Методическая разработка Организация работы классного руководителя по формированию коллектива класса в рамках внеклассной деятельности
МБОУ СОШ р.п. Мухен района имени Лазо Хабаровского края
Методическая разработка
на тему:
«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ
КОЛЛЕКТИВА КЛАССА В РАМКАХ
ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Классный руководитель 10 класса:
Кушнарь Лариса Александровна
Мухен2015 год
«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё,
что он может, как прекрасна была бы земля наша!»
А.П.Чехов.
Перефразируя классика, я скажу так: «Если я, как классный руководитель, сделаю всё от меня зависящее для того, чтобы вверенный мне класс стал коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам, и, возможно, я сделаю его чуточку счастливее в этом мире».
Классный руководитель - особый феномен педагогической сферы. В результате сложившейся социально-экономической ситуации именно он стал ключевым элементом организации воспитания в школе. Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя, - педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника в период его школьного образования. Цели данной миссии - содействие максимальному индивидуальному развитию личности, педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь. Обществу необходимы сильные люди в моральном и психологическом отношении и поэтому уже в школьном возрасте следует ориентировать учащихся на овладение способами общения с людьми, на создание моральной атмосферы коллектива. Помочь ребенку в этом, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель. Я, как классный руководитель, в своей работе по организации внеклассной деятельности учащихся опираюсь на следующие принципы:
Открытость - совместное планирование (классный руководитель + учащиеся + родители);
Привлекательность будущего дела – увлечь учащихся конечным результатом.
Деятельность – активное участие в мероприятиях всех уровней.
Свобода участия – учитывается мнение учащихся в выборе задания во внеклассном мероприятии.
Обратная связь – обсуждение каждого внеклассного мероприятия (рефлексия).
Сотворчество (сотрудничество + творчество) – право выбора партнёра по выполняемому делу.
Успешность – отмечать реальный успех выполненного дела.
Классным руководителем своих нынешних воспитанников я являюсь первый год. Сейчас мои ребята учатся в 5 классе.
Ставя перед собой задачу по формированию, сплочению и развитию классного коллектива, я ознакомилась с работами философов Л.Б. Буева, В.Г. Иванова, Н. И. Лапина, которые занимались проблемами формирования коллектива, раскрыли общие закономерности и противоречия развития коллектива и личности; изучила работы педагогов Н. И. Пирогова, Л.Н. Толстого, К. Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, исследовавших условия поддержки среди детей атмосферы товарищества и взаимопомощи. Также в своей деятельности классного руководителя я ориентируюсь на работы психологов А. Г. Асмолова, А. А. Бодалёва, А. Н. Лутошкина, которые освещали вопросы коллективного общения детей и межличностных отношений их в коллективе. Ученическим коллективом считаю группу учеников, объединённую социально - значимой целью и деятельностью, имеющей общие выборные органы и отличающейся сплочённостью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях. Класс, конечно же, становится коллективом не сразу. Он превращается в него, по мере того, как накапливается опыт совместной деятельности, создаётся и растет актив, складываются положительные традиции, растут и крепнут товарищеские связи, устанавливаются правильные взаимоотношения с общешкольным коллективом. Свою деятельность по формированию классного коллектива я условно разбила на несколько стадий, которые взаимосвязаны между собой.
Стадии формирования классного коллектива:
I. Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы.
II. Организация классного самоуправления, создание классных традиций, установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом.
III. Установление благоприятного психологического микроклимата в классе.
Считаю, что на первой стадии формирования классного коллектива, руководящие функции принадлежат классному руководителю. Именно на нем лежит основная задача по формированию благоприятных условий для развития каждого ребенка, он поощряет дружбу детей, предотвращает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности
Проанализировав полученные данные, при планировании воспитательной работы с классом были поставлены следующие основные цели и задачи:
Адаптация учащихся класса к обучению в среднем звене;
Формирование и сплочение классного коллектива;
Воспитание доброжелательного отношения к товарищам и уважения к старшим;
Формирование и развитие познавательных интересов, потребностей и мотивов;
Улучшение успеваемости и поведения учащихся;
Воспитание социально-адаптированной и толерантной личности, любви к школе и школьным традициям;
Прививать чувство ответственности в учёбе; навыки культуры поведения, отзывчивость и взаимопомощь.
Конечно, каждый класс развивается уникально. Взаимодействие учащихся всегда имеет сложный и непредсказуемый характер. Каждый ученик должен быть состоятельным в общении. Он должен комфортно чувствовать себя в классном коллективе, поэтому классному руководителю всегда очень важно знать, как относятся друг к другу все члены детского коллектива, значим ли он для них. Для изучения этой проблемы в работе с учащимися, я использовала следующие диагностические методики:
“Дом, в котором я живу”.
Здесь ученик “заселял” дом значимыми для него людьми. Данная диагностика помогла изучить привязанность учащихся друг другу, к родным и близким людям, к товарищам.
Экспресс-тест «Альпинист».
Целью этого теста является определение степени сплоченности/разобщённости классного коллектива. Результат проведённого теста- 3.6 балла, что ниже среднего уровня (максимум - 10). Это еще раз подтвердило целесообразность проведения работы по сплочению класса.
