Тур С.Н., Васюкова Е.И. Образовательная программа Проектная деятельность по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию для 1-4 классов
Тур С.Н., Васюкова Е.И.
Образовательная программа
Проектная деятельность
«Духовно - нравственное и патриотическое воспитание»для обучающихся начальной школы
Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной основой программы «Духовно-нравственного и патриотического воспитания» являются Закон «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее Стандарт), Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее Концепция), Примерная программа воспитания и социализации обучающихся, Базисный Учебный (Образовательный) План образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования.
В соответствии со Стандартом, Концепция и Примерная программа воспитания и социализации обучающихся являются основой для формирования структуры основной образовательной программы начального общего образования.
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся использована в программе «Духовно-нравственного и патриотического воспитания» в качестве концептуальной и методической основы с целью более полного достижения национального воспитательного идеала воспитания и социализации учащихся начальной школы с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, имея в виду конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации младших школьников, взаимодействия с семьей, общественными и традиционными российскими религиозными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.
Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.
В Концепции такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
В Примерной программе воспитания и социализации обучающихся при разработке образовательным учреждением программы воспитания и социализации учащихся начальной школы рекомендуется отразить в ней национальный воспитательный идеал, поэтому организация воспитания и социализации учащихся начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала в программе «Духовно-нравственного и патриотического воспитания» отражается по шести направлениям:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.
Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
Цель и задачи программы
Цель программы: создать уникальную ситуацию воспитания гражданина и патриота России, чей патриотизм основан на глубинных корнях любви к своей малой родине.
К основным задачам следует отнести:
Воспитание позитивного отношения к себе, развитие позитивной Я-концепции, развитие нравственных качеств личности, этического осознания и гуманистических ценностей как основы жизнедеятельности человека;
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
Воспитание уважения к родительской семье, нравственно-психологическая готовность к созданию собственной семьи;
Воспитание уважения к другим людям, терпимости к чужому мнению, традициям, развитие умения вести диалог, готовности к сотрудничеству;
Воспитание трудолюбия, самостоятельности и творческого отношения к учению и труду, ответственности к жизни и будущей профессиональной деятельности;
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Воспитание бережного отношения к природе, чувства хозяина, живущего на родной земле и отвечающего за ее благополучие.
Эстетическое воспитание.
Содержание программы
1 класс
Тема: «Милая сердцу старина»
Проекты: Русские сказки; Народные куклы; Русские колыбельные, песенки, пестушки; Считалки и скороговорки; Загадки, пословицы и поговорки; Игры бабушек и дедушек (и другие, по замыслу участников).
Тема: Что такое хорошо
Проекты: Осторожность и безопасность; Культура поведения; Здоровый образ жизни; Духовные ценности человека (и другие, по замыслу участников).
Продукты проектной деятельности по теме «Что такое хорошо» должны быть направлены на раскрытие следующих подтем:
Осторожность и безопасность (Что такое чрезвычайная ситуация?; Азбука юного пешехода; Правила поведения с незнакомыми людьми; Твой дом. Твое местожительство; Обращение с газом и огнем).
Культура поведения (Правила поведения в школе и дома; Неприкосновенность чужой собственности; Речевой этикет; Вежливость; Аккуратность и опрятность; Точность и обязательность; Твое рабочее место).
Здоровый образ жизни (Режим дня; Личная гигиена; Утренняя гимнастика. Как не попасть в больницу).
Духовные ценности человека (Забота; Доброта, Отзывчивость; Скромность; Сопереживание;, Целеустремленность; Взаимовыручка; Настойчивость; Трудолюбие).
Тема: «Юный патриот»
Проекты: Моя Родина; Любимый уголок родной Отчизны; Символика: семьи, России; Патриотические праздники России (и другие, по замыслу участников).
2 класс
Тема: «С русским задором по русским просторам»
Проекты: Прибаутки и небылицы; Плясовые песни и припевки, Частушки и хороводы, Шумовые музыкальные инструменты; Русские народные праздники. Народные забавы (и другие, по замыслу участников).
