эссе. Он зачитывает его классу.
Рассказ индийского мальчика о его обучении.
Здравствуйте, меня зовут Ранджит, мне 11 лет, и я хотел бы рассказать вам немного о своем обучении. Быть может, кто-то не знает, но все население нашей прекрасной страны поделено на варны или касты. Первая каста – брахманы, жрецы. Эти люди обладают самыми большими привилегиями в Индии, они уважаемы и почитаемы. Вторая каста – кшатрии, воины. Я принадлежу к этой касте и горжусь этим. Само слово «Кшатрий» обозначает силу и власть. Мы, воины, можем получить власть и господство, но должны использовать их для защиты слабых. Мы почитаем нашего бога-покровителя Индру, бога войны и грозы. Существуют еще две касты: вайшьи и шудры. К первой относятся ремесленники, земледельцы и торговцы, а ко второй – слуги.
Но я хотел бы рассказать о моей касте и о том, как я стану великим воином. В нашей стране каждый должен развивать свои умственные и физические качества. Брахманы, например, стараются развивать больше интеллект, а для нас, кшатриев, важна сила и мужество, ведь мы – защитники. Когда я закончу учиться, я стану самым настоящим воином, как мой отец. Я буду защищать самое важное в нашей стране: брахманов, женщин, детей, стариков и коров, а также любого, кто просит о помощи.
Совсем недавно я прошел ритуал посвящения в ученики, ведь мне исполнилось 11 лет! Брахманы проходят этот ритуал (он называется упанаяма) в 8 лет, а вайшьи – в 12.
В данный момент я учусь по основной программе. Мы пересказываем веды, обучаемся чтению и письму. В нашей касте великих воинов мы обучаемся и умению обращаться с оружием, быть выносливыми и сильными.
Пока я ученик, я живу у нашего учителя Дхавала в его доме. Пока нас трое, но скоро другие мальчики пройдут упанаяму и присоединятся к нам. Мы обучаемся на свежем воздухе, но много работаем по дому и помогаем нашему наставнику.
Как мне хочется поскорее закончить учебу и стать великим воином, как мой отец и как царевич Рама! Рама является образцом идеального кшатрия. Он начал править царством, а всю царскую казну раздал своим подопечным, простым людям. Эти люди отказались принимать такой щедрый подарок, ведь они понимали, что для управления государством казна необходима. Таким и должен быть идеальный кшатрий – мудрым и сильным. И я буду таким же.
Беседа по творческой работе.
Примерные вопросы:
1)Каково Ваше впечатление от эссе учащегося?
2)Что Вам больше всего понравилось?
3)С чем бы вы согласились? С чем поспорили?
4)Как Вы относитесь к главному герою?
5)Кто стал для него образцом для подражания?
VII. Заключительное слово.
Закончить наш классный час хотелось бы индийской притчей о духовном обучении. Давайте прослушаем аудиозапись.