Второе, что я сделала на пути по формированию классного коллектива, - это провела работу по организации классного самоуправления. В начале учебного года были проведены выборы классного самоуправления, в их основу был положен выбор ребят. Каждый из ребят сначала высказал своё мнение о том, в каком секторе он хочет работать, затем в каком из секторов мог бы работать его одноклассник. После распределения каждый сектор выбрал представителя в актив класса, которому я передела некоторые элементарные функции руководства коллективом. В классе все ребята охвачены поручениями с учетом их интересов, а это способствует развитию активности, инициативы и деловитости.
Параллельно с работой по организации классного самоуправления закладывались основы классных традиций. Традиции настраивают детей на коллективные, творческие дела. Классный коллектив - это большая семья. Скучен и неуютен дом, где нет праздников, где нет потребности после большой трудной работы собраться всем вместе и поговорить о том, как слаженно и весело работалось, каковы итоги, что можно приобрести. А еще прекраснее, когда дом украшают цветами, шарами, плакатами с хорошими, добрыми словами, готовят праздничное угощение и ждут гостей, чтобы поделиться радостью, своими успехами в работе, услышать слова благодарности. Так зарождается добрая традиция, которая развивается, закрепляется и передается из года в год. Традиционными у нас стали поздравления именинников, праздничные мероприятия к знаменательным датам (23 февраля, 8 марта, новый год и другие). На таких мероприятиях также развиваются дружеские отношения между детьми, в первую очередь, культивируется внимательное отношение друг к другу. Немаловажную роль на этой стадии играет и установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом. Для жизнедеятельности классного сообщества существенной значение имеет участие во всех школьных мероприятиях. Наш класс нашёл своё место в общешкольном коллективе, ребята помогают готовить и сами участвуют во всех внешкольных мероприятиях.
На третьей стадии формирования классного коллектива основной задачей является установление благоприятного психологического микроклимата в классе. Обязательным условием развития личности ребенка в коллективе является эмоциональное благополучие, потребность в общении. Каждый ребенок должен найти свое место в классном коллективе и реализовать себя в различных внеклассных мероприятиях. Одна из форм активного взаимодействия учащихся во внеклассной деятельности– классный час. На классных часах ребята учатся сотрудничать, рассуждать, рефлексировать свои чувства. Формы проведения классных часов были выбраны как традиционные, так и нетрадиционные: игры и упражнения на поддержание психо-эмоцильнального фона, сплочение коллектива, повышение адаптивных возможностей, формирование мотивов личностного роста, например: игра-настройка «Волшебный стул», «Летает - не летает», «Мой дракон», «Групповая оценка» и другие.
В связи с реализуемыми целями и задачами воспитательной работы класса были выбраны и темы классных часов:
Учимся сотрудничать»
«Что такое настоящая дружба?»;
«Этикет на каждый день»;
«Жить в мире с собой и другими»;
«Мои жесты»;
«Честность»
«Как научиться быть ответственным за свои поступки»;
Следует отметить, что сплочение классного коллектива это очень длительный процесс. Поэтому необходимо постоянно отслеживать развитие взаимоотношений ребят в процессе участия, в обсуждении вопросов, затрагиваемых в связи с выбранными темами на классных часах, их работу над заданиями. Это прекрасная возможность увидеть статус каждого в классе и оптимизировать взаимодействие ребят друг с другом.
Для меня мой класс - самый лучший, любимый, конечно же, доставляющий массу хлопот и переживаний, но вместе с тем неповторимый и уникальный. А каждый ребенок в нем - пока ещё до конца не разгаданная загадка. Загадка, в которой кроется ответ, и которую, я обязательно попытаюсь разгадать, чтобы и дети, и я каждый день с радостью приходили в школу и уходили домой.
Классный час на тему: «Что такое настоящая дружба?»
Форма проведения: игровая
Цель: воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу. Сплочение коллектива.
В результате занятия участники смогут:
- сформулировать понятие «дружба»;
- закрепят навыки коллективной игры (тренинга);
- поймут, что для решения многих проблем можно обращаться за помощью к друзьям и будут учится им доверять.
В результате тренингов развиваются следующие навыки и умения:
- доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом;
- эмоционально сопереживать однокласснику;
- сотрудничать и действовать сообща;
- разрешать конфликтные ситуации;
Условия проведения: в классе создается обстановка «без углов», стульчики во время занятия стоят кружочком, звучит приятная музыка.
Оборудование: эмблемы с рожицами (грустные и веселые), плакаты «Дружба в классе нужна», «Дружба в классе не нужна», булавки, рисунки детей на тему: «Я и мой Друг», компьютер, диски с музыкой, презентация «Дружба».
Блок – схема классного часа:
1. Введение в тему с использованием метода «Займи позицию». (5 мин.)
2. Объявление темы и ожидаемых результатов занятия.(1 мин.)
3. Работа над понятием «дружба». «Дружба – это …».(10 мин.)
4. Тренинги на сплочение классного коллектива (24 мин.). «Поздороваемся» (7 мин.), «Поменяйтесь местами» (10 мин.), «Пожелание» (7 мин.)