Тема: «Что такое хорошо»
Проекты: Культура поведения; Здоровье и медицина; Осторожность и безопасность; Духовные устои человека (и другие, по замыслу участников).
Продукты проектной деятельности должны быть направлены на раскрытие следующих подтем:
Культура поведения (Правила поведения в общественных местах; Воспитанность; Вежливость; Этикет);
Здоровье и медицина (Профилактика болезней; Закаливание; Витамины; Свежий воздух; Болезни, вирусы, микробы, грибки; Кожа – наша одежда; Чем важен сон; Мы едим чтобы; Вредные привычки; Умей оказать помощь; Физкультминутки);
Осторожность и безопасность (Азбука безопасности на дороге; Поведение на природе; Поведение у водоемов и на воде; Осторожно – гололед; Окружающая среда; Транспорт; МЧС);
Духовные устои человека (Честность, Справедливость, Умение держать слово, Неравнодушие, Добрые поступки, Уважение к чужому труду).
Тема: «Юный патриот»
Проекты: Символика твоего класса, школы, России; Патриотические праздники России; Никто не забыт, ничто не забыто; Страна гордится своими героями (и другие, по замыслу участников).
3 класс
Тема: «Живая старина»
Проекты: Легенды, мифы и предания; Песни лирические и исторические; Старинная духовая и щипковая музыка; Обрядовые праздники; Игрища (масленица, ярмарка, гулянья, пляски); Изобразительное искусство древней Руси (и другие, по замыслу участников).
Тема: «Что такое хорошо»
Проекты: Культура поведения; Если хочешь быть здоров; Осторожность и безопасность; Духовные фундамент человека (и другие, по замыслу участников).
Продукты проектной деятельности должны быть направлены на раскрытие следующих подтем:
Культура поведения (Уважительное отношение к общественной собственности, Правила поведения мальчиков и девочек. Дружба и взаимопонимание, Организация личного труда);
Если хочешь быть здоров (Осанка, походка, поза как условие здоровья, Первая медицинская помощь; Как сделать “щит” от простуды?, Спорт, Здоровое питание);
Осторожность и безопасность (Чрезвычайные ситуации; Безопасность на дороге, Безопасность на улице; Безопасность в школе и дома. Поведение человека с животными, Поведение человека на природе);
Духовные фундамент человека (Дружба и доверие, Добро; Честность, Милосердие, Мужество, Почитание родителей; Забота о старших и младших).
Тема: «Юный патриот»
Проекты: Символика: малая Родина, Россия; Патриотические праздники России; Салют, Победа!; Герои Отчизны (и другие, по замыслу участников).
4 класс
Тема: «Гой ты, Русь моя родная!»
Проекты: Народные промыслы; Семейный уклад, обряды, обычаи; Народный костюм; История России в произведениях древнерусской литературы, устного народного творчества.
Тема: «Что такое хорошо»
Проекты: Закон и правопорядок; Толерантность; Осторожность и безопасность; Здоровье и красота. Духовный стержень человека; Культура поведения (и другие, по замыслу участников).
Продукты проектной деятельности должны быть направлены на раскрытие следующих подтем:
Закон и правопорядок (Свобода совести и вероисповедания, Конституция, Декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка);
Толерантность (терпимость и взаимопонимание);
Осторожность и безопасность (Безопасность и защита в чрезвычайных ситуациях; Безопасность на транспорте; Основы медицинских знаний; Поведение на улице и на дороге, в обществе, в природе, в быту; Чем опасен электрический ток; Первая медицинская помощь при ушибах и кровотечениях; Как защититься от насекомых; Осторожно: злая собака);
Здоровье и красота (Твой организм; Осанка; Питание, Виды спорта; Здоровье физическое, Здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива); Активный, здоровый образ жизни; Вредные привычки: чем они опасны?);
Духовный стержень человека (Дружба, верность и любовь, Совесть, Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей;, Вера; Честь; Служение людям и Отечеству).
Тема: «Я – патриот»
Проекты: Я служу России; Патриотические праздники России; Этих дней не смолкнет Слава; Армия: непобедимая и легендарная (и другие, по замыслу участников).
