Презентация на тему «Формирование читательской компетентности у обучающихся начальных классов на уроках чтения»
Медведева Н. В. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Кому не известно, что дети с плохо развитой речью всегда отстают, нередко оказываются в числе неуспевающих по разным предметам. Развитие речи учащихся - одна из первостепенных и сложных задач начального обучения Вопросы формирования связной речи у первоклассников являются актуальными и сложными. Они недостаточно освещены в литературе. Лишь в отдельных трудах приводятся конкретные формы и приемы обучения связной речи Объектом исследования является работа по формированию связной речи у младших школьников апробация эффективных методов по формированию связной речи у младших школьников Субъект: учащиеся 1 класса разработка методики формирования связной речи младших школьников если у детей ограничена возможность использования связной речи в процессе учебной и игровой деятельности, то, при создании определенных коррекционных психолого-педагогических условий улучшается связь между элементами сообщения, повышается способность составления развернутых синтаксических конструкций Для решения этой задачи я вела работу в следующих направлениях: отработка навыка чтения целыми словами; сведение к минимуму ошибок при чтении; осознанность чтения; выразительность чтения. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.Чтение блоков.Отработка дикции.Развитие оперативной памяти.Интонационная разминка. Задуйте свечу.Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов. Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять).Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.Выдох со счетом.Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух. изучить и проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; провести констатирующий эксперимент по обследованию уровня развития связной речи младших школьников Разработать методику работы по формированию связной речи у младших школьников теоретические – анализ литературы по проблеме, синтез результатов исследований авторов по проблематике;эмпирические выбор методов исследования, определение диагностики, статистическая обработка и интерпретация полученных данных заключается в результатах констатирующего эксперимента, которые могут быть интересны и полезны учителям- дефектологам, учителям начальных классов, родителям детей скороговорные разминки;скороговорные пятиминутки;скороговорные диктанты;скороговорные марафоны;скороговорная игротека;скороговорные выступления;скороговорные рассказы. Проводится в начале урока для настроя на положительную эмоциональную волну.Варианты обыгрывания:проговаривание в разном темпе с разной интонацией (восторженно, радостно, грустно, удивленно, озабоченно, разочарованно…);проговаривание, сопровождаемое определёнными загаданными действиями(например хлопками, взмахами руки, танцевальными движениями…);чтение скороговорок по цепочке, по номерам, по заданным словам;поиск в тексте скороговорок названий животных, имён собственных, частей речи и.т.п. Проводятся в середине или в конце урока для снятия интеллектуального напряжения, смены вида деятельности:Варианты:скороговорный круг(передаем эстафетную палочку или мячик и проговариваем скороговорку, нельзя повторяться!скороговорная лента;скороговорная корзина;скороговорный обменный пункт два обучающихся встречаются для обмена новой скороговоркой);инсценирование скороговорки;различные игры. Важно:текст должен нравиться детям, вызывать положительные эмоции;в 1 классе пишем только выученные скороговорки; во 2-3 классе детям текст должен быть знаком!должна присутствовать мотивация к такому виду деятельности(фишки, медальки, значок: «скороговорный искусник»);текст прочитывается один раз. Варианты:игра «Следы»;скороговорная «корзина»;песочные часы;игра «Чемпион- скороговорщик»;игра в «снежки» (из мягкой бумаги лепим снежки и соревнуемся, кто сколько «снежков» сможет положить в коробку, кинуть в соперника ит.д…).При проведении марафона скороговорщики должны быть на некотором расстоянии друг от друга и за ними должен наблюдать эксперт! (во время праздников экспертами могут быть родители). Фантазируем, пробуем, выдумываем!Игры с пальчиковыми куклами, мягкими игрушками, придумывание своих скороговорок.«Кто кого перескороговорит». Командная игра.«Соревнование телефонистов».(по типу испорченного телефона). Детский смех.Грачонок и галчонок громко галдели в гардеробе.Когда заглядывали их родители. Грачи и галки, грачонок и галчонок грациозно раскланивались. Закрывая крылом дверь, мудрые родители произнесли:-Играют. Радуются. –ну и хорошо! Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений – это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями. Он распределен по группам таким образом, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Объем материала к уроку составляет 20-25 буквосочетаний и увеличивается соответственно возрастанию размеру самих буквосочетаний (2, 3, 4, 5 букв). Буквосочетания или блоки записываются на доске в столбик или ряд. Различные варианты расположения на доске способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания.Запись блока производится непосредственно во время урока с требованием к учащимся читать их про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором Аа уа ау иа ея ия ао яя яю ее еюеу ад аж ай ам ап ар ах!ей ел емед еж ек иж из ик ил им иф их ой!ом он ос от ох ош уж ум ус ух! эй! ай-ай ей-ей ек-ек ой-ой! во-во!га-га-га! да-да-да! эй-эй!Ну-ну то-то хе-хе-хе ха-ха-ха!ба-ба дя-дя па-па ма-ма Ли-лих-тих-тех-мех-мохМу-мул-нул-луг-луч-кучНа-нас-сан-сап-нес-селОс-ост-сто-дос-дом-омаПо-пол-пал-мал-дал-жалРе-рек-век-вак-ваз-возСу-суп-сук-сок-ток-такТо-тут-тот-аут-кут-кумУж-муж-луж-лыж-пыж-паж Фразы для чтения:Морж мерз, но полз.Майкл ел борщ и торт.На борт жал болт. Чтение слов с твердыми и мягкими согласными.Сели-съели, семка-съемка, приезд-съезд, прием-объем, взял-изъял, веду-въеду.Фразы для чтения:Он вел коня, потом въехал во дворец.Наша съемка объекта была изъята. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.При чтении будь внимателен к каждому слову.Старайся понять, о чем читаешь.Читай ежедневно вслух и “про себя”. Кто хочет разговаривать,Тот должен выговаривать.Все правильно и внятно,Чтоб было всем понятно.