5. Подведение итогов занятия в тренинге «Спасибо». (5 мин.)
Ход классного часа:
1. Введение в тему с использованием метода «Займи позицию».
(5 мин.)
С помощью этого метода учащиеся могут высказать свою точку зрения на обсуждаемый вопрос. Для этого в противоположных сторонах класса вывешиваются два плаката в виде веселой и грустной рожицы. На одном написано - «Дружба в классе не нужна», на другом - «Дружба в классе нужна». Учащимся предлагается определить свою позицию, взять возле плаката эмблему (которая соответствует их точке зрения на данный вопрос) и прикрепить на булавочку.
А теперь ребятки садитесь на свои места.
2. Объявление темы и ожидаемых результатов занятия. (1 мин.)
Тема сегодняшнего классного часа – «Что такое настоящая дружба?»
А кто из вас скажет, что такое дружба?
3. Работа над понятием «дружба». «Дружба – это …». (10 мин).
Работа над понятием «дружба». «Дружба – это …». Учащимся предлагается подумать над вопросом, что значит «дружба», зачем она нужна людям? После небольшого размышления учащиеся высказывают свои мысли.
Учитель подводит итог, показывая детям презентацию «Дружба» на компьютере. Дает определение понятию «дружба».
Итак, ребята, дружба — один из видов личных отношений. Она самоценна, она сама по себе является благом; друзья помогают друг другу бескорыстно, "не в службу, а в дружбу", как гласит народная пословица.
Скажите мне, пожалуйста, честно, у нас с вами дружный класс?
А вы бы хотели, чтобы класс стал дружнее, чтобы вы все были друг другу надежными друзьями?
Тогда давайте поиграем?
4. Тренинги на сплочение классного коллектива (24 мин.).
«Поздороваемся»__________________________________________
Описание упражнения
Дети ходят врассыпную под музыку:
-На первую паузу должны поздороваться за руку.
-На вторую паузу – погладить по плечу.
-На третью паузу – потереться друг об друга спиной.
Психологический смысл упражнения
Тренинг способствует разрушению барьера «он мне не друг», помогает ребяткам наладить контакт со всеми учениками класса.
Рефлексия
Как вы себя чувствовали во время выполнения этого задания?
Кто стеснялся? (дети высказываются)
«Поменяйтесь местами» ______________________________________
Описание упражнения
Участники сидят на стульях в кругу. Водящий выходит на середину круга и говорит фразу:
- «Поменяйтесь местами» те, кто... (умеет жарить яичницу)». В конце называется какой-либо признак или умение. Задача тех, кто обладает данным умением или признаком поменяться местами. Задача ведущего - успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим.
- Поменяйтесь местами те, у кого есть собака?
- Поменяйтесь местами те, у кого темные волосы?
- Поменяйтесь местами те, кто любит читать?
- Поменяйтесь местами те, кто любит выступать?
- Поменяйтесь местами те, кто любим маму?
Психологический смысл упражнения
Этот тренинг позволяет создать условия для того, чтобы ребята могли лучше узнать друг друга, понять, как много общего, повысить заинтересованность друг к другу.
Рефлексия:
Посмотрите, оказывается, что у нас много общего, а, сколько мы еще не знаем друг о друге…
«Пожелание»_____________________________________________
Описание упражнения
Дети встают, берутся за руки. И желают соседу что-нибудь доброе, теплое. Чтобы у детей не возникло трудностей, начинает ведущий (педагог). Например: Я желаю, чтобы у тебя было много друзей!
5. Подведение итогов занятия в тренинге ( 5 мин)
«Спасибо»________________________________________________
Описание упражнения
Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку свое настроение, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового.
Затем, ведущий задает вопросы а дети отвечают хлопками и словами:
ДА – хлопают один раз
СПАСИБО – хлопают много раз.
- Вам понравились игры, в которые мы играли?
- Теперь вы знаете, что такое дружба?
- Сегодня у вас появились новые друзья?
- Наш класс стал чуточку дружнее?
- Как мы поблагодарим друг друга за хорошее настроение?
- А что мы скажем учителям, которые к нам сегодня пришли?
Психологический смысл упражнения
Завершающий ритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.
Классный час на тему: «Честность»
Цели:
- познакомить детей с качеством «честность»;
- посмотреть ее значимость в жизни.
Оборудование:
- ларец добродетелей.
Подготовка ведущего:
Продумайте, какое из художественных произведений вы будете использовать.
Ход занятия:
1.Эмоциональный настрой и беседа по домашнему заданию(10 мин.)
1.1.Ведущий:
- Расскажите, какую ответственность вы на себя взяли и каков результат ? (Спросить столько детей, сколько позволит время.)
1.2.Для эмоционального настроя можно использовать рассказы В.Драгунского «Все тайное становится явным», Л.Пантелеева «Большая стирка», М.Зощенко «Не надо врать».
Либо можно начать занятие со следующего рассказа.
Правда и ложь
Вышли три друга во двор погулять. Погода была хорошая. Они качались на качелях, играли в прятки и не заметили, как стемнело. Времени-то уже много, родители, наверное,
Волнуются, ругать сейчас будут.