Пути реализации программы через дополнительное образование во внеурочной деятельности
Название
Классы
Место в БУП
Количество
часов
Проекты по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию
1
Проектная деятельность
33 ч. (1 час в неделю)
2
Проектная деятельность
34 ч. (1 час в неделю)
3
Проектная деятельность
34 ч. (1 час в неделю)
4
Проектная деятельность
34 ч. (1 час в неделю)
Примерное распределение времени на проведениекаждого проекта
Начальные сведения по теме – 3 ч.
Выявление интересов учащихся. Выбор темы проекта. Определение вида деятельности каждого обучающегося (индивидуальный, в паре, групповой) – 1 ч.
Проектирование. Постановка проблемы. Планирование действий – 1 ч.
Поиск информации – 1 ч.
Создание продукта проектной деятельности – 2 ч.
Контроль и корректировка проектной деятельности – 1 ч
Самоанализ и презентация проекта – 1 ч.
Оценивание. Подведение итогов. Портфолио проекта – 1 ч.
Примерное объединение в группы по интересам с одноклассниками
Группа « Историки»;
Группа « Исследователи»;
Группа «Художники»;
Группа «Поэты»;
Группа «Теоретики»;
Группа «Ораторы» и так далее.
Примерное планирование
Первый проект
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Сроки: сентябрь октябрь, ноябрь
Тема: Милая сердцу старина
Тема: С русским задором по русским просторам
Тема: Живая старина
Тема: Гой ты, Русь моя родная
Проекты:
Русские сказки
Загадки, пословицы, поговорки
Русские народные колыбельные песенки, пестушки
Считалки и скороговорки
Игры бабушек и дедушек
Народные куклы
Проекты:
Прибаутки и небылицы
Плясовые песни и припевки
Частушки и хороводы
Шумовые музыкальные инструменты
Народные забавы
Русские народные праздники
Проекты:
Легенды, мифы и предания
Песни лирические и исторические
Старинная духовая и щипковая музыка
Обрядовые песни и праздники
Изобразительное искусство Древней Руси
Проекты:
Народные промыслы
Семейный уклад
Народный костюм
Произведения устного народного творчества
Примерные темы бесед (и других форм работы) для приобретения обучающимися начальных сведений по теме проекта
Путешествие «Царство Веселушки».
Пословица - всем углам помощница.
Загадки.
Заклички и приговорки.
Скороговорки. Считалки.
Народные игры.
Колыбельные песни, потешки.
Русские сказки.
Масленица.
Рождество.
Пасха.
Легенды, мифы и предания.
Песни лирические и исторические.
Старинная музыка.
Обрядовые песни и праздники.
Изобразительное искусствона Руси.
Путешествие в мир
декоративной живописи в России» (хохломской, городецкой, гжельской, дымковской, филимоновской, каргопольской).
«От мира природы к миру вещей» (народный костюм).
Герои былин.
Второй проект
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Сроки: декабрь, январь, февраль
Тема: Что такое хорошо
Тема: Что такое хорошо
Тема: Что такое хорошо
Тема: Что такое хорошо
Проекты:
Осторожность и безопасность
Культура поведения
Духовные ценности человека
Здоровый образ жизни
Проекты:
Осторожность и безопасность
Культура поведения
Духовные ценности человека
Здоровый образ жизни
Проекты:
Осторожность и безопасность
Культура поведения
Духовные ценности человека
Здоровый образ жизни
Проекты:
Осторожность и безопасность
Культура поведения
Духовные ценности человека
Здоровый образ жизни
Примерные темы бесед (и других форм работы) для приобретения обучающимися начальных сведений по теме проекта
Друзья Мойдодыра.
«Дворец волшебных слов».
Правила поведения в школе.
Режим дня.
Доброта.
Дружба.
Любовь.
Внешний вид. Одежда.
Город вежливых.
Правила поведения в автобусе, на улице.
Закаливание. Витамины..
Какой я?
Я и мои поступки.
Добрым быть полезно.
Осторожно, шутка.
Смелость и отвага.
Настоящий друг.
«Каждой вещи свое место».
Вежливые слова и поступки.
Правила, обязательные для всех (в театре, кино, музее).
