Презентация «Организация работы классного руководителя по формированию коллектива класса в рамках внеклассной деятельности»


ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОЛЛЕКТИВА КЛАССА В РАМКАХ ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕНЬКОВА НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНАучитель начальных классов высшей категорииМАОУ СОШ №22 г.Тамбова Актуальность В настоящее время в школьном образовании важная роль отводится воспитательному процессу. Школа, являясь центром образования и воспитания, помогает с детства сформировать у учащихся необходимые навыки для дальнейшей социализации и адаптации в социуме. Воспитательный процесс является неотъемлемой частью общего образовательного процесса, осуществляемого в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Очень важно строить воспитательный процесс в классе на основе таких принципах как: • принцип деятельностного и творческого подхода;• принцип сотрудничества;• принцип открытости;• принцип системности;• принцип взаимоуважения;• принцип учета возрастных особенностей;• принцип ориентации на «зону успеха» каждого ученика. В основу своей воспитательной системы с классом я закладываю идею воспитания дружного классного коллектива. Формирование толерантных отношений внутри класса является очень важной и ключевой задачей классного руководителя. Реализация данной идеи предполагает создание воспитывающей среды в урочное и внеурочное время, построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ученика, вовлечение всех учеников в систему классных и общешкольных дел. Основной целью своей работы как классного руководителя я считаю формирование полноценного коллектива. Для достижения такой комплексной цели необходимо решить следующие частные задачи: • создание благоприятных условий и возможностей для формирования и гармоничного развития личности каждого ученика, • развитие познавательного интереса, получение дополнительных знаний по различным предметам, расширение кругозора и эрудиции учащихся,• создание условий для раскрытия творческого потенциала,• стимулирование его творческой активности и самореализации в различных видах внеурочной деятельности, • воспитание активной жизненной позиции каждого ученика и коллектива в целом,• формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений друг с другом и окружающими,• мониторинг уровня сплоченности коллектива и межличностных отношений в классе. Этапы формирования дружного коллектива Первый этап - 1 класс (первое полугодие). Главная задача этого этапа - помочь учащимся адаптироваться к школьной жизни. Изучение интересов, потребностей и других личностных характеристик учащихся, проектирование желаемого образа класса. Первые шаги по сплочению классного коллектива.Второй этап – 1 класс (второе полугодие) и 2 класс. Принятие правил жизнедеятельности классного коллектива. Укрепление межличностных отношений. Сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды для ребёнка.Третий этап - 3 класс. Сплочение и развитие классного коллектива на основе воспитания и проявления индивидуальности детей. Раскрытие творческой индивидуальности, лидерских качеств в социальных взаимоотношениях. Организация самоуправления.Четвертый этап - 4 класс. Создание условия для самовыражения детей, раскрытия их собственного “Я”. Класс учится действовать самостоятельно, планировать свои классные дела, распределять обязанности между всеми членами коллектива. Подведение итогов пребывания в начальной школе. Разнообразие форм и методов работы классного руководителя Проведение праздников Юбилей школы Встречи с участниками Великой Отечественной войны Посещение театра Посещение библиотеки Смотр строя и песни Конкурс агитбригад«Здоровая еда- здоровое поколение» «Фирменное блюдо» «Весёлые старты» Но не только участие в классных и школьных делах сплачивает коллектив. Ребят особенно увлекает такая коллективная деятельность, которая помогает им совместно провести свободное время. Современные дети большую часть времени проводят за компьютером, электронными играми, у них дефицит "живого" общения. Дети любят вместе бывать на экскурсиях, прогулках. Процесс воспитания - дело не одной только школы, одна она не может обеспечить полноценное развитие и воспитание. С первых лет жизни ребенок, как губка, впитывает семейные ценности и они составляют основу его поведения. Поэтому большую роль играет совместная работа школы и родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность. Родители принимают активное участие во всех делах класса, выполняют с детьми творческие поручения, являются организаторами экскурсий, поездок, походов, встреч с интересными людьми. Благодаря этому, каждый родитель понимает, что он человек не посторонний, а свой, нужный и знающий. Выставка «Зимняя фантазия» Полноценный коллектив единомышленников и друзей, то есть дружный класс, формируется через: выявление и развитие индивидуальных способностей, развитие умений и навыков в творческой деятельности,развитие познавательной активности, формирование потребности в самообразовании, развитие умений и навыков в учебной деятельности, выявление индивидуальных способностей,формирование потребности в здоровом образе жизни,воспитание трудолюбия, уважения к труду. Воспитание бережного отношения к личному и школьному имуществу,воспитание нравственных качеств личности, ответственности, уважения к истории Отечества, любви к Родине, стране, родному городу. Список литературы 1. Роджерс К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию./ Пер. с англ. М. Злотник. – М., 2001 2. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя – М. 2007. – 22 с. 3. Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей. //Вопросы психологии. – 2001. 4. Социально-психологический климат коллектива: Теория и методы изучения.  – М., 1979 5. Классный руководитель в начальной школе. Социальная сеть работников образования nsportal.ru. 6. Подгорная С.Н, Перекатьева О. В. Тематические недели в начальной школе.- ИКЦ "МарТ", 2004 7. Нечаев М.П. Диагностика результатов воспитательного процесса в школе. М., 2008