Вот остановились они около подъезда и думают, что лучше: обмануть или правду сказать?
- Скажу я, что тетю Машу встретил и помог ей сумки донести, - говорит первый. – Мама порадуется и не будет меня ругать.
- Я скажу, - говорит второй, - что хулиганы приставали и в подъезд не пускали. И тогда меня не будут ругать.
- А я правду скажу, - говорит третий. – Правду всегда лучше сказать, потому что она – правда, и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам.
Первый мальчик про тетю Машу рассказал. А маме как раз тетя Маша позвонила. Рассердилась мама за то, что поздно вернулся, а за обман наказала.
Только сказал второй мальчик отцу про хулиганов – а в это время сосед в гости зашел и говорит:
- Я сегодня целый вечер у подъезда машину ремонтировал, только сейчас поднялся. Не было у нас никаких хулиганов.
Рассердился отец. За опоздание рассердился, а за ложь – вдвое.
А третий мальчик рассказал все как было. Поворчали на него родители, да и простили.
После прочтения рассказа ведущий задает детям вопрос:
- Были ли у вас такие ситуации, когда вы тоже думали, что сделать: сказать правду или обмануть?
2.Основная часть(21мин.)
Честность является ценным качеством личности, поэтому с детьми стоит поговорить об этом. Опыт показывает, что даже самая маленькая неправда приводит к большой лжи. Честность требует быть мужественным и смелым. После этого занятия дети говорят: когда говоришь правду, мир становится лучше; люди становятся добрее.
2.1.Ведущий:
- Сегодня я хочу поговорить с вами о честности. Как вы думаете, что такое честность?
Дети говорят, что честность – это:
- Когда говорят правду.
- Честно сказал, что кого-то обидел.
-То, когда ты обещаешь и делаешь.
-Не обманывать.
-Честные люди рассказывают правду (где были, что делали).
- Честно играть – это когда все по правилам.
- Когда никому не обидно.
- Почему иногда тяжело быть честным?
Обычно дети говорят: страшно, что накажут, и стыдно.
- Что вы чувствуете, когда вас кто-то обманывает?
Когда тебя обманывают, то:
- Чувствуешь обиду.
- Хочется «сорваться с цепи» и ударить.
- Внутри появляется «бешенство», и хочется отомстить.
- Неприятно.
- «Вскипаешь».
-Как вы думаете, когда вы кого-то обманываете, что при этом человек чувствует?
2.2.Ведущий пишет на доске «Я – честный», обводит в кружок. Задает вопрос:
- Расскажите, почему хорошо быть честным, какое благо мне приносит честность?
По мере ответов ведущий записывает (фиксирует) их в виде лепестков цветка(ромашки).
Затем ведущий спрашивает:
- Что вам помогает быть честными?
Все дети говорят: «Смелость», - и ведущий записывает слово «смелость» на лепесток ромашки.
3.Домашнее задание(1мин.)
- Каждый день закрашивайте в «Волшебном альбоме» по одному цветочку, если вы в течение дня были честными…
- Представьте себе, что гномик отправился в путешествие и попал сначала в город Лжецов, а потом в город Честных. Какие истории с ним там произошли? Придумайте и запишите или можете зарисовать.
Родительское собрание на тему:
«Будем знакомы – будем друзьями»
Цель: знакомство детей, родителей, классного руководителя с новым коллективом. Установление благоприятного психологического микроклимата в классе.
Оформление:
— Плакат «Как здорово, что все мы тут сегодня собрались».
— Шары.
Ватман «Ромашка», на котором ребята будут прикреплять листочки с пожеланиями «С днем рождения, мой класс».
— Музыкальный фон:
а) песня «Чему учат в школе»
(слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского);
б) песня «Школьная тропинка»
(слова М. Лисянского, музыка В. Мураделли);
— Телеграммы:
1. Учителя!
Сейте разумное, доброе, вечное! (Аграрная партия России).
2. Родители!
Вознаграждайте по заслугам успехи своих детей! (Комитет по присуждению Нобелевских премий).
— Народные пословицы:
«Век живи — век учись»,
«Ученье — свет, а неученье — тьма»,
«Тяжело в ученье - легко в бою».
Ход классного часа
1.Вступительное слово учителя. Рассказ об особенностях обучения в пятом классе, о том, как идет их классная жизнь.
Представителю класса вручается ордер и ключ от кабинета, в котором ребята будут проводить свои внеклассные мероприятия. Это позволит преодолеть индифферентное отношение учеников к школьному имуществу, разбудит в них чувство хозяина.
Каждому учащемуся вручается значок, на котором указано буквенно-цифровое обозначение класса и девиз «Самый классный в мире класс».
Ребята, родители и классный руководитель дают клятву.
Клятва учеников
Я, ученик______________________, клянусь:
Прилежно учиться, образцово выполнять домашние задания и примерно себя вести! Если я нарушу эту клятву, то пусть:
меня навсегда лишат денег на мороженое; порвутся мои любимые джинсы; запутаются шнурки в моих кроссовках; отвалятся колеса у моего велосипеда; проедет бульдозер по моим компакт-дискам; зависнет мой компьютер!