Правильная осанка и походка условие здоровья.
Честность.
Совесть.
Учимся спорить.
Милосердие
Мужество.
Забота о старших и младших.
Правила этикета.
Путешествие в «Царство Культуры».
Поведение в общественных местах.
ЖОЗ (здоровый образ жизни).
Каждый человек уникален и ценен
Относись к людям так, как хотелось бы, чтобы относились к тебе.
Дорога к солнцу.
Сотрудничество парус успеха.
Все начинается с матери.
Дерево щедрости.
Третий проект
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Сроки: март, апрель, май
Тема: Юный патриот
Тема: Юный патриот
Тема: Юный патриот
Тема: Юный патриот
Проекты:
Я служу России;
Моя Родина;
Любимый уголок моей отчизны;
Символика: семьи, России;
Патриотические праздники России
Проекты:
Символика класса, школы, России;
Патриотические праздники России;
Никто не забыт, ничто не забыто;
Страна гордится своими героями.
Проекты:
Символика малой Родины, России;
Патриотические праздники России;
Салют, Победа!;
Герои Отчизны.
Проекты:
Я служу России;
Патриотические праздники России;
Этих дней не смолкнет Слава;
Армия: непобедимая и легендарная.
Примерные темы бесед (и других форм работы) для приобретения обучающимися начальных сведений по теме проекта
Конкурс рисунков:
«Мой дом»;
«Мой воскресный день»;
«Моя мама».
Животные – помощники людей в годы Великой Отечественной войне.
Герб, флаг, гимн России.
Конкурс рисунков «Любимый уголок моей Отчизны».
Фотовыставка «Любимый уголок моей Отчизны».
Патриотические праздники России: 7 февраля – День героя - антифашиста; 23 февраля – День защитника Отечества.
Традиции семьи.
Семейные праздники: «Праздники в России», «Имена», «День моей фамилии», «Моя маленькая родина».
Герб, флаг, гимн города.
Профессии моих родителей.
Читательская конференция по произведениям русских поэтов и писателей «Дети участники ВОВ».
Военная техника.
Патриотические праздники России: 7 февраля – День героя - антифашиста; 23 февраля – День защитника Отечества.
Семейная история.
Семейная реликвия.
Семейная традиция.
Рассказ о члене своей семьи через семейную фотографию или какую-нибудь старинную вещь
Герб, флаг, гимн школы (класса).
Экскурсия по микрорайону.
Конкурс рисунков «Мой микрорайон».
Виртуальное путешествие по городам нашей области.
Города – герои. Рода войск.
Патриотические праздники России: 7 февраля – День героя -антифашиста; 23 февраля – День защитника Отечества.
Герб, флаг семьи. Конкурс «Загляни в бабушкин сундучок» – рассказ о самой старинной вещи семьи, о том, как она появилась в семье. «Моя родословная».
Фотовыставка или фотоконкурс «Фотография из семейного альбома». Ведение фотолетописи класса. Изучение конвенции о правах ребёнка. Путешествие по бескрайним просторам нашей Родины. Поход по местам боевых действий. Игра «Зарница»
Великие полководцы.
Патриотические праздники России:
7 февраля – День героя -антифашиста; 23 февраля –День защитника Отечества.
Примерные формы дополнительной работы для получения обучающимися первоначальных знаний и умений по проектам
Беседы;
Экскурсии;
Встречи;
Конференции;
«Круглые столы»;
Классные часы;
Уроки мужества;
Викторины;
Олимпиады;
Конкурсы;
Коллективные творческие дела;
Коллективно-творческие игры;
Коллективные творческие праздники и так далее.
