П Р О Г Р А М М А для детского пришкольного оздоровительного лагеря Туристско-краеведческого направления «ТУРЛЯНДИЯ»
Утверждаю:
Директор МКОУ «СОШ №9»
_____________ Т.Ф.Кубрина П Р О Г Р А М М А
для детского пришкольного оздоровительного лагеря
Туристско-краеведческого направления
«ТУРЛЯНДИЯ»
Автор: учитель начальных классов
Аверкина Евгения Владимировна
2016 год.
Пояснительная записка
Значение туризма и краеведения в летнем отдыхе детей трудно оценить. Эта
деятельность включает в себя не только высокое эмоциональное содержание, но также затрагивает нравственные, физические и общеобразовательные стороны развития ребенка, способствует познавательной активности каждого участника знаний, похода и экскурсий.
Подлужненская средняя школа является традиционно сильной школой в подготовке детей к различным видам походов и по спортивному туризму и краеведению. И ребята в этом лагере получают основы туристической техники, начальные сведения о природе родного края, животного и растительного мира, памятные и исторические места родного села,края. Эти полученные знания пригодятся в дальнейшем для тех ребят, которые выберут для себя посвящение к занятиям спортивным туризмом, и повышение спортивного мастерства.
Туризм особенно важен для детей, ограниченных в движении, в количестве физической работы, вынужденных жить в отдалении от природы и склонных к пассивному отдыху: телевидение ,компьютеры. Также для детей из семей из малообеспеченных детей, которые не могут поехать в другие лагеря находящиеся на природе, из-за недостатка финансов. Главная задача оздоровительного лагеря- охват детей здоровым образом жизни- практическими занятиями и спортом.
Курс программы построен на последовательности обучения- от простого к сложному, он систематизирует знания, полученные на теоретических знаниях с применением их на экскурсиях и походах.
Программа рассчитана для учащихся 4-8 классов.
Цели и задачи:
- организация отдыха детей полезными, активными занятиями;
- обучения детей к самым начальным основам туристического быта, этикета;
- обучение детей основам туристской техники;
- привитие любви и бережного отношения к родной природе;
- ознакомление детей флорой и фауной, природой родного края;
- воспитание силы воли и характера и трудолюбия ребят во время похода и экскурсий.
Принципы и воспитания
Принцип ценностно-смыслового равенства -для более эффективного взаимодействия «педагог –ребенок».
Принцип природосообразности:
- занятия не должны быть утомительными и должны иметь практический смысл;
- при обучении необходимо учитывать возрастные, физиологические и индивидуальные особенности детей и подростков;
- бережное отношение к природе и экологическое воспитание.
- принцип креативности (творчества).
Формы обучения занятий в лагере
Лекция
Беседа
Игра
Групповая работа
Коллективная работа
Экскурсия
Поход
Инструктаж
Методы обучения и воспитания
Словесные: рассказ, объяснение, убеждение,
Наглядные :демонстрация приемов по туртехнике, образцы узлов, показ рисунков животных и гербариев.
Практические: экскурсии на природу, выполнение приемов туристкой техники, определение видов растений и животных ,турпоход.
Аналитические: наблюдение, сравнение, анкетирование, опрос.
Результат занятий в лагере.
1.Получение знаний о природе РТ.
2.Получение и применение вязки узлов на практике.
3.Занятия и умения основам бивачных работ . 4.Занятия по основам ориентирования по компасу и без компаса.
5.Правила поведения во время экскурсий и походов.
6.Знания об экологии, бережного отношение к природе.
7.Соревнование по ТПТ и КТМ.
Примерный режим дня.
1. 9.15-9.30-Завтрак.
2. 9.45-10.45- теоретические занятия
3. 10.45-12.30- Логические практические игры-занятия.Спортивные подвижные игры.
4. 12.30-13.00 - Обед
5 .13.00-13.30-Логические практические игры-занятия. Спортивные подвижные игры.
13.30-14.00 - Минутка безопасности. Уход домой
Примерная план-сетка работы по программе «Турляндия».
Ознакомление с режимом работы лагеря, его традициями, Инструктаж по ТБ, Игра: «Посвящение в туристы». Компас, карта ориентирование. Практика- вязание узлов: прямой, булинь, схватывающий.
Купание в реке Определение сторон горизонта в лесу. По местным признакам, виды ориентирование. Игра в футбол Бивак, привал. Оборудование бивака. Виды костров.Узлы- Кноп, проводник, двойной проводник.
Купание в водоёме.
Животные и растения края.
Красная книга СК. Обычаи и традиции по охране природы. Узлы- брамшкотовый, академический. Экскурсия на Каменный хаос Разучивание туристских песен. Преодоление навесной переправы. Параллельных
перил.
Узлы- Австрийский, проводник, восмьерка.
Купание в водоёме. Преодоление этапов ТПТ: болотный участок, маятник, «Бабочка», кочки, бревно.
Игра «Снайпер»
Природные и исторические памятники края. Просмотр фильма «Путешествие в горы Кавказа».
Игра «Пионербол» Итоговое соревнование
По ТПТ с элементами КТМ, и ориентирования. Продолжение соревнований.
Купание в водоёме. Подведение итогов, закрытие лагеря.