Клятва родителей
Детям в учебе поможем всегда! Да? Да!
Чтобы детьми была школа горда! Да? Да!
Нас не пугает задач чехарда! Да? Да!
Формулы вспомнить для нас ерунда! Да? Да!
Клянемся детей не бить никогда! Да? Да!
Только слегка пожурить иногда! Да? Да!
Будем спокойны, как в речке вода! Да? Да!
Мудрыми будем, как в небе звезда! Да? Да!
Будем вставать по утрам в холода,
Чтобы успеть и туда, и сюда! Да? Да!
Баловать сладким детей иногда! Да? Да!
Когда ж завершится учебы страда,
Вместе с детьми погуляем тогда! Да? Да!
Клятва классного руководителя
Коль в жизни я выбрала этот путь,
Клянусь с него никуда не свернуть!
А если случится какая беда,
Ребят поддержу везде и всегда!
Клянусь, что ради учеников
Пожертвовать чем-то каждый готов!
На путь доброты буду их наставлять!
Поменьше наказывать, а убеждать!
Глубокие знания детям давать,
Для этого свой кругозор расширять!
Школу родную клянусь я любить,
И сделаю все, чтобы лучше ей быть!
Для установления доверительных отношений проводятся психологические игры-упражнения.
Игра-упражнение «Давайте познакомимся>
(проводится в кругу)
Каждый участник, начиная с ведущего (классного руководите ля), называет свое имя и прибавляет к нему прилагательное, кото рое отражает положительные черты его характера. Прилагательное должно начинаться с первой буквы имени, например, Тамара - терпеливая и т. д.
Веселые уроки: математика, русский язык
Разминка.
1. Что легче: пуд ваты или пуд железа?
2. К 7 прибавить 5. Как правильно записать: «одиннадцать» или «одиннадцать»?
3. Шла старушка в Москву, а навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву?
4. Сколько горошин может войти в пустой стакан?
5. Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый?
6. Спутник Земли делает один оборот за 1 час 40 минут, а второй оборот за 100 минут. Как это получается?
Загадки:
* * *
Жить привык он вместе с нами,
Приласкай — затянет песню.
А обидишь — обдерет,
Что за зверь усатый? (Кот.)
* * *
У нее просторный дом,
Много сладких чашек в нем.
Но не трогай их — со зла
Больно жалится ... (Пчела.)
* * *
На поляне у реки
Гордо держат стебельки,
Как фарфоровые чашки,
Белоснежные ... (Ромашки.)
* * *
Все следы находит точно,
Охраняет склады ночью,
Уши чуткие и нос
Это друг наш верный... (Пес.)
Разминка закончена, класс делится на команды. (жетоны)
Урок математики
1. Пара лошадей пробежала 40 километров. По сколько кило метров пробежала каждая лошадь? (40 километров.)
2. В комнате горело 7 свечей, мальчик, проходя, потушил 2 свечи, сколько свечей осталось? (2 свечи, остальные сгорели.)
3. На грядке сидят 6 воробьев, к ним прилетело еще 5. Кот подкрался и схватил одного. Сколько воробьев осталось на грядке? (1, остальные улетели.)
4. Двое пошли — З гвоздя нашли. Следом четверо пойдут — много ли гвоздей найдут? (Ни одного.)
Подведем итоги урока математики.
Урок русского языка
Задание 1. Изменить число имен существительных. Кто ошибется, выходит из игры.
Тропа - тропы
Гора — горы
Трава — травы
Стена — стены
Поля – поле
Холмы – холм
Голова – головы
Цена – цены
Подведение итогов, награждение победителей.
2. Беседа с родителями о поведении, успеваемости и посещаемости каждого ребенка; о проведенных мероприятиях и о успехах класса. Ознакомление с итогами проводимых тестов и диагностик класса и учащихся.
Заключительное слово классного руководителя: в своем заключительном слове классный руководитель поздравляет ребят с днем рождения коллектива. Обращает внимание на то, что пожелания непременно сбудутся, так как добиваться всего будут все вместе.
Звучит песня «Школьные годы» (исполняет весь класс).
Беседа с родителями на тему:
«Младший подросток, его особенности и воспитание»
Подростковый возраст — возраст стремительного развития физических и умственных сил.
Начало анатомо-физиологической перестройки организма младшего подростка. Первые признаки возникновения чувства взрослости. Склонность к самоанализу.
Начало перестройки взаимоотношений подростка с товарищами, особенности отношений мальчиков и девочек. Подросток и взрослые. Воспитание у учащихся умения анализировать и правильно оценивать свои поступки.
Особенности поведения младших подростков. Влияние на их поведение повышенной утомляемости.
Некоторые общие условия успешного воспитания подростков в семье: учет психических и физиологических особенностей, знание основных показателей функциональных расстройств в организме ребенка; сочетание уважения личности подрастающего человека с требовательностью к нему, согласованность воздействий семьи и школы.