Характеристики деятельности учащихся в ходе проектной деятельности
чтение текста, формулирование вопросов, ответов;
ориентировка в задании; анализ задания (понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного);
определение логики выполнения поставленной задачи;
использование знаково-символических средств (модели, схемы или таблицы);
планирование, контроль и корректировка хода проектной деятельности;
планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной проектной деятельности;
поиск и исправление ошибок в своей практической работе;
поиск, анализ, отбор и использование необходимой информации (в том числе – в электронных каталогах, справочниках, энциклопедиях) для выполнения поставленной задачи;
построение алгоритма поиска необходимой информации;
работа с информацией (осуществление передачи, хранения, преобразования и поиска);
организация своей деятельности: подготовка своего рабочего места, соблюдение приемов безопасного и рационального труда;
коммуникативная деятельность: работа в малых группах, осуществление сотрудничества, исполнение разных социальных ролей (уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми);
исследование (наблюдение, сравнение, сопоставление) материальных и информационных объектов;
проектирование, создание и обработка информационных объектов ( в том числе электронных);
обобщение (осознание, структурирование и формулирование) того нового, что открыто и усвоено в ходе проектной деятельности;
осуществление объективного самоконтроля и оценки собственной деятельности и деятельности своих товарищей, корректировка.
Планируемые результаты обучения
личностные:
осознание значимости чтения для личного развития;
формирование потребности в систематическом чтении;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в художественной деятельности (рисунке).
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
наличие мотивации к творческому труду;
метапредметные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
оценивать потребность в дополнительной информации;
наращивание своих собственных знаний, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях;
использование информации для построения умозаключений;
использование информации для принятия решений;
умение создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы и так далее);
умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
умение представлять продукт своей проектной деятельности;
выполнение каких-либо самостоятельных действий с техникой для приема, передачи или обработки информации: телефон, радио, телевизор, магнитофон, диктофон, фотоаппарат, видеокамера, копировальный аппарат, компьютер.
Особенности оценочной деятельности
В проектной деятельности в данной программе используется накопительная и критериальная система оценки, которая является объективным способом оценивания результатов обучения. Оптимальным способом организации системы накопительной оценки является портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В портфолио проекта вкладываются фото- и видео-изображения продуктов проектной деятельности, а также Листы индивидуальных достижений, заполняемые по итогам работы в ученической тетради проектов.
При заполнении Листа индивидуальных достижений используется количественный балл («3», «2», «1» и «0»), отражающий уровень учебной деятельности ребенка:
1 уровень – общекультурный – демонстрирует обучающийся, который понимает основные этапы проектной деятельности, принимает участие в коллективной деятельности, ищет информацию в заданных источниках, выполняет задание и обрабатывает материальные или информационные объекты по заданному плану или образцу; осознает то новое, что открыто и усвоено в ходе проектной деятельности; осуществляет самоконтроль и оценку собственной деятельности и деятельности своих товарищей.
2 уровень – прикладной – требует от обучающегося, кроме перечисленного, участия в формулировании вопросов, анализе задания, планировании хода выполнения проекта, построении плана (алгоритма) поиска необходимой информации, использовании информации, а также в работе с информацией (поиске, передаче, хранении и преобразовании); использования знаково-символических средств (моделей, схем или таблиц); прогнозирования результатов собственной проектной деятельности; участия в коллективном проектировании, создании и обработке материальных и информационных объектов; умения демонстрировать понимание системности (взаимосвязей) этапов проектной деятельности в рамках выполняемого проекта; обобщения (осознания, структурирования и формулирования) того нового, что открыто и усвоено в ходе проектной деятельности; осуществления объективного самоконтроля и оценки собственной деятельности и деятельности своих товарищей.
3 уровень – креативный – демонстрируют дети, способные решать проблемы, выходящие за рамки прикладного уровня и способные анализировать информацию, прогнозировать результаты собственной и коллективной проектной деятельности, организовывать коммуникативную деятельность, осуществлять корректировку хода выполнения проекта, искать и исправлять ошибки в собственном плане действий и плане действий своих товарищей; вносить корректировки в оценку собственной деятельности и деятельность своих товарищей.
По итогам оценивания всех проектов выводится средний балл.
Для самооценивания проектной деятельности на разных этапах используются авторские приемы: «градусник настроения» и «лесенка успеха».
Градусник настроения
Лесенка успеха
Для самооценивания проектной деятельности на разных этапах с успехом может быть использован прием: «волшебные линеечки», описанный Г.А. Цукерман.
Например, при самооценивании первого этапа проектной деятельности «Поиск информации» учащиеся отвечают на вопросы:
1. Сколько письменных источников информации (энциклопедии, справочники, словари, учебная, научно-популярная или занимательная литература) ты использовал в ходе проектной деятельности?