У вас в семье растет подросток. Это действительно ко многому обязывает. Он может оказаться «трудным» если вы не поймете, что ваш милый, славный, послушный ребенок, который еще вчера ходил во второй, третий класс, держась за вашу руку, и послушно выполнял ваши распоряжения, наставления, прилежно делал домашнее задание, а в минуту радости мог подскочить к вам, обнять, при всех поцеловать, приласкаться — сегодня уже не тот. Он сердито выдергивает руку, когда вы по старой привычке пытаетесь взять ее, чтобы перейти дорогу, с возмущением протестует против категорических распоряжений, с раздражением отклоняется от нежных родительских объятий (особенно при свидетелях).
Не удивляйтесь, не огорчайтесь, не возмущайтесь... У вас в семье растет подросток. Непослушание, своеволие, упрямство отнюдь не представляют собой обязательных особенностей подросткового возраста. Лишь как следствие ошибочного подхода к подростку, когда не учитываются его психологические особенности, как результат непродуманных воспитательных воздействий, возникают конфликты и кризисы, ни в коей мере не являющиеся неизбежными. Так, непонимание воспитателями истинных мотивов поведения подростка, реагирование лишь на внешний результат его действий приводят его к сопротивлению воспитательным воздействиям.
В то же время мир воспринимается и осваивается подростком прежде всего с помощью взрослых. Подростку необходимо общение с взрослыми, совместная с ними деятельность. И эти взрослые, в том числе и родители, должны знать особенности подросткового возраста, учитывать его своеобразие.
Если родители знают об этих особенностях, готовы к встрече с ними, их ждет радость общения с этим особым «народом» идущим по пути мужания и социального созревания. Если нет — неизбежны конфликты, бессонные ночи, сердечные мучения и состояние бессилия, страшнее которого трудно что-либо придумать.
Само слово подросток указывает на основную тенденцию развития, как внутреннего мира, так и внешнего облика детей этого возраста. С физиологической точки зрения этот период характеризуется:
— интенсивным ростом;
— резким повышением функции обмена веществ;
- усилением деятельности желез внутренней секреции.
В эти годы рост увеличивается на 5—8 см, причем девочки растут быстрее в 11—12 лет и поэтому в это время кажется, что мальчики меньше ростом. Мы хорошо знаем, каким нескладным, угловатым выглядит подросток. Это объясняется неравномерным физическим развитием: особенно интенсивно происходит рост скелета и конечностей в длину, а грудная клетка в развитии отстает. Подросток осознает свою угловатость; старается замаскировать свою нескладность — принимает порой неестественные, вычурные позы, пытается бравадой и напускной грубостью отвлечь внимание от своей наружности. Даже легкая ирония и насмешка в отношении его фигуры, позы или походки вызывают часто бурную реакцию: подростка угнетает мысль, что он смешон и нелеп в глазах людей.
Увеличение роста, мышечной силы с радостью воспринимается подростком как явные признаки его взрослости. Вместе с тем работа сердца, легких, кровоснабжения мозга не обеспечивают полноценную работу организма в целом. Отсюда быстрая и внезапная смена состояний и настроений подростка: то он с энтузиазмом и азартом берется за трудную физическую или умственную задачу и может работать, забыв о времени и усталости, то вдруг сникает, чувствует слабость, головокружение, упадок сил. Мы порой не замечаем или не понимаем таких неровностей поведения, нас обескураживает и непомерный азарт, и необъяснимая усталость ребенка. И мы чаще всего, раздражаясь, говорим: «Конечно, гонять в футбол — так в первых рядах, а дело делать не допросишься».
Усиленный рост органов и тканей предъявляет свои особые требования к сердечно-сосудистой системе. Интенсивный рост сердца приводит ежегодно к его увеличению на четверть. Сосуды же в своем росте несколько отстают, именно поэтому у подростков часто повышается кровяное давление, так как возрастающая нагнетательная сила сердца встречает сопротивление со стороны еще относительно узких кровеносных сосудов. Исключительную перестройку в подростковом возрасте претерпевают железы внутренней секреции. Изменения здесь настолько значимы, что ученые склонны описывать их, как настоящую «гормональную бурю». Под влиянием гормонов — физиологически активных веществ, вырабатываемых железами внутренней секреции, происходит бурное физическое развитие организма, под их же влиянием идет половое созревание, окончательно формируются органы, а также вторичные половые признаки.
Физиологическая перестройка организма подростков сопровождается повышенной утомляемостью. Вначале появляется повышенная двигательная активность, а затем сильная возбудимость или сонливость. Ясно, что все это неблагоприятно сказывается на его поведении. По наблюдениям ученых, у младших подростков в утомленном состоянии (чаще во второй половине дня) наблюдаются немотивированные поступки, поединки, стремление поступать вопреки чужой воле, упрямство, проявления раздражительности. Так, в известной книге «О подростках» А.И. Краковский пишет: «В период обучения в 5 классе упрямиться стали учащиеся в среднем в б раз чаще, чем наблюдалось в 4 классе; в 10 раз возросло количество случаев противопоставления себя учителям; в 7 раз увеличилось число ребят, в поведении которых проявилось стремление поступить вопреки чужой воле; в 9 раз чаще наблюдалось бравирование недостатками и в 5 раз чаще — своеволие; наконец, в 42 раза больше стало недостаточно мотивированных поступков». Мы должны учитывать, что подросток впадает в это состояние не по своей вине и не по своей воле, чаще всего он и не осознает своего состояния, а мы с вами не вправе требовать от него способности к исчерпывающей и постоянной самооценке.
Одно из самых существенных мест во внутренней позиции подростка занимает чувство взрослости. Впервые возникшее в этом возрасте, оно доставляет немало хлопот и неприятностей, как учителям, так и родителям. Чувство взрослости выражается в отношении подростка к себе как к взрослому и желании утвердить свою взрослость. Он претендует на такое же отношение к нему окружающих, проявляет желание оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства взрослых, отстаивает свои взгляды и убеждения, несмотря на противодействие взрослых. Чувство взрослости вызывает стремление подростков к самостоятельности и известной независимости, отсюда — их болезненная чувствительность к оценкам взрослых, острая реакция на попытки взрослых (действительные или кажущиеся) умалить их достоинство, игнорировать их взрослость, недооценить их права. Подросток добивается того, что бы взрослые считались с его мыслями, взглядами, уважали их, при чем не только на словах, но и на деле. Отношение к нему старших, как к «маленькому», глубоко обижает его. «Борьба за независимость» подростка не означает, что родителям надо резко прекратить свое руководство. Подросток ведь «борется» не против родителей, а против своей зависимости от них он должен понять позицию своих родителей в том или ином случае, чтобы иметь к ней свое отношение. Все подростки осознают, что они нуждаются в руководстве, но они редко говорят об этом своим родителям. В то же время родители должны понимать необходимость разумного обсуждения с детьми некоторых вопросов. Важно, чтобы родители проявляли уверенность в своих детях, проявляли в общении с ними тактичность и находчивость. Подростков нужно освобождать от мелочной опеки, излишнего контроля, навязчивой заботливости, назойливого руководства, того, что было в какой-то мере оправдано по отношению к дошкольнику или младшему школьнику. По отношению к подростку необходимо отказаться от злоупотреблений тоном категорических распоряжений и приказов, безоговорочных и безапелляционных. С подростком лучше разговаривать тоном убеждения, совета, просьбы.
Одним из самых важных моментов в развитии личности подростка является формирование у него самосознания, потребности осознавать себя личностью. В младшем возрасте нет желания оценить себя. «Что я за человек?», «Какая от меня польза?», «Что у меня хорошего?», Какие у меня недостатки?». У подростка возникает интерес к себе, к своей внутренней жизни, к качествам собственной личности, потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, как бы открывая для себя свое «я», стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. На первых порах в основе самосознания подростка лежат суждения о нем других - взрослых, родителей, коллектива товарищей. Младший подросток словно смотрит на себя глазами окружающих. 0собенность самосознания младших подростков заключается также в том, что хотя они стремятся понять самого себя, они еще не умеют достаточно глубоко анализировать свои поступки, свои успехи и неудачи. Поэтому каждый неуспех часто вызывает подростка чувство неуверенности и даже переживание своей неполноценности. Поэтому для подростков характерна недостаточная устойчивость переживаний, намерений и оценок. Этими же особенностями самосознания объясняется повышенная чувствительность подростков к тому, как относятся к ним окружающие, их «ранимость», выражающаяся в обидчивости, упрямстве, вспыльчивости, а иногда в грубости и резкости. Именно это является причиной возникновения уже с 5-го класса частых конфликтов, вспыхивающих между детьми, а чаще между детьми и взрослыми. Очень важно правильно оценивать личность ростка, чтобы не вызвать у него двух противоположных, но одинаково отрицательных переживаний чувства превосходства над другими и чувства неполноценности.
Интерес к своей личности не ослабляет у подростка интерес к внешнему миру. Напротив, в этом возрасте у детей укрепляют связи с коллективом, товарищами. Для подростков характер определенное отчуждение от взрослых и усиление авторитета группы сверстников. выраженное стремление занять достойное место, утвердить себя приводит не всегда к положительному результату, и если у подростка не получается решить эти задачи в к он непременно будет искать другие пути. Помочь найти себя и занять адекватное место могут взрослые.
В этом возрасте ярко проявляется стремление к общению с товарищами, стремление к жизни в коллективе сверстников. Для младших подростков характерно заметное развитие чувства личной дружбы, настоящей потребности в дружеском общении. «Не представляю себе жизнь без дружбы», «Дружба — это самое лучшее, что может быть у человека», — считают подростки. Мотивы дружбы становятся более глубокими. Дружат уже не только потому, что сидят за одной партой или живут в одном доме, как это часто бывает у младших школьников, а на почве общих интересов, увлечений, совместной деятельности, взаимного уважения и симпатии, доверия и понимания, родственных взглядов и вкусов. Если раньше друг находился сам собой, то теперь подросток не склонен пассивно ждать, когда придет дружба. Он активно стремится найти близкого товарища, друга, присматривается с этой точки зрения к своим одноклассникам, пробует их в соответствующем качестве. Дружеские отношения в подростковом возрасте являются более глубокими, содержательными и устойчивыми, носят эмоционально-напряженный характер. Прекращение дружеских отношений часто воспринимается очень болезненно.