2. Сколько цифровых источников информации (электронные энциклопедии, справочники, словари, учебные видеофильмы, виртуальные экскурсии и другое) ты использовал в ходе проектной деятельности?
3. Сколько других источников информации (беседы, интервью, экскурсии и другие) ты использовал в ходе проектной деятельности?
Отвечая на вопросы, учащиеся на трех «волшебных линеечках», соответствующих порядку вопросов, должны поставить крестики следующим образом:
– если ты использовал только один источник информации (или ни одного), то поставь крестик внизу линеечки;
– если ты использовал два или три источника информации, то поставь крестик в середине линеечки;
– если использовал больше трех источников информации, то поставь крестик вверху линеечки.
Таким образом, «волшебные линеечки», могут выглядеть следующим образом:
Такой подход ведет к повышению интереса к обучению, снижению психологического дискомфорта учащегося в обучении и его тревожности.
Формы работы с родителями для осуществления проектной деятельности
При работе над проектом необходимо опираться на помощь родителей (законных представителей) обучающихся. Чем же может помочь взрослый? Помочь выбрать тему проекта, сформулировать вопросы, предположение, цель и задачи, направить или подсказать направление поиска информации, а также оказать помощь в создании продукта проектной деятельности – материального или информационного (в том числе электронного) объекта; помочь в обобщении того нового, что открыто и усвоено в ходе проектной деятельности, а также оказать помощь в подготовке к презентации проекта. Поэтому, возможны следующие формы работы с родителями:
Общие родительские собрания;
Заседания активной группы;
Работа с малых группах;
«Мозговой штурм»;
«Копилка идей»;
«Круглые столы» и так далее.
Обеспечение реализации программы
Нормативно правовая база
Для создания материально-технической базы внеурочной деятельности следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:
Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
Учебная литература(ссылки)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тетради проектов содержат все научно-выверенные этапы:
- тема проекта, источники информации, виды проектов;
- карта и эмблема проекта;
- план работы над проектом;
- этапы работы над проектом;
- корректировка деятельности;
- приемы оценивания проектов;
- приемы самооценивания;
- приемы взаимооценивания;
- отрезные листы результатов работы над проектами (для обязательного портфолио ученика);
- краткие методические рекомендации по созданию проектов.
Дополнительная литература и электронные ресурсы
Агафонов В. О славном и могучем богатыре русском Илье Муромце/ В.Агафонов; Худож. В. Агафонов. М.: Студия Панорама, 1992. 48c.: ил.-(Былинная Русь).
Былины, летописи, сказания: [для мл. шк. возраста]. М.: ЭКСМО, 2006. 126с. (Все произведения для начальной школы).
Русский фольклор: песни, сказки, былины, прибаутки, загадки, игры, гадания, сценки, причитания, пословицы и присловья. М.: Худ. лит., 1985. 367с. (Классики и современники: Русская классическая литература).
Тихомиров А. Праздник защитника Отечества: Его отмечают все, но мало кто знает его историю/ А.Тихомиров// Санкт-Петербургские ведомости.-2003.24 февраля (№34). С.4.
Региональный сайт детских библиотек – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Материалы для молодежного христианского служения и работы с детьми. Сайт Копилочка – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Вырщаков А., Кусмарцев М. Патриотизм на службе России// Воспитание школьников.-2006.-№3.-с.7-22.
Гасанов З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан // педагогика.-2005.-№6.-с.59-63
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. Приказ Минобрнауки России № 19707 от 04 февраля 2011 г. «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования».
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. М.: Просвещение, 2010.
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. М.: Просвещение, 2010.
Базисный Учебный (Образовательный) План образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.
Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС НОО» и приложение «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования»
Письмо МО РФ. О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Письмо МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06.2003.
Демидова М.Ю., Иванов С.В., Карабанова О.А. и др. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий в 2-х частях. Часть 1. – М.: Просвещение, 2009.
Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС НОО» и приложение «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования»
13PAGE 15
13PAGE 142315
1
2
3
·