Нам, взрослым, нельзя игнорировать половой компонент личности младшего подростка. Последствия начинающейся в данном возрасте физиологической перестройки организма не одинаковы для представителей различных полов, осознаются эти последствия мальчиками и девочками не в равней мере, что не может не сказаться на «картине их поведения». Осознание этих последствий девочками приводит к мучительной «переоценке ценностей», и пятиклассницы при этом не только становятся старше психологически, но и занимают впервые прочно столь характерную для них впоследствии внутреннюю позицию «женщины», в связи с чем в поведении их появляются уже отличия от девочек-четвероклассниц и мальчиков - пятиклассников. Так, девочки отличаются от мальчиков в выборе средств самоутверждения. Они реже обращаются к негативному, с целью утвердиться во мнении одноклассников. Значительно реже они своевольничают. В большей, нежели мальчики, мере прибегают к маскировке осознанных недостатков. В 11 лет девочки проявляют высокую чувствительность к попыткам делить людей на группы по половому признаку, и неуважительное отношение к женщине, как таковой рассматривается ими как оскорбление. Интерес к внутреннему миру других людей в этом возрасте расчетливее выражен у девочек. У них легче сформировать чувство ответственности за порученное дело, они исполнительнее. Они же обычно острее реагируют на ущемление своих прав и дольше сопротивляются воспитателям, прибегающим к непедагогическим мерам воздействия. Сосредоточенность на личных переживаниях ярче выражена у девочек и встречается чаще, чем у мальчиков. У девочек присутствует интерес к своей наружности, в то время как у мальчиков внешность не обладает значимостью. Обращает на себя внимание, что мальчики в этом возрасте дружат только с мальчиками, а девочки только с девочками это притом, что уже пятиклассникам не чужда романтика любви.
Таким образом, подросток — это противоречие между бурным физическим развитием и положением «ребенка»; между стремлением «казаться» и неумением «быть взрослым». Это противоречие между стремлением к личной свободе и неумение правильно распорядиться ею. Трудности подросткового возраста связаны с повышенной возбудимостью школьников, с острой реакцией на обиду, с повышенной критичностью по отношению к старшим. У подростков появляется стремление быть похожими на взрослых не только по внешним проявлениям, но и по определенным «стандартам поведения» Меняются их взгляды на себя, на окружающих. Возраст этот, хрупкий, ранимый, изменчивый, оказывается, может быть больше, чем какие-либо другие, зависим от реальностей окружающей жизни, потому подросток впервые открывает ее для себя. На гранях такого перелома от родителей требуется особая чуткость и поддержка. Будем же внимательны и добры.
Методические рекомендации
Форма проведения — беседа, консультация.
По окончании беседы родителям предлагается составить свод рекомендаций по изменению характера общения с ребенком в связи со вступлением его в подростковый возраст. Вначале каждый в течение З минут составляет собственные рекомендации. Затем в процессе совместного обсуждения вырабатывается общий свод рекомендаций (7—10). При обсуждении родителей обращается внимание на необходимость приведения аргументов и утверждений. Перед родителями ставится задача дать как можно больше рекомендаций в общий свод
Список использованной литературы
Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе: методическое пособие для классного руководителя. – М., 2000. Литература. (Спутник классного руководителя 5–7 классы)
Миновская О.В. Организация работы классного руководителя: Документальное обеспечение воспитательного процесса в классе / О. В. Миновская // Классный руководитель. – 2008. – №2. – c.32-37.
Кокина Э.Н. Папка классного руководителя: Обязанности классного руководителя. Данные об учащихся. Основания для определения целей и задач воспитательной работы с классом. Годовой план работы по направлениям. Оперативное планирование. Отчетные и аналитические материалы. Приложения: Протоколы / Э. Н. Кокина // Классный руководитель. – 2008. – №2. – c.38-47.
Колодкина С.И. Папка « В помощь классному руководителю»: Организация работы классного руководителя. Различные формы работы с детьми. Календарь знаменательных дат. Заповеди класса. Методические советы и рекомендации по работе с родителями. Примерный план характеристики учащегося. Анализ деятельности классного руководителя. Анкетирование школьников. Полезно знать. / c. И. Колодкина // Классный руководитель. – 2008. – №3. – c.5-22.
Савичева И.Б. Классная газета как средство развития детского самоуправления: Принципы работы над газетой. Работа с родителями учеников. Развитие самоуправления в классе. Развитие творчества. Связь с учителем, психологом, администрацией. Доведение информации до сведения учеников. Решение образовательных задач / И. Б. Савичева // Классный руководитель. – 2008. – №4. – c.42-44.
Емельянова И.С. Роль праздников в воспитании детей: Классное руководство / И. С. Емельянова // Классный руководитель. – 2008. – №5. – c.23-26.
Максименко Н.А. Спутник классного руководителя. 5-6 классы/авт. Сост. Н.А. Максименко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 120 с.
Шепелева Т.В. Классные часы. 5-6 классы / авт. – сост. Т.В. Шепелева и др. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 157с.
Лупоядова Л.Ю. Копилка классного руководителя - 2. Родительские собрания. 5-7 класс. – Брянск: Курсив, 2007. – 208 с.